Toyota Sienna. Типичная неисправность АКПП U760

15.07.2017

Первые сто тысяч километров владелец автомобиля даже не задумывается над вопросом "какая у него коробка передач стоит и сколько она будет работать, мол, ездит хорошо, и ладно".
А вот после пробега 120-130 тысяч километров (данные приблизительны, всё зависит от условий эксплуатации и обслуживания автомобиля), автовладелец может почувствовать, что "машина стала ехать как-то не так…".
И однажды, включив передачу и нажав на газ, удивится: машина начнёт набирать скорость как-то медленно и неохотно.

Причина неисправности на фото ниже: разрушается игольчатый подшипник.


На фото видно, что подшипник разрушился и не хватает нескольких "иголок".

Пространство внутри АКПП замкнутое, вылетевшие из обоймы "иголки" попадают под другие движущиеся части АКПП, например, под сателлиты, а муфта свободного хода хода начинает проворачиваться по "короне".

Вследствие этого нарушаются осевые зазоры между сцеплениями, планетарками, так как данный подшипник торцевой и является "опорным"



Ниже в увеличенном виде, посмотрите на разрушения:




На приведённых фото показаны части АКПП автомобиля Toyota Sienna. Машина выпуска 2012 года, бегает шустро, нагрузка на коробку постоянно большая, но 100 тысяч километров выдерживает.
Однако, по личному ремонтному опыту компании ATG-сервис, если автомобиль "не насиловать", не пытаться выжимать из мотора всю мощность, то такие коробки передач могут ходить 140-150 тысяч километров до возникновения момента разрушения этого игольчатого подшипника.

Ознакомившись с жалобами владельцев таких автомобилей, компания изменила некоторые параметры этого игольчатого подшипника: были увеличены площади "иголок" подшипника и посадочное место под них.

Вследствие этого неисправность под названием "Разрушение игольчатого подшипника и возникающие последствия" была Производителем устранена, сейчас такие АКПП редко приходят конкретно из-за этой неисправности, настал черёд других неисправностей, например, разрушение поршней сцепления:


Имеется в виду "разрушение резино-технических уплотнений вследствие несоблюдения температурного режима" (на фото этот элемент вверху и справа).

Эта неисправность возникает по такой причине: водитель или не проводит своевременное ТО, или, если у него нет времени поехать на ТО, не проверяет состояние радиатора (как вы знаете, радиатор в автомобиле состоит из двух частей: верхняя часть служит для охлаждения мотора, а в нижней части находится радиатор для охлаждения масла для АКПП *жидкости ATF).

Резина на поршнях становится "стеклянной" (дубеет) и перестаёт создавать требуемое давление для правильной работы АКПП.

Водитель в такие моменты чувствует "эффект пробуксовки" при начале движения или при наборе скорости (обороты уходят вверх, а передача на повышенную не переключается).

И когда масло (жидкость ATF) нагревается, давление не держится, и тогда начинается другой эффект: "Горение дисков".

Всё это происходит из-за несоблюдения регламентов ТО: водитель должен знать, что радиатор требует регулярного обслуживания, особенно в период цветения, например, тополей: летающий по улицам пух попадает в радиатор, накапливается и создаёт надёжную преграду для воздуха, который должен охлаждать радиатор при движении автомобиля.

На этой коробке может возникать другая неисправность: происходит разрушение сальников вследствии отсутствия требуемого минимального уровня масла (жидкости ATF).

Конкретно на этой АКПП: неисправность водитель почувствовал на передаче "N-D"; сначала ощутил удары при переключении передач, а при начале движения услышал посторонний шум (можно представить уровень этого "шума", что даже в салоне его было слышно).

Существует распространённая ошибка при ремонте АКПП (не только при описываемой неисправности).

И эта ошибка заключается в том, что ремонтники, обычно, "упираются" только в конкретную неисправность, они нацелены на устранения конкретики и почему-то совсем не рассматривают возможные последствия.

А их предугадать не сложно: надо только подумать и представить алгоритм не только возникновения неисправности, но и возможные последствия.

Обычно "неисправность одна не приходит", она может влиять на работу всех элементов коробки передач.
Например, если бы при ремонте этой коробки производилась замена только неисправного игольчатого подшипника, а на всё остальное внимание бы не обращалось, то такая "отремонтированная" коробка проходила бы недолго.

Почему взял в кавычки слово "отремонтированная".
Потому что это "как бы и не ремонт".
В компании ATG-сервис так коробки передач не ремонтируют: на каждую отремонтированную АКПП даётся гарантия качества.
Каким способом достигается высокий уровень качества: если ремонтируется коробка передач, то в процессе ремонта внимательнейшим образом осматриватся все элементы коробки передач, а не только те, которые реально требуют замены.

Но здесь могут возникнуть трения с клиентом, он может подумать, что его "разводят на дополнительные деньги". Приведу похожий пример, он, правда, не относится к нашей теме про АКПП, но похожий и примечательный.

Дело происходило недавно в дилерском центре: клиентка нависла над мастером-приёмщиком и гневно говорит, что "не надо её раскручивать на ненужные ремонты, ей надо только отремонтировать климат-контроль на своём Хундае".

Мастер-приёмщик спокойно говорит (надо отдать должное этому человеку, не сорвался на крик, а спокойно продолжал её убеждать), что "причина неисправности заключается в датчике и разъёме, которые "совсем зелёные", то есть, окислившиеся, а в самом датчике из-за этого отвалился контакт и датчик надо менять".
Клиентка в гневе:
- Вы мне только климат-контроль почините, а датчик и что там ещё не надо!
И как быть в таком случае?
Как объяснить человеку, что сама неисправность визуально может находиться в одном месте, а причина неисправности - в другом месте? (неисправность климата возникла из-за того, что датчик показывал\не показывал нужную температуру).

Вот так же и при ремонте АКПП.
Если бы Мастер заменил только рассыпавшийся игольчатый подшипник, а на всё остальное не обратил внимание, то после сборки такая коробка проходила бы немного: "задубевшая" резина на поршне привела бы к тому, что диски сцепления стали бы "подгорать и гореть".
И в скором времени этот клиент вернётся и будет предъявлять претензии.

Возвращаемся к нашей неисправности.
Вопрос: "Сколько километров может проехать автомобиль после того, как возникла эта неисправность (разрушение игольчатого подшипника)".
Ответ: "Всё зависит от того, куда попадут "иголки", тут не угадать: 10 километров, двадцать или больше".
Рекомендации: "Если вы почувствовали признаки этой неисправности, то не стоит пытаться ехать до автосервиса своим ходом, лучше вызвать эвакуатор - в таком случае ремонт будет как более быстрым, так и менее денежным".
Об этой неисправности нам рассказал Савкин Пётр Иванович (на фото ниже), который уже почти 30 лет занимается ремонтами АКПП:


Необходимые пояснения от руководителя ATG-сервис Дроздовского Владимира Борисовича:

1. На большинстве автомобилей Toyota нет кодов пробуксовки (в отличии от других Производителей, например, Ford, Volkswagen, там есть такое понятие как "код пробуксовки": один датчик читает обороты входного вала, второй датчик читает обороты выходного вала, полученные значения делятся процессором друг на друга - должно получиться жёсткое передаточное число). Toyota такие коды не использует.

2. У Toyota есть единый код под названием "неисправность соленоида". Причём это не электрический код, а механический, например, "соленоид такой-то неисправен". И в руководстве по ремонту говорится: "Замените соленоид … замените гидравлическую панель … отремонтируйте коробку". И всё. То есть, когда коробка "буксует", то или никаких кодов неисправностей не возникает, или возникает код по какому-то соленоиду.

3. Если специалисты по диагностике и ремонту АКПП не очень опытные, то здесь они попадают в тупик, приезжают с вопросами: "Мы уже четвёртый соленоид меняем, а у нас ничего не получается". Ответ такой: "Вы можете ещё десять соленоидов поменять, но ничего не изменится, проблема не в этом".

4. Код неисправности "по соленоиду" - это может быть как сам соленоид, так и гидравлическая панель, так и исполнительные механизмы.

5. Кодов неисправностей на этой Toyota Sienna не было, выезжавший мастер-диагност Сергей сначала посмотрел ошибки - их не было, потом проверил работу автомобиля, увидел, что "тахометр идёт вверх, а машина не разгоняется". Главное - сделать грамотную первичную диагностику, тогда для автосервиса задача по ремонту будет облегчена.

6. Подобную неисправность определить трудно, её сможет понять только грамотный диагност своей "пятой точкой", диагност, через руки которого прошли больше сотни подобных отремонтированных неисправностей



Вот почему не стоит ехать ремонтироваться в незнакомый автосервис, надо дружить с профессионалами и доверять только им.

Конечно, сказал банально, однако, если соблюдать этот жизненный принцип,то можно сэкономить очень много денег как на периодическом ТО, так и на каком-то ремонте: профессионалам авторемонта совсем невыгодно "накручивать" цены на ремонт, им важно качественно и быстро отремонтировать один автомобиль, и приняться за другой (обратите внимание на расстановку слов "качественно и быстро" - это и есть критерий профессионалов, сначала качество, потом скорость работы).

И самое последнее: напоминаю, что о неисправности рассказали здесь
http://www.at-g.ru/about/



Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата


наверх