Isuzu. Неисправности системы охлаждения

05.04.2017

Сегодня речь пойдет об ISUZU F-серии (Forward), оснащенный в данном случае двигателем 4HK1 (210 л/с) с air full compressor. Это означает, что автомобиль, имеет гибридную тормозную систему, а именно, пневмогидравлическую.


Рассмотрим следующую ситуацию (видео)

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке увеличивается, жидкость выплескивается, температура двигателя увеличивается, отопитель салона дует холодным воздухом.


Рассмотрим возможные причины неисправности:
1. Негерметичность водяной рубашки ГБЦ.
2. Прогар прокладки ГБЦ и/или коробление плоскости ГБЦ
3. Неисправность воздушного компрессора (головка цилиндра воздушного компрессора входит в систему охлаждения и, соответственно, охлаждается антифризом).
4. Негерметичность охладителей системы EGR.

Первые две причины обусловлены перегревом двигателя, и, вследствие этого, короблением головки блока цилиндров.

Пример проверки на герметичность ГБЦ на видео (проверяется на специальном стенде для опрессовки деталей):

И дополнительным измерением плоскостности.

В нашем случае, первые две причины мы исключили путем отключения воздушного компрессора от системы охлаждения двигателя - отсоединив подводящие трубки от головки цилиндра компрессора (фото ниже).


Ниже приведена пара примеров по выявлению неисправности воздушного компрессора.

Как известно, в процессе эксплуатации в ресиверах скапливается вода. Если сливаемая из ресиверов вода обрела цвет антифриза, то это указывает на неисправность air compressor.


Расположение кранов на воздушных ресиверах для слива воды и конденсата.


Сливной кран на воздушном ресивере.

Если при стравливании воздуха из ресиверов пузырение в радиаторе пропадает, то это также указывает на неисправность air compressor. А именно, надо обратить особое внимание на головку цилиндра воздушного компрессора, так как в ней проходит магистраль охлаждения.

Диагностика этой неисправности была незначительно затруднена тем, что по данному автомобилю F-серии с двигателем 4HK1 в принципиальной схеме системы охлаждения почему-то забыли упомянуть компрессор.


А также, отсутствует раздел по его ремонту в технической документации. Но, кое что все-таки нашлось: в электронном каталоге запчастей по номеру VIN имеется air full compressor, схематически изображенный, в разобранном виде.


Давайте так же рассмотрим еще одну возможную неисправность: "Прогоревший, негерметичный или поврежденный в процессе неквалифицированной мойки (чистки) охладитель(и) EGR".

В некоторых случаях выявлению данной неисправности способствует компьютерная диагностика, которая указывает на недостаточный поток выхлопных газов проходящих через охладители EGR и фиксирует код неисправности P0401.


DTC РО401 (мигающий код 93)
Недостаточное количество рециркулируемых газов.
Краткое описание
Блок ЕСМ управляет открытием клапана рециркуляции отработавших газов (EGR) в зависимости от режима работы двигателя посредством электропривода. Положение клапана EGR определяется датчиком (потенциометром), сигнал которого передается в блок ЕСМ. При выполнении соответствующих условий, блок ЕСМ открывает клапан EGR, одновременно отслеживая сигнал датчика массового расхода воздуха (MAF). При открытии и закрытии клапана разность показаний датчика MAF должна соответствовать заданному диапазону. Если блок ЕСМ определяет, что разность показаний датчика MAF меньше заданной, регистрируется этот код DTC.
Данный код DTC определяется только один раз за цикл зажигания при соответствующих условиях .

Условия для регистрации кода DTC
Блок ЕСМ обнаруживает, что значение массового расхода воздуха не соответствует расчетному диапазону во время проверки расхода отработавших газов через клапан EGR. Это указывает на недостаточное количество рециркулируемых отработавших газов.

Действия при регистрации кода DTC
Если в ходе диагностики обнаружена неисправность, ЕСМ подает команду на включение контрольной лампы MIL. Блок ЕСМ ограничивает количество впрыскиваемого топлива .
Важно: код неисправности сохраняется в архиве в течение 9600 часов (номинальный срок службы двигателя) и не удаляется диагностическим сканером.
Дополнительные проверки
Данный DTC может быть вызван постоянным или периодическим заеданием клапана EGR.

Проверка системы/цепи: DTC РО401 (мигающий код 93)
Шаг Выполняемые операции Значение Да Нет


1
Операция "Диагностика системы - Система управления двигателем" выполнена?
-



Перейти к шагу 2
Перейти к разделу "Диагностика системы - Система управления двигателем"



2
1. Подключить скан-тестер.
2. Выключить зажигание на 30 секунд.
3. Запустить двигатель.
4. Наблюдать за появлением на дисплее скан-тестера кодов неисправностей.
Код DTC РО101 , РО102 , РО103 или РО560 также зарегистрирован?



-






Перейти к соответствующему коду DTC







Перейти к шагу 3


3
Прогреть двигатель (температура охлаждающей жидкости должна быть не менее 75°С) и дать ему поработать в течение более 3 минут, затем проверить код DTC с помощью скан-тестера.
Код DTC не зарегистрирован?


-




Перейти к шагу 4


Перейти к пункту "Дополнительные проверки"


На двигателях 4HK1 Еuro4 и Еuro5 установлены два прямоугольных ламинированных охладителя с гофрированными трубками:


Которые в процессе работы забиваются большим количеством копоти.


Как показывает практика, в результате промывки (чистки) в условиях, отличных от заводских, охладитель(и) могут быть повреждены и теряют свою герметичность. Мойка охладителей должна осуществляться строго по регламенту с применением специального химического состава.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЧИСТКИ. Если клапан системы EGR заклинил, необходимо проверить наличие нагара в охладителе системы EGR. Если толщина нагара превышает 2 мм, следует очистить охладитель системы EGR.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Чистящая жидкость, при попадании на шланг охлаждения, может привести к его повреждению. Прежде чем выполнять чистку, следует снять шланг.


ЧИСТКА ОХЛАДИТЕЛЯ СИСТЕМЫ EGR. Подготовить контейнер (металлический) для чистки (методом погружения) охладителя системы EGR, налить в контейнер жидкий растворитель (РК-5300YP).
Температура растворителя должна быть в пределах 50-60°С. Поддерживать температуру растворителя следует с помощью универсального нагревателя. Затем следует погрузить охладитель примерно на 1 ч в растворитель.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Охладитель системы EGR должен быть полностью погружен в очиститель системы EGR.


ПРОМЫВКА ОХЛАДИТЕЛЯ СИСТЕМЫ EGR ПОСЛЕ ЧИСТКИ. После погружения примерно в течение часа в растворитель необходимо вынуть клапан системы EGR и заполнить новым (РК-5300YP) чистящим средством. Герметично закрыть оба торца охладителя клейкой лентой, после чего встряхнуть 10 раз и слить очиститель. (повторить процедуру 2-3 раза.)
ПРИМЕЧАНИЕ. Растворенный нагар должен удаляться из охладителя системы EGR. Если нагар не удаляется, следует очистить его с помощью полиамидной щетки.


СУШКА ОХЛАДИТЕЛЯ СИСТЕМЫ EGR. После того, как удален весь нагар из охладителя системы EGR, следует высушить его внутренние поверхности с помощью струи воздуха. После сушки в течение 10 минут следует встряхнуть охладитель 2-3 раза. Перед установкой охладителя на место убедиться, что в нем не осталось нагара.


После чистки и мойки охладители EGR обязательно нужно проверить на герметичность с помощью специального инструмента.


Алгоритм решения вышеупомянутых проблем:
1. Исключение компрессора из системы охлаждения.
2. В случае, если пузырение пропало, разбираемся с воздушным компрессором.
3. Если был перегрев, необходим демонтаж ГБЦ с дальнейшей её диагностикой и ремонтом (опрессовка, фрезеровка ГБЦ, вычисление нужной толщины прокладки ГБЦ, и ее замена).
4. Если перегрева не было, необходимо вмешательство в систему EGR.
А именно, мойка в специальном растворе и опрессовка охладителей EGR или программное отключение клапана EGR с помощью дилерской диагностической системы G-IDSS


6. Заключительным этапом ремонта будет процедура замены антифриза и спуска воздуха из технологических отверстий, термостатной коробки и охладителей EGR, в соответствии с указанными рекомендациями.



Адаманов Павел Дмитриевич
"КС Авто"
Москва, ул.Поморская, 48А
+7 (903) 505-63-72
© Легион-Автодата