Момент затяжки
В какой автосервис не стоит ехать ремонтироваться
20.04.2017
За эту статью меня в автосервисах проклянут столько раз, сколько раз клиенты зададут такой вопрос:
- А затягивать вы будете динамометрическим ключом?
Сервисмен сначала удивится, потом пробурчит под нос насчет "начитались, блин, интернетов", и ответит увесисто:
- Я уже десять лет (пятнадцать, двадцать, тридцать) работаю в автосервисе и ещё ни один клиент не жаловался!
Если клиент окажется настырным и продолжит спрашивать насчёт "момента затяжки", или "А у вас есть таблица затяжек КОНКРЕТНО на мой автомобиль?", клиенту ответят веско:
- Вы у меня уже чёрт знает какой тысячный клиент, так что можете не волноваться! И у меня ВСЕ таблицы есть!
Но сами знаете, что клиенты могут быть не только настырными, но и въедливыми, могут и дальше спросить:
- А я вот в статье читал …
Здесь клиента могут или выгнать, или снизойти до него и лениво спросить "в какой-такой статье". Выслушают ответ, и мягко, как психиатр больному ответить:
- Вы знаете, эти все пачкуны-журналисты такие …,- и рукой махнёт, мол, тут всё ясно, тема исчерпана, разговор окончен.
Двадцать с лишним лет назад, когда я открывал свой первый автосервис, то первым делом заказал, купил и с удовольствием развернул посылку вот с таким содержимым:
Не буду утверждать, что приобрёл именно такой, фото показал для понимания темы нашего разговора.
Теперь коротко об устройстве, смотрим на фото:
Обращаем внимание на важное для нас: "основная и вспомогательная шкала".
Перед началом работы сверяемся с мануалом (руководством), запоминаем или записываем рекомендуемые усилия, выставляем значение на первой и второй шкале и приступаем к работе: при достижении требуемого усилия в 90, например, Нм, услышим щелчок, который говорит о том, что требуемое усилие закручивания достигнуто. Просто и гениально.
Для справки: Ньютон-метр (русское обозначение Нм, международное Nm) — единица измерения момента силы в Международной системе единиц (СИ). Один ньютон-метр равен моменту силы, создаваемому силой, равной 1 Н, относительно точки, расположенной на расстоянии 1 м от линии действия силы. (wikipedia)
Для чего нужен динамометрический ключ?
Каждый болт и каждая гайка в вашем автомобиле закручена с определённым усилием, которое было определено на стадии проектирования автомобиля (узла), на основе компьютерного моделирования и последующих натурных испытаниях.
Можно ли обойтись без динамометрического ключа?
Можно. Для интереса встаньте около шиномонтажа (практически любого) и понаблюдайте: увидите много интересного – работник шиномонтажа использует свой пневмогайковёрт с одним и тем же усилием для Жигулей, для Лэнд Крузеров и для остальных автомобилей. Обойтись без динамометрического ключа можно, так и делается в нашей действительности, но так делать нельзя.
А если попробуете спросить или посоветовать работнику автосервиса "делать как положено – с правильным усилием", то будете или посланы далеко, или одарены молчаливым презрением: " -Я уже тысячу авто так закрутил и всё нормально!".
Логично. Но есть ли уверенность, что ваше авто, которое будет "тысяче-первым", не потеряет колесо где-то через пятьсот километров? Или, например, после капитального ремонта через те же пятьсот километров из-под капота не повалит пар, вследствии "пробитой" прокладки, которую или НЕдотянули, или ПЕРЕтянули?
Недокрученные гайка или болт могут открутиться, перекрученые могут как лопнуть, так и приобрести эффект "потянутой резьбы" - такие впоследствии использовать нельзя (но используют).
Почему написал эту короткую заметку: "Достало". Например, на ЛЮБОМ шиномонтаже, за исключением редких, ВСЕ колёса на ВСЕХ автомобилях затягиваются одним и тем же моментом. Но это же ужасающая техническая неграмотность? И все ходят мимо, смотрят и... не знают или не хотят знать.
В автосервисах работы по "капиталке" мотора зачастую проводят БЕЗ использования динамометрического ключа. Бред полнейший - но делают и будут так делать.
Моторное масло меняете? А знаете КАК правильно надо делать?Не знаете, потому что ДОВЕРЯЕТЕ, а вас в большинстве автосервисов ОБМАНЫВАЮТ. Нет, говорю не о том, что масло вам могут и не поменять, об этом рассказал автодиагност и чип-тюнер из подмосковной Электростали Алексей Ниточкин (его статьи по двум адресам на портале компании Легион-Автодата: статьи в общем разделе и статьи в разделе по чип-тюнингу ). Так вот, он красиво рассказал о ремонте американского авто, с которым ему пришлось бороться, а первопричиной неисправности явился тот факт, что в моторе этого авто ОЧЕНЬ долго моторное масло не меняли вообще.
А обманывают автовладельцев тем, что при замене масла пробку в картере закручивают, но как-то не особенно обращают внимание на то, чтобы на пробке было специальное уплотняющее колечко. закручивают без него. закручивают туго, надёжно и на века. А что может случиться – сами понимаете. Впрочем, на некоторых моделях этого уплотнения нет конструктивно, но владельцу авто это надо знать для того, чтобы КОНТРОЛИРОВАТЬ. А не будете контролировать – будете вечным авто-лузером.
Можно привести ещё много примеров, когда в автосервисах те работы, где требуется использование динамометрического ключа, проводят БЕЗ этого инструмента – обычными гаечными ключами. Причина такой ситуации в большинстве российских автосервисов застарелая: в десятках тысячах российских автосервисов работают люди, которые пришли туда работать исключительно "по зову сердца и денег". Второе встречается чаще. У них нет ни специального образования, ни какого-нибудь сертификата на проведение определённых работ – НЕТ НИЧЕГО, кроме желания заработать.
И только в редких автосервисах работают реальные профессионалы. И вам повезёт, если вы попадёте именно на такого. Не будут тут растекаться мыслями, мол, у нас в стране отсутствует грамотная система подготовки специалистов для автосервисов, вот у дилеров подобное есть, а за стенами дилерских центров всё остальное шевелится "по зову сердца и денег". Такое говорить смысла нет, нам, автовладельцам, только остаётся уповать на "авось, повезёт!", или, как постоянно говорю, "иметь своего личного и проверенного автомобильного доктора".
Технический уровень большинства автосервисов, как вы поняли из этой заметки, оставляет желать лучшего - автовладельцы НИКОМУ не нужны, а на государственном уровне такие проблемы не в приоритете, и долго ещё будут такими. Что остаётся: надо собраться, сесть, подумать и задать себе единственный вопрос: "КУДА ЕХАТЬ РЕМОНТИРОВАТЬ СВОЙ АВТОМОБИЛЬ?" Если у вас ещё нет своего личного автомобильного доктора, то откройте интернеты и посмотрите, почитайте отзывы... А эту заметку заканчиваю, и желаю коллегам-автовладельцам единственного: "Хорошего вам автосервиса!".
P.S. В тексте есть слово "контролировать". Вроде стыдное слово, как это так - контролировать того, кто должен работать без контроля. Но до тех пор, пока в нашей стране не будет создана работающая система регулирования автосервисов - до тех пор большинство автовладельцев будут естественными авто-лузерами, которых разводит каждый второй автосервис.
- А затягивать вы будете динамометрическим ключом?
Сервисмен сначала удивится, потом пробурчит под нос насчет "начитались, блин, интернетов", и ответит увесисто:
- Я уже десять лет (пятнадцать, двадцать, тридцать) работаю в автосервисе и ещё ни один клиент не жаловался!
Если клиент окажется настырным и продолжит спрашивать насчёт "момента затяжки", или "А у вас есть таблица затяжек КОНКРЕТНО на мой автомобиль?", клиенту ответят веско:
- Вы у меня уже чёрт знает какой тысячный клиент, так что можете не волноваться! И у меня ВСЕ таблицы есть!
Но сами знаете, что клиенты могут быть не только настырными, но и въедливыми, могут и дальше спросить:
- А я вот в статье читал …
Здесь клиента могут или выгнать, или снизойти до него и лениво спросить "в какой-такой статье". Выслушают ответ, и мягко, как психиатр больному ответить:
- Вы знаете, эти все пачкуны-журналисты такие …,- и рукой махнёт, мол, тут всё ясно, тема исчерпана, разговор окончен.
Двадцать с лишним лет назад, когда я открывал свой первый автосервис, то первым делом заказал, купил и с удовольствием развернул посылку вот с таким содержимым:
Не буду утверждать, что приобрёл именно такой, фото показал для понимания темы нашего разговора.
Теперь коротко об устройстве, смотрим на фото:
Обращаем внимание на важное для нас: "основная и вспомогательная шкала".
Перед началом работы сверяемся с мануалом (руководством), запоминаем или записываем рекомендуемые усилия, выставляем значение на первой и второй шкале и приступаем к работе: при достижении требуемого усилия в 90, например, Нм, услышим щелчок, который говорит о том, что требуемое усилие закручивания достигнуто. Просто и гениально.
Для справки: Ньютон-метр (русское обозначение Нм, международное Nm) — единица измерения момента силы в Международной системе единиц (СИ). Один ньютон-метр равен моменту силы, создаваемому силой, равной 1 Н, относительно точки, расположенной на расстоянии 1 м от линии действия силы. (wikipedia)
Для чего нужен динамометрический ключ?
Каждый болт и каждая гайка в вашем автомобиле закручена с определённым усилием, которое было определено на стадии проектирования автомобиля (узла), на основе компьютерного моделирования и последующих натурных испытаниях.
Можно ли обойтись без динамометрического ключа?
Можно. Для интереса встаньте около шиномонтажа (практически любого) и понаблюдайте: увидите много интересного – работник шиномонтажа использует свой пневмогайковёрт с одним и тем же усилием для Жигулей, для Лэнд Крузеров и для остальных автомобилей. Обойтись без динамометрического ключа можно, так и делается в нашей действительности, но так делать нельзя.
А если попробуете спросить или посоветовать работнику автосервиса "делать как положено – с правильным усилием", то будете или посланы далеко, или одарены молчаливым презрением: " -Я уже тысячу авто так закрутил и всё нормально!".
Логично. Но есть ли уверенность, что ваше авто, которое будет "тысяче-первым", не потеряет колесо где-то через пятьсот километров? Или, например, после капитального ремонта через те же пятьсот километров из-под капота не повалит пар, вследствии "пробитой" прокладки, которую или НЕдотянули, или ПЕРЕтянули?
Недокрученные гайка или болт могут открутиться, перекрученые могут как лопнуть, так и приобрести эффект "потянутой резьбы" - такие впоследствии использовать нельзя (но используют).
Почему написал эту короткую заметку: "Достало". Например, на ЛЮБОМ шиномонтаже, за исключением редких, ВСЕ колёса на ВСЕХ автомобилях затягиваются одним и тем же моментом. Но это же ужасающая техническая неграмотность? И все ходят мимо, смотрят и... не знают или не хотят знать.
В автосервисах работы по "капиталке" мотора зачастую проводят БЕЗ использования динамометрического ключа. Бред полнейший - но делают и будут так делать.
Моторное масло меняете? А знаете КАК правильно надо делать?Не знаете, потому что ДОВЕРЯЕТЕ, а вас в большинстве автосервисов ОБМАНЫВАЮТ. Нет, говорю не о том, что масло вам могут и не поменять, об этом рассказал автодиагност и чип-тюнер из подмосковной Электростали Алексей Ниточкин (его статьи по двум адресам на портале компании Легион-Автодата: статьи в общем разделе и статьи в разделе по чип-тюнингу ). Так вот, он красиво рассказал о ремонте американского авто, с которым ему пришлось бороться, а первопричиной неисправности явился тот факт, что в моторе этого авто ОЧЕНЬ долго моторное масло не меняли вообще.
А обманывают автовладельцев тем, что при замене масла пробку в картере закручивают, но как-то не особенно обращают внимание на то, чтобы на пробке было специальное уплотняющее колечко. закручивают без него. закручивают туго, надёжно и на века. А что может случиться – сами понимаете. Впрочем, на некоторых моделях этого уплотнения нет конструктивно, но владельцу авто это надо знать для того, чтобы КОНТРОЛИРОВАТЬ. А не будете контролировать – будете вечным авто-лузером.
Можно привести ещё много примеров, когда в автосервисах те работы, где требуется использование динамометрического ключа, проводят БЕЗ этого инструмента – обычными гаечными ключами. Причина такой ситуации в большинстве российских автосервисов застарелая: в десятках тысячах российских автосервисов работают люди, которые пришли туда работать исключительно "по зову сердца и денег". Второе встречается чаще. У них нет ни специального образования, ни какого-нибудь сертификата на проведение определённых работ – НЕТ НИЧЕГО, кроме желания заработать.
И только в редких автосервисах работают реальные профессионалы. И вам повезёт, если вы попадёте именно на такого. Не будут тут растекаться мыслями, мол, у нас в стране отсутствует грамотная система подготовки специалистов для автосервисов, вот у дилеров подобное есть, а за стенами дилерских центров всё остальное шевелится "по зову сердца и денег". Такое говорить смысла нет, нам, автовладельцам, только остаётся уповать на "авось, повезёт!", или, как постоянно говорю, "иметь своего личного и проверенного автомобильного доктора".
Технический уровень большинства автосервисов, как вы поняли из этой заметки, оставляет желать лучшего - автовладельцы НИКОМУ не нужны, а на государственном уровне такие проблемы не в приоритете, и долго ещё будут такими. Что остаётся: надо собраться, сесть, подумать и задать себе единственный вопрос: "КУДА ЕХАТЬ РЕМОНТИРОВАТЬ СВОЙ АВТОМОБИЛЬ?" Если у вас ещё нет своего личного автомобильного доктора, то откройте интернеты и посмотрите, почитайте отзывы... А эту заметку заканчиваю, и желаю коллегам-автовладельцам единственного: "Хорошего вам автосервиса!".
P.S. В тексте есть слово "контролировать". Вроде стыдное слово, как это так - контролировать того, кто должен работать без контроля. Но до тех пор, пока в нашей стране не будет создана работающая система регулирования автосервисов - до тех пор большинство автовладельцев будут естественными авто-лузерами, которых разводит каждый второй автосервис.
Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата