Система управления рядными ТНВД Toyota

07.02.2009

Электронная система управления рядными ТНВД, устанавливающиеся на двигатели Hino / Toyota j05c

Электронная система управления рядными ТНВД устанавливающихся на двигатели HINO (TOYOTA) J05C-TD, J08C-TP, J08C-TR.

Система электронного управления

Общее описание

Система электронного управления дизелем позволяет снизить расход топлива и выбросы токсичных компонентов с отработавшими газами (ОГ), повысить качество регулирования частоты вращения (точность, плавность и быстродействие), в частности, увеличить стабильность частоты вращения холостого хода.

Электронная система управления состоит из датчиков, электронного блока управления, включающего один или несколько микропроцессоров, и исполнительных механизмов, непосредственно воздействующих на системы двигателя.

Информация о режиме работы и состоянии двигателя поступает в систему управления от множества датчиков. Датчики преобразуют контролируемые (измеряемые) параметры двигателя в электрические сигналы, удобные для обработки и передачи в электронной системе управления. Сигналы от датчиков поступают на выводы электронного блока управления. Электронный блок, обрабатывая по заданным алгоритмам полученную информацию, выдает управляющие сигналы исполнительным устройствам. Алгоритмы управления, реализуемые микропроцессором электронного блока, в каждом режиме работы двигателя вырабатывают оптимальное (наилучшее) по расходу топлива сочетание параметров впрыска топлива (цикловой подачи и угла опережения впрыска) и воздушного заряда. Кроме того, на систему электронного управления возложены следующие функции: управление клапаном управления воздуха на впуске; управление системой холодного пуска (управление горным тормозом); преобразование сигнала частоты вращения двигателя, полученного от ЭБУ, для работы тахометра (опция); управление таймером свечей накаливания.

Система электронного управления (J05C-TD, J08C-TP, J08C-TR).
Система электронного управления (J05C-TD, J08C-TP, J08C-TR). 1 - разъем стирания диагностического
кода, 2 - разъем считывания диагностического кода, 3 - выключатель стояночного тормоза, 4 - замок
зажигания, 5 - тахометр, 6 - индикатор "Check Engine", 7 - электронный блок управления, 8 - реле при-
вода управляющего штока, 9 - диод, 10 - индикатор горного тормоза, 11 - ресивер, 12 - МКПП, 13 - кон-
цевой выключатель сцепления, 14 - концевой выключатель акселератора, 15 - выключатель горного
тормоза, 16 - диагностический разъем, 17, 19 - электропневмоклапан, 18 - горный тормоз, 20 - клапан
управления воздухом на впуске (J08C-TP, J08C-TR), 21 - ТНВД, 22 - датчик положения рейки ТНВД,
23 - привод управляющего штока, 24 - датчик частоты вращения двигателя, 25 - датчик температуры
охлаждающей жидкости, 26 - датчик положения управляющего штока, 27 - таймер системы облегчения запуска, 28 - выключатель холодного запуска.

Топливный насос высокого давления с регулирующей втулкой

Описание

С целью уменьшения вредных компонентов в отработавших газах был применен рядный ТНВД с регулирующей втулкой. ТНВД данного типа могут не только изменять цикловую подачу, но регулировать момент начала подачи топлива вне зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Таким образом, по сравнению с обычными рядными ТНВД имеется дополнительный параметр, который регулируется с помощью электронной системы управления.

ТНВД с регулирующей втулкой и электронным управлением позволяют следующее:

- снизить вредные выбросы в ОГ;
- оптимизировать расход топлива на всех режимах;
- точнее дозировать подачу топлива;
- улучшить пусковые характеристики и прогрев двигателя.
ТНВД (J08C-TP, J08C-TR) Рисунок 3
ТНВД (J08C-TP, J08C-TR). 1 - привод управляющего штока
(со встроенным датчиком положения управляющего штока),
2 - корпус ТНВД, 3 - регулятор, 4 - топливоподкачивающий насос, 5 - муфта угла опережения впрыска, 6 - фланец муфты,
7 - датчик положения рейки ТНВД, 8 - пластины муфты,
9 - винт страв ливания воздуха.
1 - кулачковый вал, 2 - толкатель, 3 - пружина
плунжера, 4 - рейка ТНВД, 5 - плунжер,
6 - нагнетательный клапан, 7 - регулирующая
втулка, 8 - управляющий шток, 9 - пробка,
10 - гильза плунжера.

Устройство

Управляющий шток находится выше и параллельно рейке ТНВД. Передняя часть штока подсоединена к приводу.
Управляющий шток 1 - управляющий шток,
2 - регулирующая втулка,
3 - регулирующая (отсечная) кромка,
4 - штифт,
5 - плунжер,
6 - "U"-образное соединение,
7 - привод управляющего штока.

Разборка и сборка ТНВД.
Разборка и сборка ТНВД. 1 - плунжерная пара, 2 - плунжер, 3 – корпус насоса,
4 - рейка ТНВД, 5 - подшипник, 6 - пробка, 7 - центральный подшипник, 8 - толка-
тель, 9 - пружина плунжера, 10 - регулировочная втулка, 11 - кулачковый вал,
12 - крышка подшипника, 13 - звено, 14 - управляющий шток, 15 - держатель
нагнетательного клапана, 16 - пружина, 17 - нагнетательный клапан, 18 - гильза
плунжера.

Для каждой плунжерной пары на управляющем штоке установлены штифты. Концы штифтов перемещаются по канавкам регулирующей втулки. Таким образом, при повороте управляющего штока под воздействием привода, штифты перемещают регулирующую втулку вверх и вниз.

Плунжерная пара

Плунжерная пара изменяет момент впрыска и величину цикловой подачи. Она состоит из плунжера, гильзы плунжера, регулирующей втулки, нагнетательного клапана и корпуса нагнетательного клапана.
Плунжерная пара. Плунжерная пара.
1 - корпус нагнетательного клапана,
2 - пружина нагнетательного клапана,
3 - гильза плунжера,
4 - нагнетательный клапан,
5 - камера высокого давления,
6 - управляющий шток,
7 - регулирующая втулка,
8 - регулирующая кромка,
9 - впускной канал,
10 - плунжер,
11 - топливная камера.

Плунжер

Плунжер имеет впускной канал для забора топлива и регулирующую кромку для регулировки величины цикловой подачи. Впускной канал связан с камерой высокого давления через канал в центре плунжера.

Регулирующая втулка
Регулирующая втулка
1 - управляющее отверстие.

Регулирующая втулка расположена в гильзе плунжера. Регулирующая втулка имеет управляющее отверстие для прекращения подачи топлива. Топливо находится под давлением, через отверстие в центре плунжера и через управляющее отверстие, в конечном итоге, возвращается обратно в топливную камеру. Штифт, двигаясь в гильзе плунжера, перемещает регулирующую втулку. В зависимости от поворота управляющего штока регулирующая втулка перемещается вверх или вниз, изменяя момент начала впрыска. Когда регулирующая втулка находится в нижнем положении, момент впрыска более ранний. Если втулка в верхнем положении, момент впрыска будет позже.

Управляющий шток

Управляющий шток (шток управления углом опережения впрыска) расположен параллельно рейке ТНВД и может поворачиваться на своей оси.

Привод состоит из обмотки, сердечника, ротора, вала и двух возвратных пружин. В соответствии с сигналом ЭБУ ток проходит через обмотку, сердечник магнетизируется, ротор преодолевает сопротивление пружин и начинает поворачиваться. Шарик, находящийся сзади вала недалеко от его центра, передает крутящий момент от ротора к управляющему штоку через "U"-образное соединение.

Датчик положения управляющего штока

Датчик положения управляющего штока установлен в приводе управляющего штока.

Датчик состоит из обмотки датчика, обмотки температурной компенсации, сердечника, неподвижного и подвижного колец, которые располагаются непосредственно на валу привода управляющего штока.

При повороте вала привода подвижное кольцо поворачивается вместе с ним, при этом изменяется индуктивность обмотки датчика и обмотки температурной компенсации. В результате изменяется напряжение на выводах датчика в зависимости от поворота вала привода. Данная величина пропорциональная положению регулирующей втулки.

В шток запрессованы штифты, которые предназначены для управления регулирующими втулками. Концы штифтов перемещаются в прорезях регулирующих втулок. Со стороны привода на управляющий шток запрессован шариковый подшипник.

Со стороны привода на управляющий шток запрессован шариковый подшипник. В шток запрессованы штифты, которые предназначены для управления регулирующими втулками.

Привод управляющего штока

Привод управляющего штока расположен в передней части ТНВД.

Рисунок 10 Рисунок 11
1 - регулирующая кромка,
2 - шарик,
3 - ротор,
4 - сердечник,
5 - обмотка,
6 - вал,
7 - привод управляющего штока,
8 - возвратная пружина,
9 - "U"- образное соединение.<
1 - обмотка датчика,
2 - подвижное кольцо,
3 - вал,
4 - сердечник,
5 – не - подвижное кольцо,
6 - обмотка температурной компенсации.


Система самодиагностики

Электронный блок управления дизелем обеспечивает самодиагностику системы.
Электронный блок управления дизелем обеспечивает самодиагностику системы. При обнаружении неисправностей на панели приборов загорается индикатор. Если индикатор мигает редко, то можно продолжать движение. Тем не менее, автомобиль необходимо проверить и при необходимости отремонтировать.

Если индикатор горит постоянно, даже если автомобиль может двигаться без посторонней помощи, есть вероятность уменьшения мощности и возрастания температуры отработавших газов. В этом случае необходимо как можно быстрей проверить и отремонтировать автомобиль.

Считывание и стирание кодов неисправностей
Считывание кодов неисправностей возможно в режиме самодиагностики, Считывание кодов неисправностей возможно при помощи сканера.

Считывание кодов неисправностей возможно, как при помощи сканера, так и в режиме самодиагностики, через индикатор на комбинации приборов.

Чтобы считать код неисправности через индикатор, необходимо разъединить разъем считывания диагностического кода. По количеству вспышек индикатора определить код.

Разъем для считывания диагностического кода находится в нижней части инструментальной панели со стороны водителя.

Диагностический разъем черного цвета и имеет надпись "DIAG SW".

Разъем стирания диагностического кода белого цвета и имеет надпись "DIAG CLEAR". Обратите внимание на цвет разъема и его метки при отсоединении.

Стирание кодов неисправностей

Стирание диагностических кодов осуществляется отсоединением и подсоединением диагностического разъема в течение определенного промежутка времени.

Также стоит отметить, что при замене ТНВД необходима процедура стирания "LEARNING VALUE DATA", чтобы сбросить старые параметры ТНВД с электронного блока управления.

Статья подготовлена
Сидорин Константин
Микитенко Андрей,
© Легион-Автодата


Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх