Гаражная мастерская vs Официальный автосервис
10.05.2019
Toyota Alphard 2014 3.5 л 277 л.с. V-образный 6-цилиндровый двигатель. Несмотря на то, что на момент диагностики автомобилю было всего 3 года, пробег уже составлял более 200 тысяч километров.
Обратился клиент за помощью со следующими жалобами: появляются пропуски зажигания по 6-му цилиндру после поездок по городу. При длительных пробегах по трассе проблем никаких не возникает, только заедет в город, загорается лампа check engine. Водитель сказал, что автомобиль был в официальном сервисе в другом городе, где ему меняли свечи после проведенной диагностики, но это не помогло. Был в местном сервисе, который занимается диагностикой и автоэлектроникой: результат тот же.
Автомобиль достаточно большой для моей скромной мастерской: чтобы пол выдержал пришлось укладывать дополнительные доски.Поскольку тогда только начал заниматься диагностикой, то чтобы не забыть всевозможные варианты неисправностей при пропуске воспламенения, выписал их себе по пунктам в блокноте и по ним последовательно вёл работу:
а) сканерная диагностика;
б) проверка искрообразования по неисправному цилиндру, сравнение с искрой исправного;
в) проверка импульса на форсунке, сравнение с исправным;
г) проверка герметичности впускного тракта, уплотнительных колец возле форсунки;
д) проверка механики двигателя (разрежение в коллекторе, датчик давления(ДД) в цилиндре);
Подключил адаптер ELm327 USB (другие сканеры не подключились), и вот что отобразилось в программе:
Действительно была сохраненная ошибка по пропускам воспламенения в 6-ом цилиндре. Из незначительных отклонений в параметрах: краткосрочная топливная коррекция завышена на 3 процента, УОЗ для первого цилиндра составил около 17-ти градусов.
Следует проверить качество искрообразования. На автомобиле Тойота Альфард установлена система зажигания Coil-and-Plug (индивидуальные катушки зажигания).
Проверка проводится методом касания емкостной линейки до корпуса катушек зажигания.
Что характерно, на момент проверки никаких странностей в поведении автомобиля не обнаружилось: время накопления, напряжение пробоя, время горения искры, наличие затухающих колебаний в конце сигнала - все параметры в норме, а следовательно система зажигания исправно работает.
На данном двигателе на катушках имеется система обратной связи (IGF). При сбое в системе зажигания этот импульс перестаёт формироваться, и блок управления отключает топливоподачу на форсунку неисправного цилиндра, включая лампочку Check Engine. Подробнее про систему IGF можно почитать тут:
Имеет смысл проверить и это. Информация о том, как именно должны выглядеть импульсы системы ЭСУД данного двигателя (длина, амплитуда, входные напряжения и т.п.) можно найти в очень подробном руководстве (Искать как "2GR-FE MECHANICAL").
Вот, что там написано относительно IGF:Вот, что мне выдал осциллограф:
Как мы видим, сигнал четко формируется в данный момент, претензий к качеству работы системы зажигания у катушки не имеется.
Проверка импульса на форсунке не выявила каких-либо отклонений: сигнал правильной формы, клапан форсунки открывался и закрывался без заклиниваний и зависаний.
Для опрессовки впуска пользуюсь самодельным дымогенератором, собранному по инструкциям из интернета.
Опрессовка не выявила никаких утечек неучтенного воздуха ни в зоне уплотнительных колечек форсунок ни в других местах.
Механику двигателя проверял двумя методами: по разрежению во впуске и по давлению в цилиндре.
Подготовка к первому замеру: к первому каналу осциллографа подключаем датчик разрежения; чувствительный эл-т датчика к впускному коллектору через переходник подходящего сечения; для получения синхроимпульса на катушку через специальную присоску крепим емкостной датчик и подключаем через адаптер ко второму каналу осциллографа. Замер проводится на холостом ходу.
Были получены следующие данные:В данном случае получить какую-либо информацию о механике двигателя невозможно. Предположительно такой рисунок был получен из-за неудачно выбранного места подключения датчика разрежения. Но даже здесь видны шесть циклично повторяющихся сигналов, соответствующие наличию какого-то разрежения.
Следующий метод заключается в снятии осциллограммы давления в цилиндре при работе на холостом ходу.
Подготовка к замеру:
а)температуры двигателя должна быть не выше 80 градусов (для сохранения исправности датчика давления);
б)выворачиваем свечу зажигания, вворачиваем датчик давления в 6-ой цилиндр через удлинитель, подключаем питание датчика, подключаем датчик к 1-му каналу осциллографа;
в)катушку в данном случае можно отключить и отложить в сторону. В DIS-системах используется разрядник;
г)снимаем разъем с форсунки 6-го цилиндра, чтобы впрыскиваемое топливо не смывало масляную пленку и топливо не попало на датчик.
Получаем следующие данные:По осциллограмме видно, что точки 1, 2, 3 находятся на одном уровне, а значит утечек воздуха при его сжатии из цилиндра не имеется, механически он исправен.
После выполнения всех проверок впал слегка в ступор: вроде бы все исправно, претензий нет. Ошибку я сбросил ранее, теперь она не появлялась. Завёл автомобиль.
Спустя некоторое время слышу едва-едва различимые хлопки в глушителе, видимо, очень хорошо сделана система выпуска. И самое главное, что в эти моменты двигатель едва заметно дергается. Искра?! Но только что две независимые проверки показали, что всё нормально, свечи меняли в сервисах, везде смотрели их. Подключил осциллограф, проверяю искрообразование... В момент когда раздаются хлопки в глушителе происходят срывы осциллограммы горения. Снимаю катушку, выкручиваю свечу: две продольные трещины по внутреннему изолятору... Занавес.
Привезли мне свечку, поставил, завёл автомобиль, троение пропало.
Оценку действий других сервисов оставлю за кадром. Водитель сказал, что у официалов около 4-ех часов какие-то работы выполняли. Этот двигатель в условиях конкретно этого автомобиля на самом деле сложен в обслуживании, особенно в "дальней" головке. Отчасти, повезло, что проблемный цилиндр был в "ближней".
Курахтанов Игорь
© Легион-Автодата
Кострома, Малый переулок, 10
+7 (963) 930-18-21
режим работы 9-21
autodiagnostic44.ru