Hyundai Terracan - система TOD (ATT)

17.06.2008

Система "АТТ" (Active Torque Transfer) или "TOD" (Torque-on-Demand) классифицируется, как система "Full Time 4WD". Это система полного привода с активным распределением крутящего момента между передним и задним мостами, что позволяет увеличить проходимость автомобиля. Распределение крутящего момента происходит в зависимости от:

- условий движения автомобиля (бездорожье, скользкая или нормальная дорога);
- режима движения автомобиля (разгон, торможение или равномерное движение);
- нагрузки на двигатель;
- и прочее.


Система состоит из:
- датчиков (частоты вращения переднего и заднего карданный валов) и выключателей;
- электронного блока управления;
- исполнительных механизмов (электромагнитной муфты, электродвигателя).


ClipBoard-1.jpg

 

 

Схема управления раздаточной коробкой.


Примечание: на рисунке сокращениями обозначено:

TCCM - электронный блок управления;

EMC - электромагнитная муфта;

TPS - сигнал датчика положения дроссельной заслонки (G6CV) или датчика положения педали акселератора (J3);

ABS - сигнал антиблокировочной системы тормозов (ABS);

BR - сигнал выключателя стоп-сигналов;

N - сигнал реле датчика-выключателя нейтральной передачи КПП.


Датчики частоты вращения определяют частоту вращения карданных валов и передают сигнал блоку управления.

Блок управления по сигналам от датчиков и других блоков управления определяет состояние элементов систем управления автомобилем и условия движения. В соответствии с внутренним алгоритмом блок принимает решение о соотношении крутящих моментов на передних и задних колесах и посылает управляющие сигналы исполнительным механизмам.


Электромагнитная муфта, установленная в раздаточной коробке, отвечает за усилие сжатия фрикционных дисков в многодисковой муфте. По сигналу блока управления муфта либо усиливает сжатие дисков (чем обеспечивается увеличение крутящего момента, подводимого к передним колесам), либо снижает усилие сжатия дисков, что приводит к уменьшению момента на передних колесах.


Электродвигатель отвечает за включение понижающей передачи. Включение понижающей передачи осуществляется при переводе переключателя режимов работы в положение "LOW".


Соотношение крутящих моментов между передними и задними колесами величина не постоянная, а изменяющаяся в зависимости от условий движения. Соотношение может изменяться от 0:100 (перед : зад) до 50:50. Таким образом крутящий момент на передних колесах не может превысить момент подводимый к задним колесам.

Соотношение моментов 0:100 система устанавливает только при движении на невысокой скорости по хорошим дорогам. В остальных случаях система в зависимости от условий подводит часть момента к передним колесам и в тяжелых условиях движения соотношение моментов достигает 50:50 (перед : зад).


ClipBoard-2.jpg

 

Поток мощности при режиме "AUTO".


ClipBoard-3.jpg

 

Поток мощности при режиме "LOW".

 

Режимы работы системы TOD


Переключение режимов работы системы TOD осуществляется с помощью переключателя, который имеет два положения: "AUTO" и "LOW".


ClipBoard-4(1).jpg

 


Режим "AUTO"

В этом режиме за распределение крутящего момента между передними и задними колесами отвечает электронный блок управления и, в зависимости от условий движения, либо весь момент может подводиться к задним колесам (движение по хорошим дорогам с невысокой скоростью), либо распределяться в определенной пропорции, в зависимости от условий движения (см. таблицу "Распределение системой TOD крутящего момента в зависимости от условий движения").


Данный режим является основным режимом для движения, т.к. система управления автоматически подбирает необходимые параметры. Однако при движении по бездорожью рекомендуется включить режим "LOW".


Режим "LOW"

В режиме "LOW" по сигналу блока управления включается понижающая передача и крутящий момент распределяется в пропорции 50:50 между передними и задними колесами.

Этот режим рекомендуется использовать при движении по плохим дорогам и бездорожью.


При включении режима "LOW" на комбинации приборов загорается индикатор включения понижающей передачи.

Не рекомендуется использовать режим "LOW" при движении с высокой скоростью и езде по обычным дорогам, т.к. это может привести к повреждению трансмиссии.


Таблица. Распределение системой TOD крутящего момента в зависимости от условий движения


Режим движения

Условия

Колеса 
(передние:задние)

Используемые сигналы

1

Быстрый старт

Автомобиль резко трогается и продолжает ускорятся

50:50

- Датчик положения дроссельной заслонки (G6CV)

- Датчик положения педали акселератора (J3)

- Датчик скорости автомобиля

2

Обычное движение

Движение с постоянной скоростью по ровной прямой дороге

0:100 - 30:70

- Датчики частоты вращения переднего и заднего карданных валов*


Ускорение

Автомобиль ускоряется (для обгона и т.д.)

30:70 - 50:50

 

4

Обычное управление

Управление автомобилем происходит без поворотов рулевого колеса на большие углы

20:80 - 30:70


5

Езда по скользкой дороге

Движение и управление автомобилем на скользкой дороге

30:70 - 40:60

 

6

Парковка

Управление автомобилем осуществляется в режиме "движение-остановка"

5:95 - 20:80

 

7

Торможение (без использованияABS)

Автомобиль замедляется или полностью останавливается

0:100 - 10:90

- Датчик скорости автомобиля

- Датчики частоты вращения переднего и заднего карданных валов*

8

Торможение (ABS)

При торможении срабатывает ABS

30:70

ABS

- Датчики частоты вращения переднего и заднего карданных валов*

9

Движение по бездорожью

Езда по бездорожью или плохим дорогам

50:50

- Сигнал включения понижающей передачи от выключателя понижающей передачи

- Датчик скорости автомобиля

10

Аварийный

"AUTO"

0:100

-

 

режим работы

"LOW"

50:50

 


Примечание: "*" - учитывается разность частот вращения переднего и заднего карданных валов.

 

Родионов Александр, Гончаренко Михаил,

© Легион-Автодата

Москва