IV Конференция (день четвертый)

27.08.2016

IV конференция
Технологии авторемонта.
Диагностика современных силовых агрегатов

Четвёртый день конференции. Много знакомых лиц. Много новых участников конференции.


Тема новая и такая же интересная:
"Диагностика систем турбо-наддува"

Читает: Газетин Сергей Павлович


Технический эксперт компании "Интерлакен Рус", руководитель отдела обучения компании "АмЕвро", дипломированный инженер в области электроники, автор многих статей по автомобильной диагностике, практикующий диагност со стажем работы более 20 лет. Основная специализация - диагностика бензиновых и дизельных двигателей. Сертифицированный тренер по обучающим модулям "Vehicle Electrical Basics", "Vehicle Electrical Advanced", "Vehicle Electrical Multiplexing", "Diesel Diagnostics", "Turbocharger Systems" учебной академии DELPHI.

Краткое содержание курса:
Часть 1. Системы турбо-наддува
1.1 Причины появления и распространения систем наддува на бензиновых и дизельных двигателях
1.2 Эволюция систем турбо-наддува
1.3 Типы и виды турбо-нагнетателей
1.4 Способы регулирования давления наддува, преимущества и недостатки, применяемые компоненты
1.5 Турбо-нагнетатели WGT-типа: построение, принцип работы, входящие компоненты, преимущества и недостатки, способы диагностирования
1.6 Турбо-нагнетатели VGT-типа: построение, принцип работы, входящие компоненты, преимущества и недостатки, способы диагностирования
1.7 Основные методы и приёмы диагностики систем наддува: измерение, анализ и интерпретация параметров датчиков, проверка функционирования клапанов-модуляторов и исполнительных приводов, использование диагностического сканера, использование манометров, вакуумметров и других приборов
1.8 Примеры наиболее распространённых неисправностей систем турбо-наддува, практические примеры их диагностирования, использования приборов, измерения, анализа и интерпретации необходимых параметров
1.9 Анализ причин возникновения неисправностей в системах управления наддувом, методы их устранения и предупреждения
Часть 2. Турбо-нагнетатели
2.1 Необходимая информация о конструкции турбо-нагнетателей и происходящих в них процессах: особенности конструкции подшипников ротора, смазка подшипников, газовые уплотнения и отделение масла, особенности работы турбинного и компрессорного колёc
2.2 Практические примеры наиболее часто встречающихся поломок и отказов турбо-нагнетателей, подробный анализ вызвавших их причин
2.3 Важные рекомендации по дефектовке и замене турбо-нагнетателей
2.4 Перечень действия и процедур, которые необходимо выполнять перед установкой нового турбо-нагнетателя
2.5 Ответы на вопросы участников

***

Уже говорил, что пытаться пересказывать содержание лекции дело бесполезное. Поэтому буду говорить "мазками". И начну со слов сожаления…

Не удивляйтесь этим словам, просто перед лекцией, во время перерывов говорил с участниками конференции: говорили "за жизнь", в частности, за "жизнь автомобильного диагноста" и про автомобильную диагностику в общем.

И надо отдать должное всем тем, кто приехал на эту конференцию: дорогущие билеты, недешёвое проживание – это здесь. А "там", откуда приехали участники конференции … там вообще … люди брошены.

Помните, я когда-то говорил о "государственной заботе" в области автомобильной диагностики.

Этого нет. Зато есть огромное поле деятельности для бездельников в кресле чиновников. Слово "бездельники" - правильное слово. Чем дальше чиновник от Москвы, тем он наглее и безответственнее, чем дальше от Кремля – тем больше аппетит к чужим деньгам. Вместо помощи – "палки в колёса".

И если сказать образно, то всё выглядит таким образом: вот едет себе по просёлочной дороге повозка "Автосервис". Едет себе и едет, скрипит, подпрыгивает … и тут из кустов выпрыгивает бандюга, правда, вместо пистолета у него в руках куча бумажек: "Неправильно едешь! Не туда едешь! А почему у тебя телега высотой один метр? Положено один метр двадцать сантиметров! Непорядок! Буду составлять протокол!".
Можно остановиться надолго – если попытаться что-то объяснить. А можно вытащить бумажник, заплатить и ехать дальше – до поворота, за которым ещё один бандюга с бумажками.

Так и живут автосервисы, так и выживают.

Вот почему всем тем, кто приехал на эту конференцию – уважение: вместо того, чтобы плюнуть и послать всё подальше и навсегда, вы подсобрались, обеспечили себе тылы и продолжаете заниматься тяжелой, и не всегда благодарной работой – автомобильной диагностикой.

***

Тема "про турбины" (разговорное выражение и буду его применять) – тема благодатная для тех автосервисов, которые могут ремонтировать их качественно. Таких сервисов мало, такие сервисы на вес золота.

Вы, наверное, догадываетесь, что стремительное развитие систем турбонаддува связано не из-за пожеланий автовладельцев, так как Производителям, по большому счёту, глубоко наплевать на все их пожелания, у Производителей другая цель "маркетингового отнятия денег у клиентов". А перспектива тут большая, надо было только поручкаться с т.н. "экологами" и намекнуть им на глобальную беду от автомобилей.

Именно экологи почему-то решили (наверняка жульничая и подтасовывая данные), что именно автомобильные выхлопы в скором времени сгубят всё живое на нашей планете.

Да, это вопрос спорный, просто хочу повторить слова Сергея Павловича Газетина, что "Бурное развитие турбонаддува напрямую связано "с затяжкой гаек" по экологии".

Хотя, сам по себе т.н. "турбонаддув" - это тьфу, и лучше не смотреть. Вот скажите, сколько "ходят" моторы с турбинами? Кто-то может привести примеры, мол, есть и 200 тысяч километров…

Ну да, хорошее слово "есть". То есть, "бывает такое". Но в основном такие моторы начинают умирать через 30-40 тысяч км.
До 50-70 тысяч км. "на турбине" ещё можно ездить.
Ну а дальше надо выискивать взглядом в своём кошельке деньги на ремонт или замену этой самой "турбины".

Это маркетинг, господа-товарищи. Это уловки Производителя. Это наглое вытаскивание денег у Потребителя под благовидным предлогом.

***

Сам по себе турбонаддув устроен просто:


Главные преимущества двигателей с наддувом над атмосферными - более высокий к.п.д. и удельная мощность.


Основной причиной резкого увеличения выпуска двигателей с турбонаддувом в последние 5-10 лет является ужесточение норм токсичности, и, прежде всего, ужесточение норм по выбросам углекислого газа СО2.


Концепция турбо-наддува запатентована в 1911 году. Доведена до практической реализации в 30-годы 20-го века. В довоенные и военные годы турбо-наддув нашёл широкое применение в военной авиации.


В автомобильной технике, особенно на коммерческом транспорте, турбонаддув применяется уже несколько десятков лет. Получил самое широкое распространение в последние 10-15 лет.

***

Основные методы и приёмы диагностики систем наддува:
- измерение, анализ и интерпретация параметров датчиков
- проверка функционирования клапанов-модуляторов и исполнительных приводов
- использование диагностического сканера
- использование манометров, вакуумметров и других приборов

Пример экрана сканера с ключевыми параметрами системы турбонаддува

***

Проверка работоспособности проводится таким образом (пример):

Проверка вакуумного привода направляющих лопаток турбины

Всё рассказываемое Сергеем Павловичем Газетиным подкрепляется информацией на большом экране перед участниками:



Или, если есть необходимость, дополнительно поясняется графически:





Во время перерыва участники конференции могли ознакомиться и с новой литературой компании Легион-Автодата:


И послушать комментарии Сергея Павловича Газетина:





Заканчивать этот четвёртый день нашей 4-й конференции "Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов" буду традиционно – мнениями участников конференции.

Дмитрий Данилов, город Норильск, Красноярский край.


- Устраивает всё, прекрасная лекция. Прекрасно преподносят материал. А если у человека ещё была какая-то мало-мальская база, например по CAN, то на лекции всё разъясняется и становится на места в голове. На следующий год хотелось бы послушать по иммобилайзерам, по ключам – приехал бы поучиться обязательно!

Доценко Станислав Степанович, город Софрино-1, Подмосковье


- Побольше бы практики. Лекторы шикарные, они зубры в этом деле и могли бы показать кое-что наглядно – было бы ещё больше пользы. Теория теорией, но сами понимаете, что без практики нельзя.

Феттер Антон Александрович, город Сыктывкар, Республика Коми,


- У меня опыта не так уж много, пять лет всего … по лекциям более-менее понятно. Мало у меня опыта по прошивкам, а в нашем городе это мало развито, но востребовано. Читаю много, навёрстываю. Ещё очень интересная тема по гибридам, официальный дилер Toyota у нас не берётся за ремонт гибридов. Но буквально вчера вышел на сайт Гордеева http://hybridservis.ru/, теперь буду знать, где можно поучиться.


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата