Автосервис: какие запчасти покупать?

05.07.2017

"Для ремонта автомобилей наиболее выгодным будет использование б/у (бывших в употреблении) запасных частей, так как их состояние позволяет использовать б/у запчасти многократно".

Именно эта тема попадалась на глаза, причём, неоднократно, и создалось впечатление, что это не отдельные случайные статьи, а кем-то срежиссированная акция. Не буду приводить адреса подобных публикаций и рекламировать тех, кого рекламировать не имею желания, вы сами наткнётесь на подобное в интернетах.
И также не буду делать глубокомысленные выводы о том "Кому это выгодно" - над этим можно поразмыслить самостоятельно, а я же сосредоточусь на теме "О запчастях вообще".

Для начала определимся с понятием "запасная часть" или, как говорят, "запчасть" (далее будет без скобок). Талантливо переработав мнение Википедии скажу, что "Запчасть - это некое изделие, деталь, устройство и т.п., предназначенное для замены подобного с целью восстановления работоспособности автомобиля на определённый срок".

Самый наглядный и понятный пример б/у запчасти - шариковая ручка. Условно она состоит из корпуса, колпачка, пишущего стержня и пружины. Когда ручка перестаёт писать, мы меняем пишущий стержень, тем самым, используем запчасть для восстановления её работоспособности.

Теперь посмотрим на автомобиль. Предположим, что во время движения мы услышали, что "что-то снизу стучит". Поехали в автосервис, там посмотрели и сказали, что "надо менять шаровую опору". И предложили на выбор новую, так называемую "оригинальную от Производителя", "неоригинальную" и бывшую в употреблении.

К слову: Для владеющих английским языком; об этом много уже написано, например:"Toyota OEM parts - are they really better for your car?" и здесь: "What does O.E.M. really mean?" ... и многие другие подобные статьи, разноплановые по глубине охвата. Англоязычные владельцы авто давно уже в курсе рассматриваемого вопроса, а к нам поступают разрозненные и временами неверные сведения. Так что постараюсь свести воедино мнения, и если будут погрешности перевода - скажите, обсудим, а пока продолжим.

Автозавод, на конвейере которого производится сборка автомобиля, называется
"Original equipment manufacturing" (оригинальный производитель оборудования или OEM), а запчасти на конвейер поставляет предприятие, которое называется OES - "Original equipment supplier" (оригинальный поставщик оборудования). Такая связка рождает всем знакомые слова: "Запчасть оригинальная от Производителя".

Автомобильный завод (OEM) может иметь десятки или даже сотни поставщиков (OES). И здесь важно отметить, что прежде чем автозавод будет применять запчасти от поставщика (OES), все эти запчасти должны соответствовать тем параметрам, которые заложены конструкторами ещё на стадии проектирования автомобиля. И здесь важно отметить ещё один фактор: периодически все детали, поступающие с завода OES проходят тщательную заводскую повторную проверку перед установкой на автомобиль.

Но компании-поставщики (OES), обычно, это небольшие компании в несколько десятков рабочих. И если такая компания не связана жёсткими договорами с Производителем (OEM), то для того, чтобы выжить, им требуется более широкий рынок сбыта. И тогда Поставщик (OES) предлагает для рынка те же самые запчасти, которые он поставляет Производителю (OEM), но только со своим клеймом (это условно, так как клейма может и не быть - только упаковка с названием). Такие запасные части называются "неоригинальными", но реально это точно такие же запчасти, какие устанавливаются на автомобиль на конвейере, только без клейма Производителя (OEM).

Тут есть и другие особенности: зная, что Производитель регулярно проверяет поступающие партии запчастей, Поставщик (OES) так же регулярно производит внутренние проверки отправляемых запчастей, тем самым поддерживая постоянный уровень требуемого качества поставляемой продукции. Из этого можно сделать вывод, что запчасть от Поставщика является качественной, но с допуском на "условия предстоящей реализации товара".

Идём далее: компания-Поставщик в условиях сильной конкуренции стремится выжить, но если она будет поставлять на рынок только те запчасти, которые подходят только для одной марки автомобилей, то скоро такая компания будет иметь убытки( при условии, что она не связанная жёстким договором с Производителем, что даёт ей шанс на выживание).

Поэтому компания-Поставщик проводит дополнительные исследования, разработки, испытания и смягчает требования к производству той или иной запчасти.
Тут хочу пояснить слово и понятие "смягчает", и давайте это сделаем на примере нашей шариковой ручки, у которой пишущий стержень "исписался". Вы пойдёте в магазин и купите другой стержень. Но он будет уже "не оригинальный", а будет "такой же" и "от того же Поставщика. Но по качеству и внешнему виду без отличий.
А если у вас есть другая шариковая ручка, но немного другой формы и дизайна, у которой пишущий стержень тоже закончился, то вы приобретёте два пишущих стержня - и эти стержни подойдут как к одной, так и ко второй шариковой ручке.

Другой пример "смягчения" требований: вы идёте в магазин и начинаете выбирать щётку для стеклоочистителя - и будете выбирать как по размеру старой, износившейся щётки, так и по тем надписям, которые есть на упаковке. А там будут написаны марки авто, к которым эта щётка подойдёт.

Упрощаю понимание вышесказанного: Поставщик, после проведённых исследований, нашёл "золотую середину" по размерам, составу материала, креплению и так далее щёток стеклоочистителей, и теперь его товар будет продаваться активнее (за скобками остаётся понятие "качество", так как Производитель (OES) после проведённых дополнительных исследований может понизить качество до нужного ему уровня, что не уменьшит уровень продаж, но значительно снизит конечную цену товара, например, при использование другого материала для самих щёток и толщины\формы металлических держателей и т.д.).

Расширю пример по стеклоочистителям (его можно элементарно перенести на другие запчасти, которые для снижения стоимости были "оптимизированы"). Итак, что можно, и можно ли что-то "оптимизировать" в таком простом изделии, как "обычные щётки стеклоочистителей"?

Для примера возьмём зимние щётки. Они состоят из коромысла, защитного резинового чехла и самой щётки. Для снижения стоимости коромысло можно полностью или наполовину сделать пластмассовым, причём, сэкономить можно на профиле и толщине; защитный резиновый чехол можно изготовить не из прочной резины, которая прослужит пять лет, а из "чего-то похожего", со сроком эксплуатации в один год; сами щётки можно изготовить тоже из "резинового набора", с небольшим сроком эксплуатации. И так далее.

Вывод такой: запчасть, промаркированная как OEM, будет являться более качественной, чем унифицированная запчасть от OES. Но и здесь есть разночтения: в случае, если запчасть от OES изготовлена по всем требованиям OEM, то качество отличаться не будет (с тем допуском, о котором говорили выше по тексту). Но есть вопрос: а выгодно ли Производителю OES затрачивать такие же большие средства для производимой запчасти, если эта запчасть после производства не будет контролироваться в лабораториях OEM, а поступит на рынок?

Ну что, запутались?
Естественно. Да и зачем это знать владельцу авто?
Он пойдёт в магазин, спросит у продавца, а тот предложит ему запчасти в таком порядке (если есть весь ассортимент):
1. Оригинальную (OEM)
2. Неоригинальную от OES, но точно такого же качества (будет уверять продавец, не вникнувший во все тонкости)
3. Или порекомендует адрес "разборки", где "есть все запчасти на ваш автомобиль"

Третий пункт выше насчёт "авторазборок" - это запчасти "бывшие в употреблении", или б/у. И что можно о них сказать?

Если запчасть, которую вам предложат на "разборке" будет реально являться "запчастью OEM", то в зависимости от её состояния, вероятность промаха по качеству будет меньше, чем приобретение "унифицированной" запчасти OES. Но владелец авто не автомобильный эксперт, он может только "посмотреть глазами", а вовнутрь металла или предлагаемого устройства заглянуть не может и будет доверяться рекомендациям продавца.

А мы все хорошо знаем и сталкивались с тем, что "продавцу самое главное - продать, и для этого он будет петь серенады покупателю про высокое качество продаваемого товара". Конечно, данное утверждение относится не ко всем продавцам, есть и кристально честные люди. Тут уж как повезёт.

Говорить о "поддельных запасных частях" не буду, эта тема достаточно подробно разбиралась в других статьях на интернет-портале компании Легион-Автодата.

Ну что, пора заканчивать эту статью … вы уже запутались в понятиях "OEM", "OES", "запчасти б/у" и думаете, как бы послать автора статьи подальше - "запутал - сил нет! Сам-то понял, что сказал?". Врать не буду: "Что сказал - понял и осмыслил". И понял ещё несколько вещей, давайте по пунктам:

1. Запасные части "оригинальные" всегда были и будут самыми качественными. Но и по цене они будут ого-го, так как покупатель заплатит за бренд, за качество и за гарантию.
2. Запасные части "неоригинальные" - вопрос ещё тот … тут уж как попадёшь, на какое качество - на "оригинальное" качество или на "унифицированное".
3. Запасные части "бывшие в употреблении" - почти тоже самое, что и в пункте номер два. Но есть вероятность купить "оригинальную" запчасть по низкой цене. И тут уже без совета специалиста не обойтись.
4. Данный вопрос насчёт "оригинала-неоригинала или б/у" надо изучать намного глубже, в этой статье я только обозначил границы и показал направление.

Лучше всего послушать (а далее всегда и везде) Специалистов. Например, на форуме компании Легион-Автодата есть хорошая тема: "Рейтинг брендов запчастей"=

Высказываний там много, есть спорные, есть бесспорные. Например, можете послушать руководителя автосервиса гибридных автомобилей из Екатеринбурга Гордеева Сергея Николаевича:

"Я сам занимаюсь закупом запчастей для своего автосервиса (плюс к этому снабжаем через интернет-магазин запчастями для гибридов владельцев гибридных машин по всей стране).
И конечно самым важным параметром при закупе запчастей остается параметр ЦЕНА-КАЧЕСТВО.
Как вы знаете, многие запчасти на гибридные автомобили не имеют аналогов (дубликатов), поэтому приходится заморачиваться с контрактными запчастями.(уже 7 лет, как наладил регулярную их поставку из Японии).
И в некоторых случаях (блоки управления, инверторы, высоковольтные батареи и т.д.) это действительно единственный выход из положения.
Но вот по расходникам (фильтра, линки, втулки, сайлентблоки, шаровые, рулевые тяги и наконечники, клипсы, защелки, пыльники и т.д.) приходится покупать новые запчасти.
И тут оригиналы устраивают далеко не всех клиентов!
Мы за 10 лет перепробовали кучу различных производителей дубликатов. Есть варианты дороже и лучше, есть дешевле и совсем плохо…
Но последние 5 лет нашли производителя, который:
-во-первых, перекрывает больше 50% потребностей в таких запчастях
-во-вторых, они всегда есть у производителя в наличии
-в-третьих, поставщиком является сам производитель. (т.е. торгуют без посредников и без лишних посреднических наценок). Если, конечно покупать напрямую, а не через Экзист, Эмикс и т.д.
-в четвертых, отличное качество за вменяемые деньги. У них есть, так называемая "Безусловная гарантия" на запчасти в 12 месяцев. Для меня было загадкой, что такое "безусловная гарантия". Поэтому объясню: в течении гарантийного срока вы можете вернуть поставщику любую запчасть, если она вас не устроила! И поставщик просто возвращает вам деньги не задавая лишних вопросов. НИ чего подобного у других производителей я не встречал.
-в пятых, это, конечно цена!
Заинтриговал?
Это японская фирма MASUMA.
Вижу, что у некоторых чешутся руки написать: "Это не Япония! Это Китай!"
Да. Производство находится в Китае и Корее, но все делается по японским стандартам качества.
Во время последней моей ноябрьской командировки (был в Японии, Корее и Китае), я посетил один из заводов MASUMA.
В январские праздники планирую написать подробный отчет о поездке с фотографиями.
Думаю, что многим будет интересно.
Так что советую внимательнее присмотреться к этой японско-корейско-китайской компании внимательней.
---
"Гибрид-сервис" ремонт и обслуживание любых гибридных автомобилей. любые запчасти на гибриды.
т. 89024442335
HybridServis.ru”

Или послушать Марцинкевича Артёма, отличного специалиста по вопросам диагностики и ремонта автомобилей из ХМАО-ЮГРА, он говорит о названиях и брендах, которым доверять можно:

Подвеска
Lemförder, TRW, Febi, Ruville, Meyle, VTR, а вот среди Азиатских производителей выбора нет

Ходовая часть
Boge, Sachs, Bilstein, KYB (смотря откуда)

ШРУСы, пыльники, полуоси
Löbro, Spidan, HDK

Тормоза
Akebono, Advics(дочь Toyota), Ate, Pagid, Brembo, Zimmermann

Оптика
Hella, Bosch, Valeo, оригинал!

Система охлаждения
Behr, Hepu, Nissens

Приводные ремни и патрубки
Gates, Contitech, Mitsuboshi, Sun, Bando
Фильтры
Knecht (дочь Mahle), Hengst, VIC.

Амортизаторы
Boge, Sachs, Bilstein, KYB (смотря откуда)

Подшипники, компенсаторы, ролики
INA, SKF, FAG, KOYO, NSK

Сцепление
Sachs, Luk, Valeo,

Свечи зажигания
NGK однозначно.

Электроника
Bosch, Hella, Siemens, Hüco, Denso.

Топливная система
VDO, Pierburg, Bosch

Поршни, кольца, вкладыши
Mahle, Kolbenschmidt, Taiho.

В профиле на форуме у Артёма стоит такая подпись: "Небольшой опыт в 5 лет поставки запчастей при СТО". Но по моему мнению, ПЯТЬ лет заниматься вопросам запасных частей - это громадный срок. И надо думать, что его клиенты довольны, так как, судя по приведённому им списку, все предлагаемые запчасти прошли проверку и временем, и клиентами.

И вот тут мы подошли с вами к основному: "А надо ли владельцу авто ВСЁ это знать?".

Наша жизнь такова, что продавцов, которые являются "профессиональными обманщиками", сейчас так много, что "лучше в магазины автозапчастей не ходить". И пусть меня простят добрые и искренние продавцы, сказанное к ним не относится.

На мой взгляд, владельцу авто ВСЁ знать не надо. А надо единственное: "Иметь своего личного автодоктора" и все вопросы по ремонту решать только с ним.


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

наверх