Особенности диагностики автомобилей с установленным ГБО

Особенности диагностики ГБО на примере Lexus GX470

20.03.2020

Особенности диагностики ГБО на примере Lexus GX470

В этом материале я бы хотел поговорить о некоторых нюансах в диагностике автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием.

Почему именно об этом? Потому что мы в своем сервисе делаем акцент на установке и обслуживании систем ГБО, но в то же время занимаемся мультимарочной диагностикой автомобилей на любом топливе. Я часто общаюсь с владельцами автомобилей, потративших большие деньги в безрезультатных попытках устранить плевую проблему. Неопытные диагносты или мотористы, которые берут на себя ответственность за нахождение неисправности, ищут проблему не в той плоскости, а страдает клиент.

Например, первым вспоминается автомобиль Lexus GX470 (рынок США). Проблема – плохой пуск горячего двигателя, неустойчивая работа на бензине, но ровная на газе. По советам «опытных сервисменов», считающих себя диагностами, в их же сервисе было произведено: промывка бензиновых форсунок, а потом их замена, удаление катализаторов, «перепрошивка» ЭБУ, еще что-то делали, в итоге общий объем работ вышел более 35 т.р. Деньги уплачены, проблема не прошла… А проблема была банальной. «Убежала» настройка газовой системы (то ли давление редуктора кто то «крутанул», то ли от износа – не помню). При езде на газе ЭСУД накапливала очень приличную долгосрочную отрицательную коррекцию, и при запуске прогретого мотора, применяла ее к бензиновому впрыску. Количества бензина с трудом хватало, что бы завестись со второй попытки, далее очень неустойчивая работа до перехода на газ – потом все ровно. К чему этот пример:

Во-первых, когда мы видим большую величину коррекций – очевидно, что нужно выяснить на каком топливе возникает эта величина, это не составляет никакого труда.

Во-вторых, если уж совсем не хочется думать о работе ГБО – можно закрыть баллон, сбросить адаптации и отправить клиента на пару дней покататься только на бензине. Потом делать выводы.

В данном примере, конечно же, имеет место навязывание лишних услуг, попросту «развод» клиента на деньги, но это случай далеко не единичный, не все клиенты будут платить, если главная проблема не решилась. И если Вы начинающий диагност, у которого все в порядке с совестью, то тогда, надеюсь, эта статья принесет Вам пользу.

Что было проделано - диагностика ЭСУД, диагностика системы ГБО, проверка дымогенератором (было подозрение на подсос), сброс адаптаций снятием клеммы АКБ, адаптация на бензине и перекалибровка ГБО. По необходимости, может быть необходим еще пунктик - ремонт компонентов ГБО.

Второй случай, более частый – плохой запуск на холодную (иногда и на «горячую» - когда совсем все плохо). Казалось бы, запуск ведь на бензине – мой форсунки, меняй бензонасос, ищи подсос. А нет, не всегда! Причина может быть в заполнении газом впускного коллектора при заглушенном моторе, а потом при запуске – есть бензин из форсунок, есть полный впускной коллектор газа, но нет воздуха, соответственно и нет воспламенения. Виной тому в 90% случаях прохудившаяся диафрагма газового редуктора – газ сквозь нее по вакуумному шлангу перетекает в коллектор. В 10% - не герметичная газовая форсунка. Изредка может быть аварийный клапан редуктора, если установщики соединили его штуцер с коллектором. Исключить или подтвердить эти неисправности гораздо легче, чем даже замерить давление бензина и тем более проверить бензиновые форсунки на стенде. Снимаем вакуумный шланг с редуктора (желательно при работе на газе) - наносим мыльную пену или нюхаем, выясняем, идет ли газ со стороны редуктора (не должно быть даже намека на запах газа), по аналогии – с газовыми форсунками, только двигатель перед этим глушим.

Клиент не обязан Вам платить, за то, что Вы при диагностике снимали и проверяли бензиновые форсунки, проверяли «подсосы» и замеряли давления, если проблема не решится. Поэтому, увидев на автомобиле ГБО, лучше начать с наиболее простого.

Теперь о системе зажигания.

Эту историю «газовщики» слышат, наверное, ежедневно:

- У меня дергается и стреляет машина при ускорении (особенно 1200-2200 об/мин) на газе, на бензине вроде получше. Я уже побывал на диагностике, мне продиагностировали автомобиль, никаких ошибок нет – сказали, что проблема в газе! Чините мне газ!

И эта история повторяется изо дня в день, и в абсолютном большинстве случаев нам хватает 3-4 минуты, что бы найти что-то типа такого:

Это с огромной вероятностью окажется мертвая свеча, прошитый наконечник катушки или межвитковое в самой катушке.
В силу своих особенностей (температура вспышки газовой смеси намного выше, чем у бензиновой, электросопротивление чуть большее в газовоздушной смеси в сравнении с бензиновым туманом) газовое топливо является индикатором работоспособности системы зажигания. Если машина стреляет и чихает при нагрузке, а не бензине вроде и не чихает – не торопитесь отправлять машину к «газовщикам» - проверьте визуально, а лучше осциллографом высоковольтную часть. Это с огромной вероятностью окажется мертвая свеча, прошитый наконечник катушки или межвитковое в самой катушке. На воспламенение бензина может хватать и ослабленной системы зажигания, а вот газ не так просто зажечь.

Кстати, протраивание на газе справедливо и для сниженной компрессии (особенно если чихания окажутся не под нагрузкой, а только на холостом ходу).

Ну и конечно, мало смысла проверять «высококовольтку», если мотор троит на газе во всех режимах. Тогда уже, действительно, нужно проверить ГБО.

Есть огромное множество других особенностей в диагностике «газифицированных» автомобилей, конечно же, часто бывает проблема именно в компонентах газовой системы и в настройках, обо всем в одной статье не поговорить.

Но есть еще одна важная особенность в работе с газовыми автомобилями, о которой я не могу не сказать.

Это Ваша безопасность. Правильно установленное, соответствующее нормативам оборудование представляет меньше опасности, чем бензиновая система. Но всегда ли гаражные, и даже из крупных сервисов, «газовщики» следуют нормативам. К сожалению не всегда! Экономят на мультиклапанах, на вентиляции мультиклапана. Владельцы игнорируют требование о периодическом освидетельствовании баллонов, не знают о предельных сроках их эксплуатации, и так далее…

Это не к тому, что нужно «шарахаться» от газовых автомобилей. Но не стоит в морозы ставить в теплый бокс автомобиль с полным баллоном газа. Ледяной газ в тепле начнет расширяться, повышая давление в баллоне. Не известно, есть ли на этом баллоне предохранительный клапан и правильно ли там настроена защита от перезаполнения баллона. Спросите у клиента, не полный ли у него баллон, пусть клиент «выкатает» хотя бы четверть баллона, прежде чем встать к Вам в бокс, либо займитесь им на улице или в прохладном помещении. Будет, наверное, лишним говорить о курении и искрении в подкапотном пространстве и рядом с ним, мы же с Вами знаем правила работы с топливными системами.

Не стоит так же разбирать мотор, навесное оборудование, рядом с газовым редуктором или магистралью, не перекрыв перед этим газовый баллон и не выработав остаток газа из магистрали.

Первая хорошая привычка – всегда перекрывать баллон, когда загоняете автомобиль в бокс. После этого, дать поработать двигателю на газе, для удаления его остатков из системы.

Вторая хорошая привычка – сфотографировать или пометить подключения газовой системы, прежде чем разбирать что-то. Иначе очень легко при сборке перепутать и разъемы и шланги.

Никонов Иван
©Легион-Автодата

НПЭФ " СИПАР"
 Республика Алтай, Майма, Нагорная, 37
 Сайт: сипар.рф

наверх