Автомобиль на газу

01.11.2007

Поводом для написания данного материала послужили темы, возникающие то и дело на "просторах" Интернета об оправданности или наоборот, использования альтернативного топлива, в данном случае пропан-бутана. 
И как всегда есть сторонники и противники. 
Вот я и решил поделиться опытом установки и эксплуатации автомобиля на газу…

Свой первый опыт эксплуатации и ремонта автомобиля на газу у меня начался в 1997 году, когда приобрел Mitsubishi Galant 1991года выпуска с двигателем 4G37 MPI, с установленной в Голландии системой Poly Auto с полностью механическим редуктором с вакуумным управлением и эжекторной подачей через смеситель, установленный перед дроссельной заслонкой. 

Впоследствии данные редукторы производились в Рязани по лицензии. Что очень понравилось в опыте эксплуатации этого авто - это дешевизна газа по отношению к бензину, разница была в разы, и «мягкость» работы ДВС во всех рабочих диапазонах .
Особых проблем система не доставляла и все сводилось к обычному сливу конденсата из редуктора и регулировке выхлопа на газоанализаторе, но это так сказать прелюдия.

Четыре года назад я приобрел другой автомобиль, а именно Mitsubishi Space Runner 1995 года выпуска с двигателем 4G93 MPI, пробег составлял 107.000 км.
И как всегда после приобретения хочется какого-то «тюнинга», так сказать, подготовить машину «под себя» и тут я вспомнил, что имелся у меня автомобиль на газу и почему не повторить прошлый опыт?
У меня есть дача в двухстах километрах от города – это в один конец, а туда, там и обратно – это почти 500 км., и поездки будут съедать достаточную часть бюджета, согласитесь!

Занялся изучением вопроса "что рекомендуют производители газобаллонного оборудования под конкретный автомобиль" и путем сравнения и доступности приобретения, выбор пал на итальянскую систему Landi Renzo с электронным регулированием подачи газа через смеситель. Как это происходит на практике, объясню в двух словах. 
Блок «лямбда контроля» устанавливается параллельно штатному блоку управления двигателем и принимает сигнал датчика положения дроссельной заслонки и лямбда-зонда, потом обсчитывает полученные значения и отправляет команду на шаговый дозатор, установленный на выходе газового редуктора. При этом на моторный ECU (электронный блок управления двигателем), сигнал лямбды идет эмулированный, хотя можно отправить прямой (настраивается программно). Все, как видим, предельно просто .


gafes_1.jpg             gafes_2.jpg


Теперь немного теории, а именно, какие плюсы кроме дешевизны топлива мы получаем. 
Первое,- это несмывание масляной пленки со стенок цилиндра , второе,- полное отсутствие детонации, так как октановое число газа выше и составляет порядка 105 единиц и как следствие увеличение ресурса двигателя и снижении вредных выбросов в атмосферу..

gafes_3.jpg

Теперь в подтверждение своих слов о снижении износа двигателя. 
В процессе эксплуатации обнаружилась типичная для этого типа двигателей болезнь, выраженная в подтекании масла из-под головки блока цилиндров в районе маслоподающей магистрали.

gafes_4.jpg        gafes_5.jpg

При вскрытии обнаружилась радующая глаз чистота под клапанной крышкой и полное отсутствие масляного шлама, возможно, из-за использования нормального масла Mobil S 5W40 и нормального общего температурного режима ,так как существует мнение, что при работе на газу двигатель более термонагружен,- в принципе, я согласен с этим, но отчасти, так как все сводится к финальным настройкам системы, об этом будет рассказано ниже.

gafes_6.jpg      gafes_7.jpg


Состояние ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) тоже оставило самое приятное впечатление. Практически полное отсутствие нагара на днище поршней, камер сгорания и внутренней части впускных клапанов:

gafes_10.jpg

 

 ,- и что особенно приятно - хонингование присутствует на всей поверхности стенок цилиндра. При таком пробеге ЭТО не может не радовать. 

gafes_8.jpg

Не спорю, эксплуатация на газу имеет не только положительные моменты, но и отрицательные. 
Такие, как дополнительные трудозатраты на обслуживание газовой установки, но они минимальны, так как слить конденсат не составляет особого труда. Большего внимания требует высоковольтная часть, так как пропуски искрообразования, а отсюда и обратные хлопки во впуск, отрицательно сказываются на работоспособности датчиков расхода воздуха и других систем, расположенных на впускном коллекторе и перед ним. Заклинивание, выбивание измерительных элементов, прорыв диафрагм, вот тот небольшой перечень типичных неисправностей, но этого можно избежать, если к обслуживанию и настройке подходить с пониманием процессов которые происходят в двигателе и тем более на газу. Особое внимание стоит уделить регулировке газораспределительного механизма, к слову у меня весь процесс занимает примерно 40 минут, так как регулировка производится на горячем двигателе за два оборота КВ. Как видите тоже не сложно и не трудоемко.
Теперь о настройке самого блока газового лямбда контроля. Поискав информацию по настройке данного устройства, я нашел софт для программирования и вывода даты для системы. Он предельно прост и работает через обычный KL адаптер которых в нашем деле пруд пруди. Основой для программирования служит время задержки и обороты при переходе с одного вида топлива на другое. Я остановился на 0,5с, время было подобрано опытным путем, так как не ощущается провала при переходе и нет критичного переобогащения смеси, переключение сделал на сбросе 2500 оборотов. Зажигание установил по верхней границе – 7 градусов при базовой настройке.
Вот и все, что я хотел изложить, а точнее опровергнуть утверждения, что газ не полезен для использования на автомобилях с классическим видом топлива,то есть, бензином.

И напоследок - фото самого эжекторного смесителя:

gafes_9.jpg

            Автор статьи: 
ФУРМАН Евгений Соломонович
        г. Нижний Новгород
"Союз автомобильных Диагностов"

Ссылки по теме:
http://aveo.com.ua/smf/index.php?action=printpage;topic=373.0
http://www.stavim-gaz.ru/info/why/
http://www.autogas01.ru/ogazeigbo/
http://www.autoblogger.ru/articles/differents/587f322a15f4a7d00115f57f2f9d07c6.html




Книги по ремонту автомобилей