MotorData OBD на практике

20.12.2017

Давно подозревал, что наплыв посетителей в форуме компании Легион-Автодата это не просто так, не случайность.

Так как являюсь администратором этого форума, то имею полный доступ к статистике.

Посмотрел. Изучил. И что оказалось: подавляющее большинство посетителей ("уникальных", если вам это о чём-то говорит), это автовладельцы со средним и высшим образованием.

Раньше подобного явления не наблюдалось. Но есть же причины?

Подумал, почитал интернеты. И нашёл статистику, которая даёт ответ на мой вопрос:
"Из соображений экономии более половины респондентов самостоятельно занимаются техническим обслуживанием автомобиля (54%) или обращаются к знакомому механику (35%)".

Это опрос, проведённый Аналитическим Агенством Автостат

Если я правильно понимаю этот мир, то "соображения экономии" будут ещё очень долго висеть в головах автовладельцев, вы согласны?

И чтобы окончательно разобраться, решил провести уникальный социально-технический эксперимент. Звоню:
- Здравствуйте. Подскажите, могу ли я провести диагностику своего авто у вас в сервисе? И сколько это будет стоить?
- Да, не вопрос, приезжайте, могу вас записать на 14 часов, вас устроит такое время?
- Ого, у вас ещё и по записи?
- Конечно! У нас же много клиентов.
- А что я получу в итоге диагностики?
- Ну-у … много получите … мы полностью просканируем ваш автомобиль, прочитаем ВСЕ коды неисправностей …кстати, у вас горит на панели приборов лампочка ЧЕК?
- Нет, не горит…
- Это не страшно, понимаете, в любом случае авто надо регулярно сканировать на предмет ошибок, и вы делаете правильно, что так нежно заботитесь о своём автомобиле…
- А сколько стоит диагностика?
- Недорого, 1.450 рублей. Так я вас записываю?
- Пока нет, спасибо.
- Ну вы совсем зря отказываетесь! Это я вам как специалист с многолетним стажем говорю! В принципе, я сейчас посмотрел и могу вас обрадовать – у нас именно сегодня идёт акция и есть скидки! Так что диагностика вам обойдётся всего в 990 рублей. Записываю?
- Нет, спасибо.

Но мне надо выяснить среднюю цену на диагностику типа "считать код ошибки". Для чистоты эксперимента обзвонил ещё 9 автосервисов в округе и вывел среднюю цену: 1.350 рублей.

Проводим сопоставление, 1.350 рублей = следующим работам в автосервисе:
- открыть салонную дверь в автомобиле, который будет диагностироваться
- наклониться
- найти разъём для диагностики
- подсоеденить прибор для диагностики
- включить зажигание
- считать на дисплее диагностического приборва высветившийся код неисправности
- записать этот код неисправности или распечатать этот код неисправности
- отдать клиенту листок или распечатку
- посоветовать клиенту провести более полную автомобильную диагностику с использованием серьёзного диагностического оборудования
- получить деньги с клиента
- проводить клиента за ворота с наилучшими пожеланиями
Стоимость такой услуги ОДНА ТЫСЯЧА ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ РУБЛЕЙ.

Итак, что имеем: прочитать или ПРОСТО УЗНАТЬ, по причине возникновения какого кода неисправности загорелась лампочка CHECК на панели приборов оценивается работниками автосервиса в такую сумму.

Это не комментирую, а перехожу ко второй части своего уникального эксперимента.
"Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth мини"



Именно такой попал мне в руки. Будет работать или нет, не знал, поэтому решил проверить … и пришлось сразу же отломать кусок пластмассы, так как разъём диагностики был чуток побольше.
Но перед этим надо скачать программу, которая будет сопрягаться с этим куском пластмассы.
Интернет под рукой, не вопрос. Говорю: "Скачать программу Мотордата", и на дисплее появляется что запросил (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.motordata.obd ):


Но прежде чем скачивать, прочитал описание и предупреждения, мы же почти никогда не читаем ни инструкций, не рекомендаций: до нас же всё и всегда должно дойти через практический ручной опыт?


Не обрадовало, у меня как раз версия адаптера 2.1.
Значит что, эксперимент прекращать?
Но я же русский человек, значит, попробовать надо.
Подсоединяю адаптер, иду в настройки, включаю Bluetooth, жду. И вижу:


Не повезло совсем-совсем? Нетушки, надо попробовать снова … и получается:


Очень хорошо. Результат есть. Теперь надо поинтересоваться, что есть внутри этой программы:
1. Выбор ЭБУ
2. Считывание кодов неисправностей
3. Текущие данные
4. Справочник кодов неисправностей
5. Сохранённые данные
6. Плагины
Проверил наличие кодов неисправностей – нет. Далее выбираю самое вкусное: "Текущие данные", интересно, что покажет?
Так … есть возможность настройки и выбора …


"Текущие данные"…


Никаких данных пока не отображается, но это не программа тупая, это я такой, надо нажать кнопку ниже: "Читать". Нажимаю.



Вывод параметров в двух видах: чисто текстовом и как на фото выше – внизу-справа, в таком виде.
Можно выводить графики:


А вот главная "фишка", на мой взгляд:


Обратите внимание на скрин выше: внизу на кнопке "Лог" видна камера. Она мигает. Это идёт запись лога, то есть, выбранных параметров.

На данный момент, пока идёт отладка программы, записанные логи отсылаются в службу поддержки компании Легион-Автодата для изучения и устранения возможных проблем, они пока могут быть, так как используются адаптеры разных производителей, смартфоны у всех тоже разные и могут быть особенности сопряжений в треугольнике "программа Мотордата OBD – смартфон – используемый адаптер".

На мой взгляд самое сложное – это первоначальное подключение.
Тут могут быть сложности в силу вышеописанных причин.
Но если изначально знать, что:


То многие проблемы можно обойти на начальной стадии. Но если возникло желание выругаться и сказать, что "Программа полный отстой, не подключается!", тут надо взять зеркало и посмотреть на проблему – вот она, проблема, в зеркале, привет, Проблема.

Но продолжу по логам, так как это есть самое основное, что отличает программу Мотордата OBD от подобных.

На данный момент логи отсылаются в компанию Легион-Автодата для изучения и исправления, но в ближайшей перспективе автовладелец может самостоятельно записать лог с нужными (выбранными) параметрами и отправить его или в службу поддержки, или на адрес того автосервиса, с которым у него есть договорённость (там, где обсуживает свой автомобиль).

Между прочим, такая фишка будет идти во благо тем автосервисам и автодиагностам, которые сейчас испытывают временные трудности с клиентами: автосервисов, где считывают коды, получают за это деньги и дальше отправляют автовладельца в другой автосервис, сейчас развелось как тараканов на помойке.

Интересное и смешное положение дел: "техническая неграмотность демпингует цены грамотным автосервисам".

Однако эта банка варенья скоро закончится: "читальщикам кодов неисправностей" скоро придётся искать другое место приложения своему мошенничеству, или попытаться учиться, догонять по уровню знаний тех автодиагностов, которые всё это время скрипели зубами, но продолжали наращивать своё профессиональное мастерство. Догонят ли?
Так что эта особенность программы Мотордата OBD есть некий "свет в окошке".
Чем ещё может быть полезно эта отличительная черта "Возможность записывать лог и отсылать его по Интернету": представьте, что клиент провёл ремонт в каком-то автосервисе, уехал, ездит по своим делам.

А через неделю-другую к нему из автосервиса, где он ремонтировался, приходит SMS такого содержания: "Прошу, как и договаривались, снять логи и прислать на мою почту".

Автовладелец за пять минут снимает логи и отсылает их своему личному автомобильному доктору. Тот просматривает и делает заключение: "Ок" или "не ОК".
Кому-то может не понравиться такая фишка по логам, так как она предусматривает постоянную связь между автовладельцем и автосервисом.

Но умная голова читателя поймёт, что подобное как раз и ведёт к тому, чтобы рынок автоуслуг становился всё более цивилизованным; эта фишка с логами поможет отсечь мошенников-любителей со сканерами в руках, которые на данный момент занимают существенные проценты услуг и буквально отнимают деньги у специалистов со знаниями и опытом.

Такие адаптеры для считывания кодов неисправностей и с более расширенными возможностями УЖЕ НЕ НРАВЯТСЯ сотням профессиональным любителям со сканерами в руках, поставившим на поток вполне прибыльное дело по считыванию кодов неисправностей за 1.000 рублей, у таких людей есть даже название: "Диагност-однодневка". Много лет назад в статье "Диагност - однодневка" таким "специалистам" я дал своё определение, которое оказалось на удивление точным и перспективным.

Но здесь ИМ ничего уже не поделать.

Профессиональные любители считывать коды неисправностей будут продолжать говорить и распространять по интернетам мысли, что "такие адаптеры вещь ненужная, мол, в автосервисах всё-равно будут заново считывать коды неисправностей".
Могу даже спрогнозировать, что и на программу Мотордата OBD будут лить грязь в расширенном объёме, так как она имеет особенность "возможность отправлять нужные параметры в службу поддержки или на выбранный адрес для последующего изучения и выводов".

Но во всём этом не адаптеры OBD виноваты, не программы для адаптеров – виноваты те, кто все эти годы активно "стриг бабло" будучи в постоянном статусе "диагност-однодневка" (извините за мой французский) с "баранов-автовладельцев" (это не мои слова, их я неоднократно слышал в подобных автосервисах-однодневках).
Повторю банальные слова: "Прогресс не остановить".

Если у вас в автосервисе стало меньше клиентов – ищите причину не в потусторонних силах, а в себе, в своей организации работ по предоставлению авторемонтных услуг населению.

Пришла пора делать выводы, они будут такими:
1. Стоимость адаптера OBD ниже или сопоставима с той ценой, которую запрашивают в автосерисах за банальное прочитывание кодов неисправностей. Причём, автовладелец платит за адаптер один раз, и далее может при необходимости просматривать нужные ему параметры своего автомобиля.
2. При приобретении адаптера обращайте внимание на его версию и изготовителя, тут лучше посоветуйтесь с теми, у кого такой адаптер уже есть.
3. При скачивании с Google Play https://play.google.com/store/apps/details?id=com.motordata.obd
4. программы для своего адаптера


Обращайте внимание на имеющуюся техническую поддержку. Если она есть – это очень хорошо, так как всегда будет возможность обратиться в техподдержку, чтобы что-то спросить или уточнить.

На данный момент программа Мотордата OBD у меня на телефоне установлена, есть не просит, и знаю: если вдруг на панели загорится CHECK – всегда смогу самостоятельно прочитать код неисправности и понять, в какую сторону следует смотреть.
Мелочь, а приятно.

Послесловие в качестве предположения:
- на рынке автосервисных услуг с развитием технологий произойдёт качественное изменение подобных недорогих утройств
- на этом рынке выживут и станут популярными устройства, которые смогут обеспечить не только банальное считывание-сбрасывание кодов неисправностей, но и организовать постоянную связь с автосервисом или с автодиагностом
- в ходе дальнейшего развития такие программы для смартфонов должны стать реальным помощником автовладельца: при обнаружении кода неисправности предлагать варианты действий водителя, например, от "проверить надёжность крепления разъема" … до "предлагаю обратиться в автосервис".

Существует много неисправностей, которые автовладелец сможет разрешить самостоятельно и не отвлекать автомобильных диагностов от важных проблем: время "диагностов-однодневок" проходит, на первый план снова выступают Профессионалы.

Надо понимать, что технический прогресс не остановить, но именно в этом движении Профессионалы авторемонта всегда найдут свою нишу и варианты заработка.


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата