Autodata Online. Лето начинается

22.05.2018

По сравнению с динамикой внедрения автопроизводителями новых смазочных материалов и рабочих жидкостей, изменения в области хладагентов носят куда более консервативный характер.

До 1992 в автомобильных кондиционерах в качестве хладагента повсеместно использовался фреон R12 (CFC, дифтордихлорметан), однако его влияние на озоновый слой было признано разрушительным, и в результате автопроизводители и автосервисы постепенно и вполне безболезненно перешли на использование R134a (HFC, тетрафторэтан).

Но после того, как активное развитие получила тема т.н. "глобального потепления", небезопасным был признан и R134a. Европейская директива EC 2006/40/EC предписывала, что с 2011 года все новые легковые автомобили и фургоны, построенные для использования в ЕС и оснащенные кондиционером, должны использовать хладагент с потенциалом глобального потепления (GWP) 150 или ниже, а модели со старой омологацией могут выпускаться до 2017 года. По шкале GWP значению 1 соответствует углекислый газ CO2, а R134a обладает GWP 1430.

Собственно и углекислый газ также способен выступать в качестве хладагента (R-744), но он плохо работает в жарком климате и требует намного более высоких рабочих давлений (что и небезопасно, и неизбежно ведет к увеличению расхода топлива). В конце 2000-х компании Honeywell и DuPont предложили новый хладагент R1234yf (HFO-1234yf, гидрофторолефин), имеющий GWP 4.

Рынку автосервисных услуг вновь, как и при переходе с R-12 на R-134a, предстоит достаточно долгий период параллельного существования систем под разные типы хладагентов. Готовы ли к обслуживанию модернизированных систем кондиционирования сервисы?

При первом появлении R1234yf возникли опасения в плане его пожаробезопасности, однако экологические соображения оказались более приоритетными. Для предупреждения персонала автосервисов соответствующая информация о воспламеняемости хладагента появилась на наклейках в автомобиле, некоторые производители разместили предупреждающие символы на защитных колпачках штуцеров.



Сервисные разъемы в системах с R134a и R1234yf почти идентичны, но мелкие отличия все же не позволят заправить современную систему другим хладагентом (смешивать эти два типа нельзя).


Разъемы для R1234yf (слева) и R134a (справа)

Для работы с R1234yf сервису потребуется или вторая заправочная станция, или, что оптимальнее, универсальная двухкомпонентная, рассчитанная на оба типа (с раздельными емкостями и раздельными шлангами для вакуумирования и заправки).

В настоящее время возможность обслуживания систем с R1234yf пока еще выглядит определенным конкурентным преимуществом. С другой стороны, стоимость нового хладагента сейчас значительно (в несколько раз) выше, чем даже качественного R134a, поэтому при постгарантийном обслуживании клиенты могут предпочесть новому хладагенту относительно несложное переоборудование своего автомобиля под более доступный во всех отношениях R-134a (по рабочим характеристикам они с R1234yf близки).

Специальный модуль Autodata Online, посвященный обслуживанию кондиционеров, предоставляет сотрудникам автосервисов всю техническую информацию (одобренную автопроизводителем), которая необходима для безопасного и эффективного обслуживания систем кондиционирования с использованием обоих типов хладагентов.




© Autodata Ltd.

Полное описание Autodata Online и цены подписок можно найти здесь:

Autodata D&R "Диагностика и Ремонт" Autodata S&M "ТО, Сервис, Калькуляции"


наверх