Улучшайзинг. Эмуляторы катализатора
05.07.2016
Есть одна тема, в моей деятельности, которую я уже несколько лет в своем дневнике не затрагивал. Четыре года вот этой записи И все эти четыре года ошибка Р0420 (0430) по прежнему регулярно беспокоит владельцев авто.
Я не очень люблю эту работу. Впрочем, я вообще не люблю тюнинг автомобиля с отрицательной суммой. Когда идет борьба за какие-то спортивные достижения - это мне нравится, а вот когда идет борьба за то, как бы сэкономить копеечку плюнув в атмосферу вонючим выхлопом, то мне это как-то не сильно нравится.
Тем более, что появлению проблем с катализатором, как правило, предшествует цепь событий по экономии этой самой копеечки.
"Кроилово ведет к попадалову" - народная мудрость.
Установка газового оборудования, положим, да ещё и не очень хорошими мастерами.
Или есть люди, которые принципиально свечи не меняют. Пока свечи совсем не выгорят и не утянут за собой катушки зажигания, попутно расплавив катализатор. Принцип: "Не мешай машине работать" на современных высокофорсированных моторах не проходит. Пока ты ждешь, что авто само вылечится, в бездну может улететь не только катализатор.
Впрочем, ошибка по низкой эффективности катализатора не всегда возникает по вине владельца. Есть и непродуманные решения, заложенные на стадии проектирования автомобиля. Это касается появления ошибки на некоторых марках азиатских автомобилей из-за повышенного содержания МТБЭ в нашем бензине. Тут программисты азиатских контор не доработали. Или вот эта скандальная история: http://kia-ceed.net/... http://www.zr.ru/... . Тут уже конструкторы просчитались. В таких случаях тюнинг с отрицательной суммой меняет полярность.
И вот в этом месте надо подробнее объяснить, а что же такое эмулятор исправного катализатора? Это просто один из путей решения проблемы. В настоящее время популярны два способа: чип-тюнинг и установка эмулятора. При чип-тюнинге меняется содержание некоторых областей программы управления двигателем в блоке управления. Метод действенный, особенно, если у производителя автомобиля есть прошивка соответствующая нормам токсичности для стран не озабоченных борьбой за экологию. Надо заметить, что количество этих стран постоянно стремится к нулю и скоро видимо иссякнет. На основе этой прошивки часто пишется и прошивка для вашего конкретного автомобиля. Или подбирается от аналога. Это наиболее распространено. На машины свежие и с большим количеством дополнительного оборудования прошивка, как правило, правится на основании родной, слитой с автомобиля. Потому что изменив одну область, можно невольно изменить и другие, казалось бы, не связанные.
Вот тут уже на первое место встает вопрос, насколько высока квалификация человека, который этим будет заниматься. Действительно квалифицированных специалистов очень немного. Соответственно и цена возрастает. Товар-то штучный. Поэтому есть группа машин для которых хороших прошивок просто нет. Что тогда делать? Тогда эмулятор.
Эмулятор же меняет форму и амплитуду сигнала кислородного датчика (ДК2) установленного после катализатора и предназначенного для контроля состояния этого самого катализатора. Представляет собой сборку микроконтроллера. Плата, процессор, элементы. Ставится в разрез проводки, между датчиком и блоком управления двигателем. Тут задача немного проще, да и случае неудачи последствия минимальны. Снял устройство и пошел думать. В этом плане для меня было важно, чтобы производитель эмуляторов находился как можно ближе. Желательно в соседнем боксе. Поэтому варианты Украина и Россия не рассматривались. И тут повезло. Могилев. Не Бобруйск, воспетый на страницах "Золотого теленка", но рядом. И разработчики ребята грамотные. Главный конструктор крупного предприятия и начальник сектора. Тут нищета наша и любознательность, как обычно выручила. Достаточно сложно себе представить, чтобы где-нибудь на Западе два ведущих специалиста холдинга, включающего в себя четыре завода, занимались в свободное от работы время подобной ерундой, а не топтали дорожки гольф клуба.
Можете уже меня поправлять. Причем сразу и последовательно и по пунктам:
1. Существует такая замечательная вещь как проставка под второй датчик кислорода (далее в тексте ДК2). Этакая дистанционная втулка. Дешево и сердито. Чертежи имеются в Интернете. Существует как прямая, так и угловая версия. Необходимо посещение знакомого токаря и некоторое количество экспериментов по подбору диаметра отверстия в проставке.
2.Можно поставить в сигнальную цепь ДК2 этакий фильтр для сглаживания сигнала. Называется RC-цепочка. Тоже дешево и сердито. Схема имеется Интернете. Поход к знакомому токарю отменяется, и заменяется походом на радиорынок .
3. На авторынке продаются такие проставочки (как правило от наших желтолицых братьев из Поднебесной). Такие, почти как в пункте 1. Но внутри есть кусочек настоящего катализатора (бывает правда просто сетки или бронзовой губки). Не так дешево, как первые два варианта, но и не сильно дорого. Поход на авторынок.
4. На том же авторынке продаются универсальные катализаторы. Продавцы утверждают, что польские (норвежские… тут можно присоединить любую страну мира). Конечно дороже первых трех вариантов, но гораздо дешевле оригинальных. Слава героям! Ой, простите, бес попутал… „Jeszcze Polska nie zginęła“ ("Ещё Польша не погибла"). Опять идем на авторынок.
Короче, умные люди в разных странах много чего придумали для нас родимых. И тут самое время подключить к нашей с вами неторопливой беседе одного из разработчиков эмулятора.
Итак, Александр, иженер-конструктор РЭА, он же программист: "RC-цепочки, проставки.... да, все это отлично работает на автомобилях с евро 3. Практически всегда, без проблем справляются с ошибкой p0420. А ведь и вправду, что необходимо этим автомобилям для того, чтоб ошибка не возникала? В первых годах выпуска автомобилей с нормами Евро3, был простейший детектор исправности катализатора: форма сигнала второго лямбда-зонда должна отличаться от формы сигнала первого лямбда-зонда, ну, может, не совсем так просто, но до сих пор на просторах технических литератур этих автомобилей написано такое интерпретированное условие: "Длина огибающей сигнала второго лямбда-зонда должна быть меньше длинны огибающей первого лямбда зонда". Всё. Ни капельки больше. По другому это интерпретируют как форма сигнала второго зонда, должна быть более вялой чем форма сигнала первого зонда. http://alflash.com.ua/Learn/catnew.pdf Все просто и понятно. RC-цепочка, проставка, да и чего греха таить стабилитрон на 0,7В решали эту проблему. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтоб изменить форму сигналу второго датчика. Все ок, проблема решена. В Европе приближается миллениум, кулибины точат проставки, недовольны только автопроизводители... и тут они начинают думать, как же кулибиных отсеять.
Последние годы евро Евро 3, начало Евро 4. https://ru.wikipedia.org/...
Россия на Евро 3 перешла только с 2008 года, на 9 лет позже, чем Европа. М-да... До 2008 года любой гаражный слесарь имел в своём арсенале сопротивление и кАндИСатор, и решал проблемы на автомобилях для России, Китая и иже с ними.
Автопроизводители видят, что кулибины точат RC-фильтры и паяют проставки... Паника... Что делать? Не перестрелять же всех точильщиков-паяльщиков, а нормы токсичности соблюдать-то надо, для дымящих машин закрыты въезды в центры городов. Ахтунг!
И тут светлые умы инженеров допирают, что надо потихоньку все эти RC-проставки каким то образом выявлять.
Проще всего выявить RC цепочку, зная, что при их наличии уменьшается амплитуда сигнала, можно просто глядя на амплитуду сигнала сказать что что-то не работает. Так появилась ошибка по Slow Response. Вообще-то, она говорит о том, что второй датчик после резкого обеднения не перешел в зону обеднения, а точнее, не упал ниже 0,2В. Хедшот, как говорят в контре. И RC-цепочки отпали, и большая часть проставок. OMG (http://lurkmore.to/OMG ) сказали гаражники, и не выкинули проставки и конденсаторы из гаража, а стали что-то думать. И тут появились эмуляторы.
Медленная реакция на обеднение, медленная реакция на обогащение. Эти ошибки связаны не столько с экологической составляющей автомобиля, сколько для выявления разного рода эмуляторов. Попробуйте на любую более-менее свежую тойоту-лексус добавить RC-цепочку. Вы удивитесь тому, что не на реакцию ругается компьютер, а на высокое напряжение второго лямбда-зонда. Почему? Да потому, что японские умы дополнительно к реакциям начали стробить сигнальную цепь 12В импульсами, которые голый лямбда-зонд должен "съедать", а конденсатор наоборот - набирать в этих импульсах заряд, и отдавать потом его в сигнальную цепь. Зачем это было сделано японцами? Для того, чтоб исключить любую паразитную ёмкость в цепи датчика, которой при исправной системе и отсутствии всяких приблуд быть не должно.
А что же проставки? А с ними другая беда. Если сделать отверстие большое - не будет медленной реакции, но будет 420 ошибка, если маленькая - наоборот.
Проставки с катализатором внутри... Это да, вещь, она работает, правда первые несколько тысяч, ну в принципе, для продажи машины хватит, а там уже новый владелец будет думать, что ему делать. Беда таких проставок в том, что находящийся внутри кусок катализатора не продувается как следует, из-за этого в течение небольшого времени его соты покрываются продуктами выхлопа и фактически перестают доокислять угарные газы. Т.к. для исключения ошибок по медленным реакциям дупло в такой проставке делается большое, то, как только соты покрываются продуктами выхлопа, возникает старый друг - ошибка P0420.
Универсальный катализатор.
Вот массовый состав родного катализатора Хонды Аккорд 2007. Масса катализатора 2,4кг:
0,04% платины, 0,06% палладия, 0,007% родия и 1,4% церия, то есть в родном катализаторе содержатся следующие массы драгметалов:
0,0004*2400= 0,96г платины
0,0006*2400 = 1,44 г палладия
0,00007*2400= 0,168г родия
0,014*2400= 33,6г церия.
А теперь в ценах на бирже по состоянию на 15.06.16:
Платина: 2077,69 * 0,96 = 1994 рублей
палладий 1150*1,44 = 1656 рублей
родий 1600*0,168 = 260 рублей
церий 5,36*33,6 = 180 рублей
Итого, только драгметалов содержится на 4090 рублей. Это без учета железа для катализатора, керамики, зарплаты, маржи. С учетом всего этого видно, что дешевле 20.000 катализатор стоить не будет. Повторюсь, 20.000 это минимальная себестоимость. Что же представляют собой универсальные катализаторы за 5-7 тысяч рублей? Да в принципе то же самое, только вот содержания драгметаллов там в разы меньше. Поэтому и срок службы его такой же, хорошо, если до замены масла выхаживает".
Техническую сторону Саша обосновал достаточно подробно. От себя добавлю, что все эти вопросы со схемами подключения, вариантами обхода, доработки программы, удалением или внесением элементов в схему обкатывались, в том числе, и на территории "Мастерской Автодиагноз" с нашим непосредственным участием. В основном "азиаты". Лексус ЛС480 2009 много сил отнял. Хотя возни с "американцами" тоже хватило. Крайслер после 2008-го долго не шел. Ой, как не просто это все. Разные производители, разные алгоритмы работы. Разные алгоритмы работы даже у одного производителя, в зависимости от рынка сбыта. Парни жертвовали своим свободным временем создавая устройство PnP. То есть для наших белорусских "экономистов", которые ныне и ремни ГРМ во дворах микрорайонов меняют. Под липой или каштаном.
Правда, результаты бывают интересные: "Здравствуйте, купил у ВАС электронный эмулятор на Audi A4b6 2003г, подключил по инструкции, чек как горел, так и горит, изменений никаких, да вторую лямбду покупал и ставил новую , помогите советом" . Сложно такое комментировать. Сам я, честно говоря, не сильно люблю этих самых "экономистов", которые постоянно убеждают меня в том, что "присоединение четырех-пяти проводков", в столь тяжелое для граждан страны время, никак не может стоить выше 5 вечнозеленых в эквиваленте. Гораздо большее удовлетворение мне приносит поиск причин появления ошибки Р0420(0430). И нередко с катализатора снимается подозрения.
Отмечу, что на "наших белорусских" эмуляторах свет клином не сошелся. Работа идет и в России (там несколько производителей), и на Украине (проект "Спайдер).
Я не очень люблю эту работу. Впрочем, я вообще не люблю тюнинг автомобиля с отрицательной суммой. Когда идет борьба за какие-то спортивные достижения - это мне нравится, а вот когда идет борьба за то, как бы сэкономить копеечку плюнув в атмосферу вонючим выхлопом, то мне это как-то не сильно нравится.
Тем более, что появлению проблем с катализатором, как правило, предшествует цепь событий по экономии этой самой копеечки.
"Кроилово ведет к попадалову" - народная мудрость.
Установка газового оборудования, положим, да ещё и не очень хорошими мастерами.
Или есть люди, которые принципиально свечи не меняют. Пока свечи совсем не выгорят и не утянут за собой катушки зажигания, попутно расплавив катализатор. Принцип: "Не мешай машине работать" на современных высокофорсированных моторах не проходит. Пока ты ждешь, что авто само вылечится, в бездну может улететь не только катализатор.
Впрочем, ошибка по низкой эффективности катализатора не всегда возникает по вине владельца. Есть и непродуманные решения, заложенные на стадии проектирования автомобиля. Это касается появления ошибки на некоторых марках азиатских автомобилей из-за повышенного содержания МТБЭ в нашем бензине. Тут программисты азиатских контор не доработали. Или вот эта скандальная история: http://kia-ceed.net/... http://www.zr.ru/... . Тут уже конструкторы просчитались. В таких случаях тюнинг с отрицательной суммой меняет полярность.
И вот в этом месте надо подробнее объяснить, а что же такое эмулятор исправного катализатора? Это просто один из путей решения проблемы. В настоящее время популярны два способа: чип-тюнинг и установка эмулятора. При чип-тюнинге меняется содержание некоторых областей программы управления двигателем в блоке управления. Метод действенный, особенно, если у производителя автомобиля есть прошивка соответствующая нормам токсичности для стран не озабоченных борьбой за экологию. Надо заметить, что количество этих стран постоянно стремится к нулю и скоро видимо иссякнет. На основе этой прошивки часто пишется и прошивка для вашего конкретного автомобиля. Или подбирается от аналога. Это наиболее распространено. На машины свежие и с большим количеством дополнительного оборудования прошивка, как правило, правится на основании родной, слитой с автомобиля. Потому что изменив одну область, можно невольно изменить и другие, казалось бы, не связанные.
Вот тут уже на первое место встает вопрос, насколько высока квалификация человека, который этим будет заниматься. Действительно квалифицированных специалистов очень немного. Соответственно и цена возрастает. Товар-то штучный. Поэтому есть группа машин для которых хороших прошивок просто нет. Что тогда делать? Тогда эмулятор.
Эмулятор же меняет форму и амплитуду сигнала кислородного датчика (ДК2) установленного после катализатора и предназначенного для контроля состояния этого самого катализатора. Представляет собой сборку микроконтроллера. Плата, процессор, элементы. Ставится в разрез проводки, между датчиком и блоком управления двигателем. Тут задача немного проще, да и случае неудачи последствия минимальны. Снял устройство и пошел думать. В этом плане для меня было важно, чтобы производитель эмуляторов находился как можно ближе. Желательно в соседнем боксе. Поэтому варианты Украина и Россия не рассматривались. И тут повезло. Могилев. Не Бобруйск, воспетый на страницах "Золотого теленка", но рядом. И разработчики ребята грамотные. Главный конструктор крупного предприятия и начальник сектора. Тут нищета наша и любознательность, как обычно выручила. Достаточно сложно себе представить, чтобы где-нибудь на Западе два ведущих специалиста холдинга, включающего в себя четыре завода, занимались в свободное от работы время подобной ерундой, а не топтали дорожки гольф клуба.
Можете уже меня поправлять. Причем сразу и последовательно и по пунктам:
1. Существует такая замечательная вещь как проставка под второй датчик кислорода (далее в тексте ДК2). Этакая дистанционная втулка. Дешево и сердито. Чертежи имеются в Интернете. Существует как прямая, так и угловая версия. Необходимо посещение знакомого токаря и некоторое количество экспериментов по подбору диаметра отверстия в проставке.
2.Можно поставить в сигнальную цепь ДК2 этакий фильтр для сглаживания сигнала. Называется RC-цепочка. Тоже дешево и сердито. Схема имеется Интернете. Поход к знакомому токарю отменяется, и заменяется походом на радиорынок .
3. На авторынке продаются такие проставочки (как правило от наших желтолицых братьев из Поднебесной). Такие, почти как в пункте 1. Но внутри есть кусочек настоящего катализатора (бывает правда просто сетки или бронзовой губки). Не так дешево, как первые два варианта, но и не сильно дорого. Поход на авторынок.
4. На том же авторынке продаются универсальные катализаторы. Продавцы утверждают, что польские (норвежские… тут можно присоединить любую страну мира). Конечно дороже первых трех вариантов, но гораздо дешевле оригинальных. Слава героям! Ой, простите, бес попутал… „Jeszcze Polska nie zginęła“ ("Ещё Польша не погибла"). Опять идем на авторынок.
Короче, умные люди в разных странах много чего придумали для нас родимых. И тут самое время подключить к нашей с вами неторопливой беседе одного из разработчиков эмулятора.
Итак, Александр, иженер-конструктор РЭА, он же программист: "RC-цепочки, проставки.... да, все это отлично работает на автомобилях с евро 3. Практически всегда, без проблем справляются с ошибкой p0420. А ведь и вправду, что необходимо этим автомобилям для того, чтоб ошибка не возникала? В первых годах выпуска автомобилей с нормами Евро3, был простейший детектор исправности катализатора: форма сигнала второго лямбда-зонда должна отличаться от формы сигнала первого лямбда-зонда, ну, может, не совсем так просто, но до сих пор на просторах технических литератур этих автомобилей написано такое интерпретированное условие: "Длина огибающей сигнала второго лямбда-зонда должна быть меньше длинны огибающей первого лямбда зонда". Всё. Ни капельки больше. По другому это интерпретируют как форма сигнала второго зонда, должна быть более вялой чем форма сигнала первого зонда. http://alflash.com.ua/Learn/catnew.pdf Все просто и понятно. RC-цепочка, проставка, да и чего греха таить стабилитрон на 0,7В решали эту проблему. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтоб изменить форму сигналу второго датчика. Все ок, проблема решена. В Европе приближается миллениум, кулибины точат проставки, недовольны только автопроизводители... и тут они начинают думать, как же кулибиных отсеять.
Последние годы евро Евро 3, начало Евро 4. https://ru.wikipedia.org/...
Россия на Евро 3 перешла только с 2008 года, на 9 лет позже, чем Европа. М-да... До 2008 года любой гаражный слесарь имел в своём арсенале сопротивление и кАндИСатор, и решал проблемы на автомобилях для России, Китая и иже с ними.
Автопроизводители видят, что кулибины точат RC-фильтры и паяют проставки... Паника... Что делать? Не перестрелять же всех точильщиков-паяльщиков, а нормы токсичности соблюдать-то надо, для дымящих машин закрыты въезды в центры городов. Ахтунг!
И тут светлые умы инженеров допирают, что надо потихоньку все эти RC-проставки каким то образом выявлять.
Проще всего выявить RC цепочку, зная, что при их наличии уменьшается амплитуда сигнала, можно просто глядя на амплитуду сигнала сказать что что-то не работает. Так появилась ошибка по Slow Response. Вообще-то, она говорит о том, что второй датчик после резкого обеднения не перешел в зону обеднения, а точнее, не упал ниже 0,2В. Хедшот, как говорят в контре. И RC-цепочки отпали, и большая часть проставок. OMG (http://lurkmore.to/OMG ) сказали гаражники, и не выкинули проставки и конденсаторы из гаража, а стали что-то думать. И тут появились эмуляторы.
Медленная реакция на обеднение, медленная реакция на обогащение. Эти ошибки связаны не столько с экологической составляющей автомобиля, сколько для выявления разного рода эмуляторов. Попробуйте на любую более-менее свежую тойоту-лексус добавить RC-цепочку. Вы удивитесь тому, что не на реакцию ругается компьютер, а на высокое напряжение второго лямбда-зонда. Почему? Да потому, что японские умы дополнительно к реакциям начали стробить сигнальную цепь 12В импульсами, которые голый лямбда-зонд должен "съедать", а конденсатор наоборот - набирать в этих импульсах заряд, и отдавать потом его в сигнальную цепь. Зачем это было сделано японцами? Для того, чтоб исключить любую паразитную ёмкость в цепи датчика, которой при исправной системе и отсутствии всяких приблуд быть не должно.
А что же проставки? А с ними другая беда. Если сделать отверстие большое - не будет медленной реакции, но будет 420 ошибка, если маленькая - наоборот.
Проставки с катализатором внутри... Это да, вещь, она работает, правда первые несколько тысяч, ну в принципе, для продажи машины хватит, а там уже новый владелец будет думать, что ему делать. Беда таких проставок в том, что находящийся внутри кусок катализатора не продувается как следует, из-за этого в течение небольшого времени его соты покрываются продуктами выхлопа и фактически перестают доокислять угарные газы. Т.к. для исключения ошибок по медленным реакциям дупло в такой проставке делается большое, то, как только соты покрываются продуктами выхлопа, возникает старый друг - ошибка P0420.
Универсальный катализатор.
Вот массовый состав родного катализатора Хонды Аккорд 2007. Масса катализатора 2,4кг:
0,04% платины, 0,06% палладия, 0,007% родия и 1,4% церия, то есть в родном катализаторе содержатся следующие массы драгметалов:
0,0004*2400= 0,96г платины
0,0006*2400 = 1,44 г палладия
0,00007*2400= 0,168г родия
0,014*2400= 33,6г церия.
А теперь в ценах на бирже по состоянию на 15.06.16:
Платина: 2077,69 * 0,96 = 1994 рублей
палладий 1150*1,44 = 1656 рублей
родий 1600*0,168 = 260 рублей
церий 5,36*33,6 = 180 рублей
Итого, только драгметалов содержится на 4090 рублей. Это без учета железа для катализатора, керамики, зарплаты, маржи. С учетом всего этого видно, что дешевле 20.000 катализатор стоить не будет. Повторюсь, 20.000 это минимальная себестоимость. Что же представляют собой универсальные катализаторы за 5-7 тысяч рублей? Да в принципе то же самое, только вот содержания драгметаллов там в разы меньше. Поэтому и срок службы его такой же, хорошо, если до замены масла выхаживает".
Техническую сторону Саша обосновал достаточно подробно. От себя добавлю, что все эти вопросы со схемами подключения, вариантами обхода, доработки программы, удалением или внесением элементов в схему обкатывались, в том числе, и на территории "Мастерской Автодиагноз" с нашим непосредственным участием. В основном "азиаты". Лексус ЛС480 2009 много сил отнял. Хотя возни с "американцами" тоже хватило. Крайслер после 2008-го долго не шел. Ой, как не просто это все. Разные производители, разные алгоритмы работы. Разные алгоритмы работы даже у одного производителя, в зависимости от рынка сбыта. Парни жертвовали своим свободным временем создавая устройство PnP. То есть для наших белорусских "экономистов", которые ныне и ремни ГРМ во дворах микрорайонов меняют. Под липой или каштаном.
Правда, результаты бывают интересные: "Здравствуйте, купил у ВАС электронный эмулятор на Audi A4b6 2003г, подключил по инструкции, чек как горел, так и горит, изменений никаких, да вторую лямбду покупал и ставил новую , помогите советом" . Сложно такое комментировать. Сам я, честно говоря, не сильно люблю этих самых "экономистов", которые постоянно убеждают меня в том, что "присоединение четырех-пяти проводков", в столь тяжелое для граждан страны время, никак не может стоить выше 5 вечнозеленых в эквиваленте. Гораздо большее удовлетворение мне приносит поиск причин появления ошибки Р0420(0430). И нередко с катализатора снимается подозрения.
Отмечу, что на "наших белорусских" эмуляторах свет клином не сошелся. Работа идет и в России (там несколько производителей), и на Украине (проект "Спайдер).
Полянский Андрей Олегович
"Мастерская Автодиагноз"
Минск, Беларусь
+375 (29) 657-75-13
© Легион-Автодата
"Мастерская Автодиагноз"
Минск, Беларусь
+375 (29) 657-75-13
© Легион-Автодата