Гаражная мастерская vs Официальный автосервис

10.05.2019

Toyota Alphard 2014 3.5 л 277 л.с. V-образный 6-цилиндровый двигатель. Несмотря на то, что на момент диагностики автомобилю было всего 3 года, пробег уже составлял более 200 тысяч километров.

Обратился клиент за помощью со следующими жалобами: появляются пропуски зажигания по 6-му цилиндру после поездок по городу. При длительных пробегах по трассе проблем никаких не возникает, только заедет в город, загорается лампа check engine. Водитель сказал, что автомобиль был в официальном сервисе в другом городе, где ему меняли свечи после проведенной диагностики, но это не помогло. Был в местном сервисе, который занимается диагностикой и автоэлектроникой: результат тот же.

Автомобиль достаточно большой для моей скромной мастерской: чтобы пол выдержал пришлось укладывать дополнительные доски.

Автомобиль достаточно большой для моей скромной мастерской: чтобы пол выдержал пришлось укладывать дополнительные доски.
Поскольку тогда только начал заниматься диагностикой, то чтобы не забыть всевозможные варианты неисправностей при пропуске воспламенения, выписал их себе по пунктам в блокноте и по ним последовательно вёл работу:

а) сканерная диагностика;

б) проверка искрообразования по неисправному цилиндру, сравнение с искрой исправного;

в) проверка импульса на форсунке, сравнение с исправным;

г) проверка герметичности впускного тракта, уплотнительных колец возле форсунки;

д) проверка механики двигателя (разрежение в коллекторе, датчик давления(ДД) в цилиндре);

Подключил адаптер ELm327 USB (другие сканеры не подключились), и вот что отобразилось в программе:

Подключил адаптер ELm327 USB (другие сканеры не подключились), и вот что отобразилось в программе.
Действительно была сохраненная ошибка по пропускам воспламенения в 6-ом цилиндре. Из незначительных отклонений в параметрах: краткосрочная топливная коррекция завышена на 3 процента, УОЗ для первого цилиндра составил около 17-ти градусов.

Следует проверить качество искрообразования. На автомобиле Тойота Альфард установлена система зажигания Coil-and-Plug (индивидуальные катушки зажигания).

Проверка проводится методом касания емкостной линейки до корпуса катушек зажигания.

Проверка проводится методом касания емкостной линейки до корпуса катушек зажигания.
Что характерно, на момент проверки никаких странностей в поведении автомобиля не обнаружилось: время накопления, напряжение пробоя, время горения искры, наличие затухающих колебаний в конце сигнала - все параметры в норме, а следовательно система зажигания исправно работает.

На данном двигателе на катушках имеется система обратной связи (IGF). При сбое в системе зажигания этот импульс перестаёт формироваться, и блок управления отключает топливоподачу на форсунку неисправного цилиндра, включая лампочку Check Engine. Подробнее про систему IGF можно почитать тут:

Имеет смысл проверить и это. Информация о том, как именно должны выглядеть импульсы системы ЭСУД данного двигателя (длина, амплитуда, входные напряжения и т.п.) можно найти в очень подробном руководстве (Искать как "2GR-FE MECHANICAL").

Вот, что там написано относительно IGF:

Вот, что там написано относительно IGF.
Вот, что мне выдал осциллограф:

Вот, что мне выдал осциллограф.
Как мы видим, сигнал четко формируется в данный момент, претензий к качеству работы системы зажигания у катушки не имеется.

Проверка импульса на форсунке не выявила каких-либо отклонений: сигнал правильной формы, клапан форсунки открывался и закрывался без заклиниваний и зависаний.

Для опрессовки впуска пользуюсь самодельным дымогенератором, собранному по инструкциям из интернета.

Для опрессовки впуска пользуюсь самодельным дымогенератором, собранному по инструкциям из интернета.
Опрессовка не выявила никаких утечек неучтенного воздуха ни в зоне уплотнительных колечек форсунок ни в других местах.

Механику двигателя проверял двумя методами: по разрежению во впуске и по давлению в цилиндре.

Подготовка к первому замеру: к первому каналу осциллографа подключаем датчик разрежения; чувствительный эл-т датчика к впускному коллектору через переходник подходящего сечения; для получения синхроимпульса на катушку через специальную присоску крепим емкостной датчик и подключаем через адаптер ко второму каналу осциллографа. Замер проводится на холостом ходу.

Были получены следующие данные:

Были получены следующие данные.

В данном случае получить какую-либо информацию о механике двигателя невозможно. Предположительно такой рисунок был получен из-за неудачно выбранного места подключения датчика разрежения. Но даже здесь видны шесть циклично повторяющихся сигналов, соответствующие наличию какого-то разрежения.

Следующий метод заключается в снятии осциллограммы давления в цилиндре при работе на холостом ходу.

Подготовка к замеру:

а)температуры двигателя должна быть не выше 80 градусов (для сохранения исправности датчика давления);

б)выворачиваем свечу зажигания, вворачиваем датчик давления в 6-ой цилиндр через удлинитель, подключаем питание датчика, подключаем датчик к 1-му каналу осциллографа;

в)катушку в данном случае можно отключить и отложить в сторону. В DIS-системах используется разрядник;

г)снимаем разъем с форсунки 6-го цилиндра, чтобы впрыскиваемое топливо не смывало масляную пленку и топливо не попало на датчик.

Получаем следующие данные:


По осциллограмме видно, что точки 1, 2, 3 находятся на одном уровне, а значит утечек воздуха при его сжатии из цилиндра не имеется, механически он исправен.

После выполнения всех проверок впал слегка в ступор: вроде бы все исправно, претензий нет. Ошибку я сбросил ранее, теперь она не появлялась. Завёл автомобиль.

Спустя некоторое время слышу едва-едва различимые хлопки в глушителе, видимо, очень хорошо сделана система выпуска. И самое главное, что в эти моменты двигатель едва заметно дергается. Искра?! Но только что две независимые проверки показали, что всё нормально, свечи меняли в сервисах, везде смотрели их. Подключил осциллограф, проверяю искрообразование... В момент когда раздаются хлопки в глушителе происходят срывы осциллограммы горения. Снимаю катушку, выкручиваю свечу: две продольные трещины по внутреннему изолятору... Занавес.

Привезли мне свечку, поставил, завёл автомобиль, троение пропало.

Оценку действий других сервисов оставлю за кадром. Водитель сказал, что у официалов около 4-ех часов какие-то работы выполняли. Этот двигатель в условиях конкретно этого автомобиля на самом деле сложен в обслуживании, особенно в "дальней" головке. Отчасти, повезло, что проблемный цилиндр был в "ближней".

Отчасти, повезло, что проблемный цилиндр был в "ближней".

Курахтанов Игорь
© Легион-Автодата

Кострома, Малый переулок, 10
+7 (963) 930-18-21
режим работы 9-21
autodiagnostic44.ru

наверх