Научиться автодиагностике - теория и практика

10.11.2015

Начну с этих слов на форуме компании Легион-Автодата:
"…Хочется не просто читать коды, а понимать, что говорят датчики…".
Тема на форуме Легион-Автодаты

Не знаю, что у Евгения Жуковского из Новосибирска, который написал эти слова, получится в дальнейшем по обучению автодиагностике но, обратите внимание на слова: "Понимать, что говорят датчики". На мой взгляд, когда человек так выражается, такое вот "одушевление неодушевлённого" (это про датчик), может означать правильный настрой: если относиться к автомобилю как к "железяке" - это одно; а если относиться к ней, к её электронным системам, которые могут выйти из строя как к достойному противнику - это другое и правильное: точно и однозначно оценить какое-то событие при автомобильном ремонте всегда трудно, слишком много переменных - лучше переоценить, и когда в итоге окажется, что "проблема была плёвой", никакого разочарования не будет: вопрос решён, а это самое главное.

"Где и как обучают автомобильной диагностике"

Курсов по обучению много. Даже очень много - Google выдал десятки тысяч ответов. На все времени не хватит, посетим хотя бы один и посмотрим, как там проходит обучение.

Открываю дверь и попадаю в рабочее помещение автосервиса "ИнжКар"
Открываю дверь и попадаю в рабочее помещение автосервиса".

Фото 2

Фото 3
А это слесарный пост, где в данный момент проводится работа по замене системы выхлопа:

А это слесарный пост, где в данный момент проводится работа по замене системы выхлопа.
И как принято в больших и серьёзных автосервисах, есть помещение для клиентов, откуда они могут наблюдать за ходом ремонта своего автомобиля:

И как принято в больших и серьёзных автосервисах, есть помещение для клиентов, откуда они могут наблюдать за ходом ремонта своего автомобиля.

Фото 8
Детский уголок. "Мелочь, а приятно", как говорится.

Детский уголок.
Нет, от сути не уклоняюсь, надо же показать, в каких условиях работают эти курсы для обучения автодиагностов. А что написано в Интернете об этом?

"Подробный и глубокий курс от самых основ до конкретных практических навыков с глубоким погружением в основы профессии. 20 дней плотно спрессованной информации теория + мастер класс + практика по профессии "Мастер-диагност бензиновых систем управления впрыском топлива".

Понятно. Но доверять надо конкретике: окончив осмотр автосервиса, иду в конец ремонтной зоны, где около автомобиля собралась группа людей.

Для начала представлю руководителя курсов. Это Рязанов Фёдор Александрович, знакомый читателям статей Легион-Автодаты:

Это Рязанов Фёдор Александрович, знакомый читателям статей Легион-Автодаты.
Фёдор Александрович является автором и героем многих статей: "Системы стабилизации холостого хода" - часть 1, часть 2, часть 3, "Предохранитель? Виновен!" и других на сайте Легион-Автодаты.

Практические занятия.

Это практические занятия на конкретном автомобиле: Mazda выпуска 2000 года. На фото ниже Рязанов Ф.А. (справа) и курсанты его курса, приехавшие из разных мест: из Грозного, Ставрополя, Подмосковья, республики Адыгея.

На фото ниже Рязанов Ф.А. (справа) и курсанты его курса, приехавшие из разных мест: из Грозного, Ставрополя, Подмосковья, республики Адыгея.
Претензии клиента: "Плохо заводится. Плохо работает на холостом ходу. Горит ЧЕК на панели приборов". Что происходит при попытке запустить мотор:
- стартер крутит с трудом
- мотор еле-еле заводится и его начинает "колбасить"

Что происходит при попытке запустить мотор.
Предоставим слово руководителю курсов обучения Рязанову Ф.А:

"Силовой агрегат любого автомобиля условно можно разделить на 3 системы:
1. Двигатель и воздушный тракт. Контролируется вакуумметром.
2. Топливоподача. Контролируется лямбда-зондами.
3. Зажигание. Контролируется искровым пробойником.

Вспомним слова Конфуция: "Трудно найти черную кошку в темной комнате. Особенно, если ее там нет". Своих курсантов я учу так: "Если нет кодов ошибок - это не значит, что дефекта нет. Просто так клиент к вам не приедет. Поэтому перед вами 3 тёмных комнаты (перечислены выше). Черная кошка сидит в одной из них. Ваша первая задача определить, в какой из этих комнат сидит это несчастное существо. Вторая задача чисто техническая - вытащить её на свет божий".

Отправной точкой для нахождения дефекта на этой Мазде явились "кривые" показания вакуумметра. При норме 20-30 кРа ("зеленая зона") он не дотягивал даже до ее половины. Черная кошка сидит тут!

Систему зажигания искровым пробойником мы проверили чисто в учебных целях. Совместили с проверкой фаз датчиком давления. В этой комнате черной кошки нет - но показать начинающим диагностам, как это делается - лишним не будет.

В этой комнате черной кошки нет - но показать начинающим диагностам, как это делается - лишним не будет.
Систему топливоподачи на "кривом" двигателе проверять смысла нет. Даже в учебных целях.

Показания вакуумметра могут сбивать много причин. Мы начали с наиболее вероятной - сбитые фазы. Да, действительно - датчик давления указал на некритичные отклонения в ГРМ. Градусов 5-7. Да, дефект есть, но это не кошка. Так, котенок, непонятно как попавший в эту комнату. Так сбивать показания вакуумметра не может.

Второй вероятной причиной являются проблемы с EGR.

Второй вероятной причиной являются проблемы с EGR.
Сняли клапан, осмотрели - поняли, что держим главную кошку за хвост.

Сняли клапан, осмотрели - поняли, что держим главную кошку за хвост.
Заглушили - посмотрели на вакуумметр. Его показания подтвердили - да, это она!

Заглушили - посмотрели на вакуумметр. Его показания подтвердили - да, это она.
Правда, вакуумметр мог бы лечь и получше. Но помним - котенок (сбитые фазы) еще же остался!? Но вопрос - оплатит ли клиент поимку этого мелкого существа? Скорее всего, нет. Машина же ожила?! Едет, да и ладно…. Закон "80-20" еще никто не отменял: устранение 80% дефекта требует 20% трудозатрат, устранение оставшихся 20% требует 80% трудозатрат".

Во время этого занятия использовалась осциллограмма из форума Легион-Автодата:

Во время этого занятия использовалась осциллограмма из форума Легион-Автодата.

Фото 18
Действительно: хорошую штуку организовали участники форума: "Библиотеку осциллограмм",- (к слову: в разделе ""Инструменты для работы" *Мелочи и всякие "know how", без которых не обойтись*, - , можно найти много "полезностей", которыми поделились автомобильные диагносты).

Это и есть то самое, что называется "наработка опыта". Или "наработка отказов". Слушатели курсов с самого начала начинают понимают: "Искать и устранять неисправности на автомобиле надо в комплексе, применяя все доступные форматы знаний".

А теперь вспомните, какой автомобиль был выбран для проведения этих практических занятий? Да, старый по году выпуска. Что тут сложного? А то, что на нём "не было кодов неисправностей".

Вы были на Конференциях "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов"?

Конференции "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов".

Фото 20
Так вот, в перерывах между лекциями беседовал с Газетиным С.П. (на фото ниже).

Так вот, в перерывах между лекциями беседовал с Газетиным С.П.
Не буду говорить насчёт его уникальных знаний в области диагностики и ремонта автомобилей, приведу только выжимку из нашей беседы насчёт "страшного сна большинства авто диагностов":

"-Это когда машина приходит на ремонт, подключают сканер, а кодов неисправностей нет. И всё. Приплыли. Базовых знаний нет, а "верхушки знаний", которые нахватались, тут не помогут. И начинается катавасия".

Надеюсь, что "Америки не открыл". Впрочем, в своих статьях на портале компании Легион-Автодата мы уже много говорили о подобном - о качестве услуг авторемонта, о "диагностах-однодневках", цитирую:

"Арендовав гаражик, прикупив минимум оборудования, они оккупировали Интернет и начали шерстить технические форумы. Начали задавать разные вопросы, в том числе и откровенно глупые и сильно обижались, когда их вежливо…отмалчивали. Потому что постоянные участники того или иного форума начали понимать "кто они и что они".
Таких людей можно назвать "диагносты-однодневки". Как бабочек: день полетали и всё".
"Однодневки" свою клиентуру нашли. И нашли её за счет "смешных" цен на выполняемые работы.
Но низкая цена никогда не предполагает Качество".

”Диагност-однодневка”

Вот такой сложный автомобиль (а тем более для начинающих: "коды неисправностей отсутствовали"), был выбран для обучения. С одной стороны это "учить плавать, бросив в воду". Но если при этом "поддерживать и показывать", то это хороший способ.

Само обучение на данном уроке было построено верно, по принципу "от простого к сложному". На мой взгляд, польза от такого обучения быть должна.

Теперь обещанный бонус:
Как выбрать курсы обучения в Интернете

Это не советы и не рекомендации. Это моё личное понимание. Прошу это учесть, так как у каждого свой угол зрения.

68.600 (шестьдесят восемь тысяч шестьсот) ответов дал Google на этот вопрос.
Ух ты. Много. Посмотрим? Навскидку и без выбора. Открываем…

Мигает реклама. Всплывает окно, куда надо вбить телефон и они перезвонят …а сразу же после этого всплывает другое окно: "Где вы находитесь?" и всплывает третье окно с выбором региона … потом четвёртое окно с городом и так далее. Бред. Да какой дурак будет ходить по этим всплывающим окнам и тыкать в строчки всплывающего меню. Человек просто закроет этот сайт и пойдёт дальше.

И я закрыл. Наверняка сайт смотрело Руководство сайта и, если "такое всплывающее разнообразие" ему нравится, значит, оно совсем не ценит время людей. Нет, с такими не по пути.

Идём далее … смотрим … тут тоже "обучение автодиагностике", но натыкаюсь на слова: "Мы обучим вас самой прибыльной профессии - автомобильной диагностике!". Ага. Тут или люди недалёкие, или отвязанные рекламщики, для которых самое главное выманить у клиента деньги, а там как получится. Наживка - это слова насчёт "самой прибыльной профессии". Закрываю. Иду дальше …

"Цена на обучение профессии "автомобильный диагност" у нас в ТРИ раза дешевле, чем в среднем по Москве!".
Супер, да? Здесь крючок обычный - заманить ценой, а не содержанием. Тоже закрываю.

"Видеокурсы по диагностике … по чип-тюнингу … как сделать автосервис прибыльным …". Замечательно. Но это уже для полу-продвинутых спецов.
Специалисты авто диагностики, которые "супер", давно уже всё знают, и уже сделали свой автосервис прибыльным.

Предложений много, десятки тысяч. И куда пойти учиться? Мы же так устроены, что нам "надо товар пощупать". А как это сделать? Довериться словам?

И опять-таки, на мой взгляд:

"Какими свойствами должен обладать сайт, который предлагает обучение"?

- уйдите от красивой навязчивости в стиле постоянно всплывающих окон, бегущего текста и т.п. Во-первых, это раздражает. Во-вторых, надо помнить, что ещё не по всей России есть хороший Интернет, и при организации сайта это надо всегда помнить и ориентироваться "на среднюю скорость Интернета - и ближе к плохой скорости". В таком случае сайт смогут посмотреть люди даже из отдалённых уголков России.
- если сайт будет предлагать "заманухи" в виде броских фраз: " Стоимость нашего обучения в ТРИ РАЗА ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ В СРЕДНЕМ ПО МОСКВЕ!", то почешите в затылке, прежде чем отправлять эту фразу на сайт. Умный читатель, воспитанный на российских просторах в традициях регулярных обманов со всех сторон, задумается, усмехнётся и уйдёт с такого сайта. Причина простая: "Бесплатный или полубесплатный сыр валяется только в мышеловке".
- не затаскивайте людей на обучение фразой, что "после обучения слушатели получают Удостоверение (и т.п), которое позволит ему с лёгкостью устроиться на работу по специальности". Не надо врать.
- покажите на своём сайте реальную картину по обучению. Расскажите что делается, как делается, в какой плоскости проводится обучение. Однако, если вы займётесь банальным перечислением курсов и тематик - застрелитесь и не позорьтесь: банальность описания будет предполагать такой же тип обучения.

Кучер Владимир Петрович
© Легион-Автодата

Союз автомобильных диагностов

наверх