Эффект Брумма

10.04.2020

«Наука имеет много гитик….»
Житинский

Был тот прекрасный тихий летний вечер, когда солнце еще не село, но все живое уже чувствовало приближение ночи. Неимоверный треск цикад стихал и плавно переходил в тихое и ненавязчивое чирканье сверчков. Дровишки в костре потрескивали в такт сверчкам, а пламя лизало закопченные бока пока еще молчаливого чайника. Подкинув полешку, Серега посмотрел на Кузьмича. Кузьмич лежал на спине с закинутыми за голову руками. Глаза его были закрыты, но он не спал. Зажатая в зубах соломинка шевелилась в такт хору сверчков. Возможно даже - он ими дирижировал.

-Скажи Кузьмич, а вот часто к тебе обращаются клиенты, у которых машина то заводится, то нет?

Соломинка приостановилась. Сверчки на секунду замолчали, как же без дирижера? Но затем, как и положено слаженному оркестру, продолжили симфонию самостоятельно.

-Бывает, - глубокомысленно ответствовал Кузьмич.

- А сколько ты берешь денег за поиск такой неисправности? – Серега занимался диагностикой недавно и финансовые вопросы его живо волновали.

-Ну, если сразу нахожу неисправность, стандартно беру. Если подольше копаюсь, то наценочку делаю. А уж если очень долго не могу найти неисправность, то очень мало беру.

- Как же так, Кузьмич! Где же логика? Ты же больше времени тратишь на работу, голову свою напрягаешь, да и руки. Ищешь, читаешь, звонишь коллегам. А в итоге получаешь меньшую оплату!

- Эх, Серега! Где диагностика, а где логика? Логика - это еще не все в нашем деле. Ты про матушку Лень и про Червя Сомнения что-нибудь слыхал? Не слыхал… Учи матчасть!

- Так я учу! Курсы автодиагностов вот окончил недавно.

- Курсы это хорошо. На курсах то чему учат? Науке! А диагностика то и не наука вовсе!

-Вот те на! А что же диагностика?

-Диагностика, Серега, это искусство! Вот когда ты быстро все сделал. По опыту, по знаниям своим старым. Что ты получаешь за работу? Деньги! А вот когда ты найти не можешь сразу, а только через трудности, через усилия, через не могу и не хочу. Ты знания и уменья новые получаешь! Они в макитре твоей глупой сплавляются, и так понемногу из лоботряса получается Мастер. За что ж еще и деньги большие с клиента брать? Перебор будет!

Вот, например, обратился ко мне Nissan Primera P12 QG16DE с жалобой на затяжной и неуверенный запуск мотора. В РСМ присутствует ошибка P0335 Неисправность в цепи датчика коленвала.

Собираю схему подключения, перевожу Постолограф на запись и включаю стартер. Стартер крутит, но запуска нет.

Собираю схему подключения, перевожу Постолограф на запись и включаю стартер.
Видно, что сигналы ДПКВ и ДПРВ присутствуют, сигнал управления на катушки зажигания вначале блоком управления подается, затем пропадает. На форсунку сигнал не подается совсем. Делаю еще несколько попыток завести автомобиль. В результате запуск все-таки происходит. Смотрю осциллограмму.

Смотрю осциллограмму.При прокрутке стартером РСМ вначале подает искру и открывает форсунки, через некоторое время на выделенном участке практически перестает делать и то и другое. Как бы находясь в сомнениях: «А стоит ли это делать?». И, наконец, поборов нерешительность, начинает стабильно подавать сигналы управления на катушки зажигания и форсунки. Со стороны это выглядит так. Двигатель схватывает вначале стартерной прокрутки, затем следует длительная прокрутка без «признаков жизни» и, наконец, ура! Запуск! Причина такого поведения видна на записанной осциллограмме.

Причина такого поведения видна на записанной осциллограмме.
Растяжение цепи ГРМ находится в критической зоне. Из-за чего положение распредвала относительно коленвала смещается настолько, что передний фронт сигнала ДПРВ пересекает фронт сигнала ДПКВ. При этом РСМ «находится в нерешительности» и сигналы управления на катушки зажигания и форсунки не подает. А вот как должны выглядеть сигналы ДПКВ-ДПРВ при нерастянутой цепи.

А вот как должны выглядеть сигналы ДПКВ-ДПРВ при нерастянутой цепи.
Работа по диагностике проведена, указанная причина дефекта сомнений не вызывает. Можно брать оплату. Но не всегда, же все так гладко.

Когда ко мне обратился владелец Газель Next с мотором EvoTech А275 с жалобой на неуверенный пуск, я пребывал в полной уверенности несложного и быстрого решения задачи. Двигатель то запускался с первыми оборотами стартера, то после долгой прокрутки, а иногда только после очень долгой прокрутки. Снятая осциллограмма – сразу показала неисправность

Снятая осциллограмма – сразу показала неисправность.
Сигналы ДПКВ и ДПРВ дефектов не имеют, однако есть смещение сигналов относительно друг друга.

Сигналы ДПКВ и ДПРВ дефектов не имеют, однако есть смещение сигналов относительно друг друга.
Эталонное положение ДПКВ-ДПРВ отличается от снятого с «больного» авто на два зуба или на 12 градусов

Эталонное положение ДПКВ-ДПРВ отличается от снятого с «больного» авто на два зуба или на 12 градусов
И действительно, сравнение снятой шестерни распредвала с новой показало смещение метки на 2 зуба.

И действительно, сравнение снятой шестерни распредвала с новой показало смещение метки на 2 зуба.
Замена шестерни распредвала восстановила правильное положение механизма ГРМ, однако не устранило дефект с неустойчивым пуском. Я снял большое количество осциллограмм и потратил много времени на проверку возможных дефектов, в том числе менялся и ЭБУ двигателя. Но причина сбоя так и была не понятна. Вот, например, двигатель запустился быстро.

Вот, например, двигатель запустился быстро.
А буквально через минуту – запуск после долгой прокрутки.

А буквально через минуту – запуск после долгой прокрутки.
Проблема получила решение только после того, как были рядом поставлены два одинаковых автомобиля. Один «больной», а другой «здоровый». И тотально проверены и сравнены все узлы и элементы, участвующие в пуске. И виновник был найден. Это осциллограмма тока и напряжений при стартерной прокрутке на неисправном автомобиле.

Это осциллограмма тока и напряжений при стартерной прокрутке на неисправном автомобиле.
А эта ток и напряжения при стартерной прокрутке на исправном автомобиле.

А эта ток и напряжения при стартерной прокрутке на исправном автомобиле.
Бросается в глаза отсутствие «шумов» напряжений «Плюса» и «Массы» АКБ, вызванных искрением щеток стартера. При этом стартера обоих автомобилей крутили двигатель без сбоев, с частотой 170-200 об\мин. Поскольку на других автомобилях таких неисправностей не бывает, и стартера успешно запускают моторы вплоть до потери контакта щеточного узла с коллектором, поиск дефекта вылился в долгий и мучительный процесс.

-Клиент, Серега, не обязан оплачивать твои блуждания в потемках неопределенности. Ему нужен четкий ответ на поставленный вопрос. За что он и платит деньги. И еще, запомни, если во время работы будешь думать, сколько денег содрать с клиента – Мастера из тебя не выйдет! Вот был такой алхимик в средние века - Брумм. Так он утверждал, что познать неизвестное, открыть новые знания можно только чистой душой, без корыстных умыслов.

Тем временем стемнело. Мир вокруг костра из маленькой поляны неожиданно вырос до размеров вселенной. Кузьмич потянувшись, зацепился ногой за какую-то железку. Подковырнул и достал ее. Это была старая ржавая подкова. Покрутил ее в руках, неожиданно улыбнулся и достал из рюкзака два проводка и автомобильную лампочку Н7. Прикрутил проводки к лампочке и к концам подковы и кинул подкову в костер. Лампочка сначала тускло, а потом в полную силу засветилась.

Серега с отвисшей челюстью беззвучно следил за происходящим.

- Брумм, ну то есть эффект Брумма, - спокойно объяснил Кузьмич, - А ты говоришь «Сколько денег брать?»!

И, кажется, никого, кроме Сереги это действо особо и не удивило. Сверчки продолжали свою симфонию, а маленькая Луна и огромный Антарес безучастно смотрели на махонькую новую звездочку на поляне возле костра на планете Земля.

Ворсин Сергей Викторович
© Легион-Автодата
г. Щёлково (Московская обл.)
+7 (985) 183-07-46

наверх