Mitsubishi ASX. CAN-шина

10.03.2016

Клиент прав всегда

В нашем автосервисе давно существует незыблемое правило: "Клиент прав всегда!". Вы покрутите пальцем у виска?

Нет. У нас реально "клиент прав всегда", но с небольшими обоюдными оговорками. Например, когда клиент покупает и привозит какую-то запчасть и просит её установить. А почему нет? Запросто.

Но с обязательной оговоркой: "Если с привезённой вами запчастью что-то не так, например, она не подойдёт, то вы оплачиваете стоимость работы". То есть, "поставить и снять обратно". Клиенты кивают головой, они уверены в том, что вот эта красивая и блестящая штуковина подойдёт наверняка!

Так и получилось: владелец Mitsubishi ASX в какой-то момент стал недоволен своей штатной магнитолой. Поехал на рынок, там ему приглянулась недорогая и очень уж красивая магнитола: "Беру! Заверните".

Привозит. Говорит, что "хочу поставить вместо штатной, больно она неказистая. А эта посмотрите какая цветастая и нарядная! Поставьте, пожалуйста".

Не вопрос. Почему нет? За его деньги, конечно. И, имея опыт в подобных делах, оговорили насчёт того, что "если не подойдёт …". Клиент кивнул, мол, как же она может не подойти, люди же делали ответственно, и тем более, все разъемы подходят, интересовался у продавца.

"Снять-поставить", при известной сноровке, дело нехитрое. Тем более, что клиент был давним знакомцем: когда-то я ему устанавливал круиз-контроль. Человек купил руль с кнопочками-клавишами, а я ему через OpenPort активировал этот круиз-контроль и прописал в блок управления.

Клиенту эта работа понравилось. Поэтому он и не сомневался, что замена штатной магнитолы на другую, более красивую, пройдёт так же быстро и безболезненно. Старая магнитола снята и отложена в сторону. Действительно, выглядит как-то просто и совсем не смотрится с таким навороченным рулём …

Старая магнитола снята и отложена в сторону.
Новая магнитола встала как родная, ничего не надо перепаивать и мудрить - разъемы щёлкнули "по-родному".

Новая магнитола встала как родная, ничего не надо перепаивать и мудрить - разъемы щёлкнули "по-родному".
Ключ зажигания поворачиваю и озадаченно замираю над панелью приборов: это что за веселуха? На панели приборов начинается "цветомузыка", панель приборов решила продемонстрировать всё, что у неё имеется:
- двери авто были закрыты, специально оглянулся посмотреть, а панель приборов упрямо говорила значком на панели: "Открыта дверь!" … "Открыт багажник!" … "Температура выше нормы!" … и так далее …

На панели приборов начинается "цветомузыка", панель приборов решила продемонстрировать всё, что у неё имеется.

Фото 4

Фото 5

Фото 6
Кроме того, MUT3 тоже начал ругаться: "Ошибка по CAN шине В!".
Ну, в этом случае даже "к бабке ходить не надо", ясно, что эта цветомузыка началась после переустановки магнитолы.

В схемотехнику этой "весёлой" магнитолы не влезал, некогда, понял одно: вследствие этой непонятной китайской сборки или схемотехники, новая магнитола стала успешно "сажать на себя" CAN-шину. И ни один блок привязанный к шине, не мог получить-отправить информацию.

Как вы знаете, CAN-шина была придумана для того, чтобы соединить между собой исполнительные устройства, датчики, бороться с помехами и т.д. Ниже общая схема.

Как вы знаете, CAN-шина была придумана для того, чтобы соединить между собой исполнительные устройства, датчики, бороться с помехами и т.д.
И теперь посмотрите, в какой информативной области находилась наша магнитола, на что она могла влиять, и почему панель управления "сошла с ума" (аудиосистема в центре на скрине ниже):

И теперь посмотрите, в какой информативной области находилась наша магнитола, на что она могла влиять, и почему панель управления "сошла с ума".
И во время работы автомобиля, они (блоки CAN), постоянно "переговариваются" между собой. А когда происходит "затык", как в нашем случае, то шина CAN начинает сходить с ума. И это ещё повезло, что система CAN отреагировала так мягко. Могло быть и хуже?

В итоге сказал клиенту, что, "либо вы ездите с этой цветомузыкой на панели приборов, либо я всё возвращаю на место и у вас остаётся старая магнитола". Клиент, естественно, был опечален, но согласился всё вернуть на место, как было.

А теперь вспомните, что говорил в самом начале насчёт того, что "клиент всегда прав". Да, прав, но с оговорками. И теперь представьте, что свою правоту на честно заработанный рубль, я бы начал отстаивать потом, когда оказалось что эта чудо-магнитола отказалась сотрудничать с автомобилем. Вменяемый клиент даже бы и не спорил. Однако, все ли наши клиенты такие?

Кудрявцев Михаил Евгеньевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
mmctuning.ru
Союз автомобильных диагностов

наверх