Возвращаясь к расходу топлива...

27.12.2004

Самая болезненная тема почти  для любого нормального водителя – это расход топлива в его автомобиле. Когда к нам в ремонт приезжает очередная машина с жалобой на перерасход топлива и ее владелец заявляет что-то вроде: «А вот у товарища такая же машина «ест» только 10 литров», мы говорим, что, дескать, скажите своему товарищу, что ваша машина стала есть 5 литров. Пусть удавится. Потому что добиться в нашем городе расхода в 10 литров на «двушке» может водитель только с очень крепкими нервами. В соседнем Уссурийске – запросто. Там ведь равнина и все «мчатся» в «затылок» друг другу с несусветной скоростью в 40 км/час. А в нашем любимом городе Владивостоке? Если утром и выезжаешь с мыслью сегодня не «гнать» и ехать нормально, то через пять минут все это проходит. Надо ведь этого «чайника» обогнать, другого «козла» не пустить, кому-то  показать, что у тебя машина «круче»… И все – с благостной затеей начать новую жизнь покончено. Но на такую манеру езды любая машина тут же отвечает повышенным расходом топлива. Вчера приезжает в ремонт автомобиль с повышенным расходом (по словам водителя), ему измеряют температуру тормозных дисков – какая может быть экономия? Тормоза раскаленные ведь только за счет сгоревшего топлива, правильно?  Ах, вы спустились с сопки? Так нечего было на нее заезжать. Поэтому, хотите сэкономить при езде на автомобиле – не пользуйтесь тормозами! А вот для этого уже придется ехать плавно,  не спеша и, кроме того, правильно выбирать маршрут, что с нашим рельефом практически не возможно. Остается утешать себя народной мудростью, что у здорового ребенка – здоровый аппетит. Но изменить ситуацию с повышенным расходом так хочется. Поэтому ознакомьтесь с тем, какие способы борьбы с перерасходом топлива предлагаются в Австралии, там тоже полно «наших правильных» автомашин. Они даже в 1995 году брошюру выпустили на эту тему -  Fuel consumption guide”. Впрочем, следовать этим рекомендациям или нет – решайте сами. Свое мнение по каждой рекомендации я высказал в качестве комментариев.

 

1.     Не покупайте тяжелый автомобиль (Ну, вот, а если мне нравится ездить на японском «уазике»?). Известно, что  каждые 500 кг веса вашей машины потребляют примерно 700 литров бензина в год (при норме пробега – ничего себе они ездят!– в 20 тыс. км в год). Это значит, что если ваш автомобиль весит 1000 кг, вы сожжете за год около 1400 литров топлива, если он весит 1500 кг – 2100 литров и т.д.

2.     Регулярно обслуживайте автомобиль. Исправный, но разрегулированный автомобиль потребляет топлива на 10% больше. (Ага, и с дыркой в бензобаке тоже 10% будет?)

3.     Следите за давлением в колесах. Более 2/3 автомобилистов ездят на колесах с заниженным давлением, в то время как известно, что снижение давления с 2,0 кг/см до 1,5 кг/см2 ведет к перерасходу топлива примерно на 3%. Измерять величину давления в колесах следует в холодном их состоянии. Даже после небольшого пробега, давление в колесах повышается. (Из разговора с очередным желающим снизить расход топлива своего автомобиля: «…а я специально снизил давление в колесах, чтобы машина «мягче» шла».)

4.     Следите за правильной регулировкой колес («развал-схождение»). (Тогда регулировать геометрию колес придется после каждого въезда в яму, т.е. каждый день.)

5.     Не возите в машине лишний груз. Каждые 50 кг груза вызывают перерасход топлива примерно на 2%. (Это, допустим, если ехать по ровной дороге. А если низко «лететь» над дорогой? Вы обратите внимание, как говорят ваши знакомые, когда собираются уезжать: «Ну, я полетел!». И при этом жалуются на перерасход топлива.)

6.     Включенный кондиционер увеличивает расход топлива примерно на 10%. (И зимой, и летом? Впрочем, у них там почти всегда лето)

7.     Открытые стекла при скорости автомобиля свыше 50 км/час также приводят к перерасходу топлива. Величина перерасхода зависит от того, насколько эти стекла приоткрыты, и какова скорость автомобиля. (Ну, это и так ясно. Ведь весь шум в салоне только за счет топлива в баке).

8.     Каждое торможение предполагает последующий разгон, что, в свою очередь, вызывает повышенный расход топлива. Если вы видите, что через две-три машины впереди зажглись «стопы» – уберите ногу с педали акселератора. (Другими словами не «гоните» и «держите» дистанцию, т.е. пропускайте всех «чайников» вперед).

9.     Не держите ногу на педали тормоза во время движения. (Ну, это только первый год после получения прав так ездят).

10. Не удерживайте автомобиль на склоне с помощью педалей сцепления и акселератора. Для этой цели есть ручной тормоз. (Пока включишь этот тормоз, пока выключишь, если он еще работает, конечно, все соседи тебя и «сделают»).

11. Избегайте поездок в часы пик. (А куда деваться, если срочно надо ехать).

12. Лучше ехать медленно и плавно, чем резко трогаться и тормозить. Особенно часто эта ошибка заметна у водителей в «пробках», где они придерживаются принципа: «главное, никого не пропустить вперед себя». (Правильно, а то станет какой-нибудь «чайник» и плетись потом за ним).

13. Полностью не прогревайте двигатель по утрам. Как только стрелка указателя температуры сдвинулась с места, можно ехать. Но педаль газа при этом надо нажимать как можно меньше, до тех пор, пока двигатель полностью не прогреется. (Как это меньше нажимать, если я опаздываю на работу?).

14. Правильно выбирайте передачу. На повышенной передаче, если вы полностью утопите педаль газа, нормального разгона не получится, а перерасход – пожалуйста. И как только разогнались, сразу же выключайте повышенную передачу. (Да включить «D» и все).

15. Не гоните. Для автомобилей 80-х годов расход топлива при 110 км/час на 25% больше, чем при 90 км/час. (Как это не гнать, если впереди пусто?).

16. При остановке более чем на минуту, глушите двигатель. (Ну вот, а если он не заведется?).

17. Чем резче вы нажимаете на педаль газа, тем больше у вас будет расход топлива. (И тем быстрее вы «сделаете» всех «чайников»!).

18. Помните! Любое снижение мощности двигателя тут же вызывает перерасход топлива. (Парадоксально, но факт: нет дыма у дизельного двигателя – он не «едет» и при этом не дымит, появился черный дым – машина «поехала» и расход снизился. При этом я не имею в виду «паровозный» дым).

 

И все-таки что делать, если вам кажется, что у вашей машины повышенный расход топлива. Посетите мастерскую, пусть вам скажут, в чем дело. Не просто проверят «ефишку» или же отдиагностируют с помощью сканера двигатель, собственно, что именно они будут делать – это не ваши проблемы, пусть просто скажут, в чем причина перерасхода топлива. И потом уже принимайте решение. В нашей мастерской такая диагностика стоит, например, всего 200 рублей и час времени. В других, если и больше, то не намного. Но после этого вы будете точно знать, что надо делать для снижения расхода топлива у своего автомобиля. Что мы делаем при диагностике причин повышения расхода топлива …

Часть 2.

В предыдущей  части мы рассуждали о причинах повышенного расхода топлива у относительно исправных машин. Если же машина, по вашему мнению, «ест» бензин из-за какой-то неисправности, надо ехать в мастерскую. Там, конечно, постараются найти причину повышенного расхода топлива у вашей машины, только не заказывайте диагностику или проверку «ефишки». Иначе вам ее проведут, даже распечатку выдадут, но причину повышенного расхода не определят. Скажут, все в порядке, а машина как «ела» двадцать литров, так и будет «есть». Попробуйте объяснить мастерам, что вы хотите выяснить причину прожорливости автомобиля, а распечатки с оптимистическими комментариями вас мало интересуют. Обозначьте сразу, чего вы хотите, и пусть мастера сами решают, что им делать: чистить «ефишку» или подключать сканер.

В большинстве мастерских при появлении машины, владелец которой жалуется на повышенный расход топлива, проделывают прежде всего следующее:

1.     Проверяют температуру двигателя. Чем ниже температура двигателя относительно нормы, тем больше будет перерасход топлива. Особенно сильно это заметно у бензиновых двигателей с впрыском топлива. У дизельных двигателей и двигателей с карбюратором эта зависимость  расхода от температуры выражена слабее, но тоже имеет место. Проверить температуру двигателя можно на ощупь, с помощью бесконтактного или какого-нибудь другого термометра или хотя бы просто оценить ее по показаниям штатного термометра на щитке приборов.

2.     Проверяется состояние воздушного фильтра. Как не смешно, но это очень «популярная» причина перерасхода топлива.

3.     Опрашивают память компьютера в режиме самодиагностики. Естественно при условии, что автомобиль оборудован этой системой самодиагностики. При наличии кода неисправности, ни о какой экономии топлива речи быть не может. Надо сначала устранить причины появления этого кода неисправности, а уже потом заниматься экономией топлива. Тем более что зачастую появление кода неисправности подразумевает включение в блоке управления обходной программы, которая чего-чего, а экономии топлива точно не предусматривает.

4.     Оценивают мощность двигателя. Если машина оборудована автоматической коробкой передач, то надо просто провести стояночный тест. Если коробка передач механическая, то придется проехаться в сопку. Например, возле нашей фирмы есть для этой цели приличный подъем. Если мощность данной машины на этом подъеме нам кажется недостаточной, сообщается об этом владельцу. До тех пор, пока не будет мощности, ни о какой экономии топлива речи быть не может.

5.     Снимается сигнал с датчика кислорода, при условии, естественно, что этот датчик есть в данном автомобиле. При этом учитывается не только амплитуду сигнала, но и скорость его изменения. Мы, например, для этой операции используем специальную функцию мототестера PDA 50A. На основе снятой осциллограммы делается один из следующих выводов:

·       Датчик надо заменить;

·       Датчик хороший;

·       Датчик плохой, но его можно восстановить путем чистки.

6.     Проверяется степень нагрева ступиц, тормозных колодок и заднего   моста. Если эти вещи кажутся чрезмерно горячими, сообщается об этом владельцу. Ведь весь его перерасход топлива идет на нагрев этого железа. Может быть, надо помыть тормозные цилиндрики с заменой жидкости, может, просто заменить смазку в мосту, может быть еще что-нибудь предпринять. Но за поиск причин перерасхода обычно не берутся до тех пор, пока не устранятся причины перегрева ступиц и т.д. Хотя зачастую после приведения в порядок элементов трансмиссии и тормозной системы проблемы с перерасходом топлива исчезают.

7.     Проверяют накат автомобиля. Мы для этого ставим ручку переключения передач в положение «N» и просто катаем машину на метр туда – обратно. Если она катается с трудом, указываем владельцу на это. Для большей убедительности даем ему потолкать туда – сюда аналогичный автомобиль.

8.     Проверяются обороты холостого хода. Если они повышенные – указывается на это владельцу автомобиля.

9.     Если машина оборудована автоматической коробкой передач, проверяется правильность включения передач. В частности, включение четвертой или пятой передачи. Для этого приходится или проехаться на машине или как следует расспросить владельца этого автомобиля.

10.  Проверяется датчик положения дроссельной заслонки (TPS). Наличие на его дорожках трещин и потертостей приводит к слишком быстрому изменению сигнала, что воспринимается блоком управления двигателя как резкое ускорение и, естественно, ведет к перерасходу топлива.

11.  Проверяется уровень топлива в карбюраторе. При его повышении, естественно, будет и перерасход топлива. Конечно, если этот карбюратор есть на машине.

12.  Проверяется система обеднения. Сюда входят демпферы, клапаны впуска дополнительного воздуха на сбросе газа, серводвигатели принудительного холостого хода и т.п.

13.  Проверяется правильность системы опережения зажигания или впрыска. Впрочем, дефекты в этой области выявляются еще на стадии проверки мощности.

14.  Проверяется состояние датчика температуры. Накипь на его кончике, окислившиеся контакты, «разбитый» разъем – все это причины повышенного расхода.

Вот такой вкратце порядок проверки автомобиля с повышенным расходом топлива. Конечно, это далеко не все действия по диагностике причин повышенного расхода топлива, поскольку обычно на неисправность натыкаешься уже на втором – третьем пункте. После этого дальнейшие проверки откладываются и обо все сообщается  владельцу. Дескать, вот причина вашего перерасхода. Вполне возможно, что это не одна причина, но что при ее устранении расход снизится – однозначно. Устраните причину, проверьте расход, будет большой – снова приезжайте. Не нравится такой подход, хотите все сразу проверить? Но ведь это может в такие деньги встать! Вплоть до снятия двигателя и его переборки. Поэтому обычно мастерские так поэтапно и борются с перерасходом топлива. 

 



Книги по ремонту автомобилей


наверх