Автомобильные заложники
29.12.2004
Создать ситуацию, заложником которой вы сами и будете, совсем не сложно. Сходите на автомобильный рынок и купите одну из самых дешевых машин без пробега по России. Почти наверняка это будет машина фирмы «Мазда» или «Ниссан», очень маленькая и очень экзотическая. По крайне мере для России. Но суметь содержать эту «малышку», как потом окажется, будет весьма сложно. Да, самые маленькие машины – самые дешевые. Все правильно, но они имеют и самый маленький ресурс. А запчасти на эти «малышки» стоят, увы, по-«взрослому». Да, если машина куплена за 20 тысяч (в смысле новая), может быть, и не так дорого заменить для нее автомат новым, купленным за 2000 долларов. А если вся машина куплена за 2000 долларов? В этом случае платить еще 2000 за новую «секвентальную» коробку с вариатором любому, даже «новому», русскому не покажется нормальным. А возьметесь ли вы на рынке определить так сразу, полностью исправна эта коробка или нет? Я бы не взялся. А потом еще и окажется, что расход топлива будет больше ожидаемого. Ведь многие считают, что раз «двушка» за городом укладывается в 8 литров, то 500 кубовому двигателю должно хватить 2 литра бензина. Однако это совсем не так. К тому же отрегулировать, отремонтировать, настроить агрегаты «малышки» будет довольно проблематично. Все в ней выполнено на очень высоком технологическом уровне и работает на пределе своих возможностей, что в свою очередь, в случае ремонта, предполагает использование новых (!) деталей. Однако большинство жителей нашего города обо всех этих особенностях микролитражных автомобилей знает и предпочитает, если не хватает денег, купить пусть более старую машину, но классом выше. В конце концов, ездить они будут на машине, а не на годе.
Также сравнительно дешево на нашем рынке можно купить такую экзотику, как «Toyota Prius», «Мицубиси» с двигателем семейства GDI, ту же «Тойоту» с D-4 или «Ниссан» с NEO Di или даже дизельный «Бигхорн» на задней панели которого красуется шильдик 3,0D. Сложности после таких приобретений будут так же обеспечены. Поскольку в автомастерских специалистов по этим машинам нет, топлива, удовлетворяющего требованиям двигателей таких машин нет, технической информации обо всех чудесах под капотом – тоже. Все это, конечно, появится, но со временем.
Думаю, что владивостокцы в эти ловушки не попадут, поскольку им есть у кого об этом спросить, а ответ они получат примерно такой. Да, все машины хороши, но покупать следует или «Тойоту», или популярную модель другой фирмы объемом около 1,5 – 2,0 литров. Мало того, что эти машины известны абсолютному большинству автомехаников, купить необходимые запчасти на них совсем не трудно. Причем речь не идет о случаях, когда понадобятся фары, крылья или еще что-нибудь серьезное. Просто купить, например, масляный или воздушный фильтр – без проблем в любом магазине и даже вне города. А попробуйте сменить масло в двигателе 4JX1 своего «Бигхорна» (это у которого сзади шильдик 3,0D) и вы увидите, что в большей половине вроде бы автомобильных магазинов нашего города будут удивлены, что их там два. И продиагностировать популярную машину в любой мастерской – нет проблем. А попробуйте найти коды неисправностей на тот же гибридный «Prius». При том что новый аккумулятор (изнашиваемая запчасть) на нее стоит от 1000 до 3000 (в зависимости от модели) долларов. На днях приезжает такой «Приус» 2000 года с новым владельцем за рулем. В автомобиле загорелась аварийная лампочка. И хозяин говорит, что, дескать, никто не берется хотя бы определить, что с машиной. И завтра ему эту машину надо отправлять в Краснодар! Ее, даже в насквозь автомобильном Владивостоке, не могут, как следует, продиагностировать, а что с этим «электровозом» будут делать на Кубани? Спрашиваем, а зачем было покупать такое «чудо»? Что, не было на базаре в тот день «Марков», «Корон», «Краунов», наконец? Да были, говорит. Но у этой год хороший и просили немного. Ну, что на это скажешь? Ну, поудивляет парень свою деревню с полгода, а потом? Кстати, поломка того «Приуса» оказалась «простой»: разрядился основной аккумулятор. Вот лампочка с восклицательным знаком и загорелась. Стоило поездить по городу около часа – аварийная лампочка погасла. Ну, правильно, самая дорогая деталь машины стала «кончатся», вот японец и продал машину. Выставленная на продажу машина постояла несколько дней без движения, и уже изношенный аккумулятор дал знать о своей близкой «кончине». Самое любопытное, что через неделю приехал еще один свежекупленный «Приус». И тоже с горящей аварийной лампочкой. Тому владельцу, даже не взглянув на его машину, сказали, что, дескать, прокатитесь до «Океанской» (пригород Владивостока) и обратно, а потом поговорим. Через неделю – еще один «Приус». То же самое. Проедет машина пару часов, аккумуляторная батарея зарядится, аварийная лампочка гаснет, и все проблемы вроде бы разрешаются сами собой. Знал бы владелец, счастливый, оттого что аварийная лампочка погасла, что все его проблемы впереди, и ему еще придется покупать за сумасшедшие деньги новый аккумулятор. Ну, это ладно, этих ненормальных с запада России, «выпадающих» на «Приусы», не так уж и много. Но приходит человек, уже вроде подготовленный к тому, что «экзотику» не покупать, на рынок, а там стоят две «Висты». Одного года, в одинаково приличном состоянии и комплектации, но одна на 200 долларов дешевле. Спрашивается, почему? А просто у одной машины двигатель D-4 (3S-FSE), а у второй обычный 3S-FE. Открывает он им капоты, а там двигатели, которые он первый раз в жизни видит. И оба вроде прилично работают. А о том, что двигатель на одной из машин с непосредственным впрыском, он не знает. «Гордую» наклейку на клапанной крышке «D-4» продавец, чтобы не разочаровывать «покупашку», удалил. Вот «счастливый» покупатель и выбирает, что подешевле, т.е. гордость концерна «Toyota», автомобиль с непосредственным впрыском топлива. И никто ему не говорит, что в течение года, чтобы машина ездила как положено, ему, скорее всего, придется прикупить новый ТНВД (примерно 1000 долларов), новый электрический бензонасос (примерно 500 долларов), и новый TPS (датчик положения дроссельной заслонки, примерно 200 долларов). Это, не считая зубчатого ремня, натяжных и обводных роликов, свечей зажигания и т.д. Вот и сэкономил парень.
Следующее, на что попадают наши «западные» гости, это двигатели с цепью в системе газораспределения. «Движка с цепурой, менять не надо, он вечный!» - примерно так рекламируют наши продавцы свой товар. А то, что этих цепей может быть пять штук (и каждая со своим успокоителем, натяжителем, натяжным устройством и звездочками, речь идет о V-образном 2-х литровом двигателе «Suzuki Escudo») и они отнюдь не вечны – умалчивается. Хотя «встанет» весь перечисленный набор запасных частей в более чем 1500 долларов. И заменить все это добро тоже «неслабых» денег стоит. Да, цепи не надо менять через каждые 100 тыс км, но через 250 все же придется столкнуться с этой проблемой. Если они раньше не загремят. Ведь нашему автолюбителю на качественном моторном масле и сроках его замены тоже хочется сэкономить.
Следующий аргумент новоявленных владельцев, когда они оправдывают свой выбор: «Да у нее пробег «родной», всего …». Хотя этот аргумент обычно вызывает улыбку. Если на выбранной вами машине механический одометр, посмотрите внимательно на его цифры. А должны ВСЕ стоять АБСОЛЮТНО ровно. И, покупая машину, не спорьте с продавцом, это же его работа, как и всей рекламы в России, «дурить» клиентов. Или, если угодно, вводить в заблуждение, не давать всей информации и т.п. Если счетчик пробега электронный, то по нынешним временам его вообще грех не «смотать». Чтобы привлечь клиента. Тем более, что стоит это смешные деньги и делается за минуты.
Итак, если вы решили купить какую-то машину, зайдите в любую автомобильную мастерскую и спросите, что бы они, работники этой мастерской, купили бы, будь у них ваши деньги.
И уже потом решайте, нужно ли вам повышать технический уровень автосервиса своего региона за свои деньги.