Авторемонт. Ситуации. Часть 2

06.12.2012

АВТОРЕМОНТ. СИТУАЦИИ

часть 2«Кончилась халявушка»


Продолжение. Начало здесь: http://autodata.ru/article/praktika_remonta/avtoremont_situatsii_/

2. Стало предельно понятно, кто работал с мотором. И это понимание лишало надежды на быстрый поиск. Настала очередь сканера. Вот скрины с данными. Даю покадрово. Строчка в строчку, параметр в параметр.

авторемонт авторемонт

авторемонт авторемонт

авторемонт авторемонт

авторемонт авторемонт

авторемонт авторемонт

Вот сколько раз нужно выложить показания сканера, чтобы понятно было, как работает мотор и система. На форумах же выкладывают одним кадром. Следуя этому принципу можно взять любой из представленных скринов и начать обсуждать и угадывать что неисправно. Для того, чтобы не анализировать множество данных, существует способ, который позволяет видеть не только цифры, но и графическое отображение работы. А график совместно с цифрами, это и более наглядно и более быстро и более эффективно. Это выглядит примерно так, фото 11:

авторемонт

Графическое изображение работы, а слева, напротив каждого графика, цифровые данные. Красный пунктир – это маркер, его можно перемещать по графику и останавливая в любых точках получать соответствующие цифровые значения. В данном случае маркер установлен в точку, где данные соответствуют скрину кадр №8. В таком режиме сканеры позволяют выводить определенное количество выбранных параметров. (Х-431, который у меня есть, может выводить на графику до 2-х параметров, Ультраскан выводил до 4-х, этот выводит 8 параметров). А теперь смотрим то, что нас интересует: данные, которые выдал сканер, больше наталкивают на мысль, что двигатель диктует условия. Особенно обращает на себя внимание работа MAF. «Приговаривать» его рано. Тем более, что по работе этого датчика можно судить о работе механической части двигателя. Поэтому делаю еще одну запись, но уже по выделенным интересующим параметрам и рассматриваю ее, фото 12:

авторемонт

Ставим маркер на точку в графике, где педаль резко нажата,TPS отрабатывает нормально. Смотрим, как в этой точке реагирует двигатель (обороты) и система управления (через исполнительные элементы: форсунки и зажигание. Показания О2 тоже в этой точке есть. На MAF система повлиять не может, его работа будет обусловлена работой двигателя. И что мы видим? Плавное нарастание напряжения, это вместо лавинообразного и резкого подъема. Дальше такое же вялое нарастание оборотов … смотрим следующую точку, фото 13:

авторемонт

Теперь маркер установлен в точку, когда обороты достигли максимального значения. Смотрите, какие остальные показания, фото 14:

авторемонт

А здесь за счет чего набираются обороты, почти перед самым их пиком? Топлива подкинули форсунки и не слабо, между прочим. А какие показания MAF? И давайте обороты в районе 2000 посмотрим,-фото 15:

авторемонт

Вот что получили. И насколько показания MAF отличаются в этой точке от ХХ? Где неисправность? В механической части однозначно… А может все же сам MAF? А вот гадать не будем. А сделаем вот что: подключим датчик разряжения к впускному коллектору. Анализировать уже особо нечего, но получить данные, которые либо подтвердят, либо опровергнут показания MAF, мы сможем, а заодно и взглянем на работу клапанного механизма и ЦПГ, фото 16:

авторемонт

Вот это посмотрел… «сходил за хлебушком». Клапанный, получается, не работает. Но ведь проверили, смотрели с пристрастием. Снимаю клапанную крышку и опять проверяю. НИЧЕГО. Ничего за что можно было бы зацепиться. Смоделировать неисправность не получалось. Что может быть причиной такой работы? Визуально, при проворачивании мотора, все работает нормально. Проворачиваю механизм, медленно, прислушиваюсь, присматриваюсь. Идет плавно, ни рывка ни щелчка, все чинно и благородно, а главное - все правильно. «Ну что тебе не хватает, железка ты промасленная?» Звонит телефон. Звонки в такие моменты раздражают неимоверно. Отвечаю. Звонит хозяин Мазды. Упреждаю вопросы: «Не сделал и даже еще не нашел причину.» «Да я не поэтому звоню. Я вчера забыл сказать, там, в кулечке в машине лежат шайбы, они нормальные, вы возьмите, может, поставите кому.»

Многие клиенты, в знак расположения, или доброго отношения пытаются тебе подарить или оставить старые, но еще « рабочие» снятые с их авто детали. Делают они это от чистого сердца, исключительно с добрыми намерениями. « Может вам сгодится куда». Мы естественно благодарим, и чтобы не обидеть человека принимаем… А в конце каждой недели к нам приезжает машина сборщиков металла, и все дары и пожертвования в виде стоек, пружин, рычагов, шаровых, тяг и пр. забирает.

А поэтому не смотря на раздражение, соблюдая правила этикета продолжаю разговор:

- Спасибо, шайбы нужная вещь (Шайба все же не севшая стоечная пружина, и тем более не кривой кардан.)

Потом встрепенулся и переспросил:

- А что за шайбы?

- Ну, в кулечке там, на панели смотрите. Нашли?

Черт, придется идти искать кулечек..

- Нашел…. Это откуда шайбы ?!!

- С моей машины…

Прерываю соединение, ибо в такие моменты единственное печатное выражение, это «Ёкраный бабай».

*Ёкраный бабай сокращенно « ЁБ», имеет много разновидностей. Поэтому словесный портрет его составить невозможно. . «ЁБ» коварен, прячется в самых непредсказуемых местах. То, что он творит, не поддается здравому смыслу и логике. Он не имеет никакого отношения к нечистой силе, и является порождением таких человеческих качеств, как невежество и алчность. В последнее время встречи с «ЁБ» участились.

В моем случае данный персонаж выглядел так, фото 17, 18:

авторемонтавторемонт

На фото 17 кулачек впускного распредвала – клапан закрыт, на фото 18 кулачек того же клапана, но здесь я уже нажал на компенсатор жалом отвертки. И он просел вниз. А здесь на фото 19 -

авторемонт

 тот же кулачек и тот же компенсатор, только отвертка уже вставлена между ними.

На собранном клапанном механизме и когда гидрокомпенсатор «взведен» сделать это невозможно. Ну и для полноты картины посмотрим на кулачек, который открывает клапан, фото 20, 21:

авторемонтавторемонт

На фото 20 кулачек, который должен уже приоткрыть клапан, а на фото 21 всё та же отвертка, вставленная между кулачком и компенсатором.

Простая неисправность, правда?

Сразу не сообразишь и тем более не вспомнишь, что там, на моторах FP, FS этого года ставилось компенсаторы или толкатели с шайбами. Пружины на подобных компенсаторах достаточно мощные, поэтому стука не было, и механизм при прокручивании работал плавно. А вот каналов масляной подпитки гидрокомпенсаторов на головке этого мотора не предусмотрено. Поэтому их просто выжало. Дальше все просто: «когда кулачок должен открывать клапан, он сжимал пружину компенсатора и только в наивысшей своей точке открывал клапан». Ну и как закрывался клапан, тоже понятно. Выпускные клапана работали нормально. Двигатель слегка наклонен и масла в районе выпускного вала всегда натекает много. И компенсаторы получали подпитку. Теперь легко объяснить текущие параметры сканера.

Нашел бы я эту неисправность, если бы не звонок клиента? Думаю да. Вот только когда - вопрос. Скорее всего, разобрав механизм, раньше бы нет.

И последнее для «любителей халявы»: Господа, взгляните на выложенные скрины с данными для анализа. Это говорит только об одном: «Автомобили начала и середины 90-х прошлого века закончились, и никакое гадание по типовым ситуациям уже не проходит. Кончилась халявушка…

МАРКИН Александр Васильевич

Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M

СОЮЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИАГНОСТОВ

г.Белгород

Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б

(4722)300-709



© Легион-Автодата


Книги по ремонту автомобилей