Неисправность ключей (Mercedes Benz W211)
Неисправность ключей W211
15.12.2013
Непростая диагностика неисправности системы центрального замка на Mercedes Benz W211 (E-класс)
Рассказывать буду о проведении диагностики и ремонта автомобиля Mercedes в кузове E211, универсал, на пневмоподвеске. Диагностика оказалось интересной, такого случая в своей практике ещё не встречал. И по ходу рассказа коснусь особенностей проведения диагностики, которые не описаны ни в одной пошаговой инструкции для автомобилей Mercedes.
Предыстория ремонта обычная: не обошлось без того, чтобы владелец автомобиля не нарушил рекомендации Производителя: «Не допускать глубокую разрядку аккумулятора». Если подобное разрешалось на автомобилях выпуска прошлого века, то современные автомобиля с её продвинутой электроникой и серьезным программным обеспечением не могут стабильно работать без соблюдения определенных правил. И одно из них, повторюсь: «Не допускать глубокую разрядку аккумуляторной батареи своего автомобиля».
Повторил специально, потому что много неисправностей возникает именно из-за этой небрежности (незнания) владельца автомобиля (подробнее в конце материала).
Продолжим. Полгода назад на этом автомобиле вышел из строя пневмобаллон подвески. У владельца было на чём ездить, он загнал неисправный автомобиль в гараж и оставил: «Потом отремонтирую». А клемму с аккумулятора не снял, забыл или не знал. Машина простояла около пяти месяцев, и аккумулятор за это время разрядился полностью.
Когда пришло время ремонтировать автомобиль, то наткнулись на первую проблему: «Двери не открываются». Подумали, поискали способ, нашли: открыли металлическим ключом, который идет в комплекте вместе с «родным» ключом. Аккумулятор заменили, автомобиль отремонтировали, но столкнулись с другой проблемой: «Дистанционные ключи не хотят открывать-закрывать автомобиль». Именно с этой неисправностью машина попала в наш автосервис.
Первичную проверку «Как проверить работу ключей, исправны они или неисправны» провели в течение одной минуты. Для этого берется сотовый телефон с камерой, ключи направляются на камеру, нажимается кнопка – а на экране телефона должен быть виден синий отблеск, значит, инфракрасный порт работает, ключи исправны.
И наоборот.
Далее надо проверить работоспособность инфракрасного приемника в двери. Смотрим на фото, делаем, как советует программа:
Мы полностью выполнили рекомендации программы:
· Проверили напряжение АКБ – норма
· Проверили работоспособность ключа – норма
· Убедились, что ключ принадлежит этому автомобилю
· Направили ключ на инфракрасный порт в двери, нажали – замок дверей сработал
Вывод: автомобиль ключи не забыл, ключи остались в памяти.
Хочу обратить внимание, что эти проверки проводили «как бы по памяти», так как в нашем случае неисправность на автомобиле имелась, а вот автомобильная программа на этой неисправности «споткнулась» и ничего не смогла нам посоветовать. Для ремонта автомобилей Mercedes существует замечательная программа Mercedes DAS/XENTRY. В ней собраны все возможные неисправности и есть пошаговая диагностика этих неисправностей. Всем хороша эта программа, однако в ней обнаружилась непредусмотренная особенность: «Программа не смогла понять неисправность».
Так как было выяснено, что не работает радиоканал управления центральным замком, то в программе зашли в задний SAM, который отвечает за эти функции. Посмотрели ошибки – текущие и сохранённые, и с удивлением обнаружили, что их нет вообще.
Удивительное дело! Ошибок по программе нет, а неисправность есть.
В таком случае проводим при помощи программы «Тест фактических параметров». Тест довольно длинный, нудный, но он нужен, так как надо понять причину неисправности.
Последовательно проводим все рекомендованные проверки и в конце видим, что программа не знает, что ей делать дальше и что рекомендовать, она выдаёт такое заключение: «Неисправны оба ключа управления центральным замком». На этом программа умолкает и дальше «не ведёт» по поиску неисправности. Однако мы знаем (так как сами провели проверки), что у нас оба ключа управления центральным замком в исправном состоянии. Но перестраховываемся и, чтобы убедиться в 100% гарантии исправности наших «родных» ключей, делаем ещё проверку: берем ключи от такого же автомобиля, задействуем и в программе, в параметрах смотрим «появление сигнала ключа». Сигнал отсутствует.
Так как программа нам больше ничего предложить не может, приходиться «включать голову» и мыслить логически. Смотрим антенну. Это сзади. Проверяем питание антенны приемника ключа:
и обнаруживаем, что на одном из проводов питания нет. Причина может быть в заднем блоке SAM, который даёт питание на антенну:
Убеждаемся, что из SAM-а питание выходит, запоминаем цвета проводов (синий и красно-жёлтый), поиском идем дальше. Ещё раз проверяем питание на антенне. Да, питание есть, но почему-то на других проводах. И это весьма удивительно: если знать конструктив автомобилей и политику компании Mercedes, то давно известно, что в автомобилях Mercedes цвета проводов в жгуте не меняются. Подобное можно встретить на других автомобилях, например, на TOYOTA: сине-зеленый провод в начале жгута может поменять свой цвет на фиолетово-белый в конце жгута. Такая там техническая политика. А в Mercedes подобного встретить просто невозможно. Что могло случиться? Почему в начале жгута питание приходит на один провод (одного цвета), а в конце жгута питание есть на другом проводе (другого цвета). Как вариант: «существует проблема внутри самого жгута». Проводим демонтаж жгута от заднего SAM к приемнику и внимательно осматриваем на внешние повреждения – повреждений нет. После этого прозваниваем жгут, понимаем, что проблема внутри жгута, и уже тогда расплетаем жгут, осматриваем провода, состояние изоляции и пр.
Ничего не находим, всё стандартно, по-заводскому. Интересная картина получается! Зеленый провод с одной стороны не звонится на зеленый провод с другой стороны. Осмотр, тщательность, внимание при изучении проводов… и неисправность обнаруживается:
Обратите внимание на «зелень» на проводе, она спряталась, её ещё надо обнаружить – тут только внимательный осмотр поможет:
Этот небольшой и окислившийся отрезок провода располагался в этом сгустке проводов около заднего SAM:
Для лучшего понимания вопроса: «Как же всё произошло», поясню всё «на пальцах», смотрите:
· Вот так провода и питание на них выходят с заднего SAM
· А вот так приходят на приемник
И здесь есть несколько важных особенностей, которые не мешает запомнить.
Помните, в самом начале рассказа было упомянуто, что «Удивительное дело! Ошибок по программе нет, а неисправность есть».
Чтобы полностью понять сложившуюся картину неисправности, посмотрим на экран монитора, читаем выделенное синим цветом:
Вот так должна была отреагировать программа диагностики при наличии неисправности. Этот скрин сделан специально, после того, как неисправность была обнаружена при помощи других способов проверки, и провод от заднего SAM к приёмнику был физически разорван.
В нашем случае неисправность выглядела таким образом: вот место неисправности:
Выглядывающий конец провода в «сине-зеленом» - точка неисправности. И здесь вроде как несуразность: раньше говорил, что при внимательном осмотре жгута не было обнаружено никаких внешних повреждений и никакого физического воздействия на жгут. Он как был выпущен с завода и прикреплен к точке крепления, так и стоял на том же самом месте. Тогда два вопроса:
1. Откуда образовался разрыв в проводе и эта «зелень?
2. Как повлияла «зелень» на определение программой ошибки, точнее, на «отсутствие ошибки»?
Продолжаем внимательно изучать место крепления и обнаруживаем: точно в том месте, где провод (на фото выше) был окислен «зеленью», находилась точка крепления вот этого хомута:
Этот хомут, не имеющий никаких внешних повреждений или следов снятия и обратной установки, крепил к кузову автомобиля матерчатый жгут от заднего SAM к приемнику:
Ещё раз хочу подчеркнуть: ни матерчатый жгут, ни хомут не имели никаких следов внешнего воздействия. То есть, как были установлены при сборке автомобиля на заводе, так и предстали перед нашими глазами.
Резонный вопрос: «Откуда появилась «зелень» на проводах?». Только как вариант могу предположить, что:
· при заводской установке хомута было изменено (нарушено) усилие, прикладываемое для затяжки хомута, и он своими острыми краями через матерчатую оболочку жгута передавил изоляцию проводов питания. Если хомуты затягивались автоматически, то тогда такая неисправность может возникнуть на автомобилях подобного года выпуска и с той же конвейерной линии. Если же хомуты затягивались вручную, то налицо хорошо всем знакомый «человеческий фактор», и где он вылезет снова – никому не известно.
· автомобиль долго стоял в гараже, аккумулятор отключен не был, задний блок SAM и приемник находились в постоянном ожидании – через провода протекал ток. Влага из воздуха конденсировалась, скапливалась, наконец, наступил момент, когда медные провода, ток и влага начали процесс преобразования меди в купорос – что видно на фото выше. Провода сгнили, и за счет естественного натяжения проводов внутри жгута, произошёл сдвиг проводов. Через «зелень» один провод соединился с другим проводом, вот и получился такой забавный дефект: питание от заднего блока SAM на приёмник выходило на провод одного цвета, а приходило на провод другого цвета.
Можно только предположить, что программа диагностики не смогла определить этот дефект из-за того, что разработчики полностью исключили возможность некачественной установки проводов и жгутов на конвейере, и не заложили в программу диагностики такой вариант.
«Обычный» же вариант проведения диагностики при наличии обрыва цепи показан и рассказан программой тщательно; поиск неисправности сводится к рекомендованным проверкам, измерениям и выявлению места неисправности:
Ну и последнее: с осторожностью доверяйте «добрым советам Интернета». На многих сайтах и форумах можно прочитать, что «если на мерседес разрядился аккумулятор, ключи не работают и не открывают двери автомобиля, то АКБ можно подзарядить и получить доступ в салон автомобиля – для этого надо подать «+» на контакт подсветки заднего номера, а «минус» на корпус автомобиля».
Мало того, что подобные «добрые советы» неграмотны в техническом отношении, а значит, опасные, но есть последователи, которые пишут дополнения: «мерседес машина умная, не заморачивайся с плюсом и минусом – машина сама поймет и перекинет полюса как положено».
Мне кажется, что не стоит применять подобные советы и гробить свой дорогой автомобиль. Есть автосервисы и специалисты, для которых подобная работа ежедневный хлеб.
© Легион-Автодата
Ниточкин Алексей Викторович
г. Электросталь (Московская обл.), пр-т Мира, д.27-а
автотехцентр "Good Hands"
Тел.: +7 (916) 279-31-14
Сайт: http://el-chip.ru/
Союз автомобильных диагностов