Nissan Avenir 2005 QG18DE. Горят катушки зажигания. Часть 1 - Диагностика

30.09.2023 15:14:00

Имел неосторожность «назваться груздем», в одном из предыдущих материалов. Ну а коли так, то «полезай в кузов» (пообещал – выполняй). Проанонсировал NISSAN, у которого горят катушки зажигания, сказал, что разберусь и материал по этому вопросу выложу. Разобрался... Поэтому вначале информация о машине и история попадания ее в мои руки.

Nissan Avenir 2005 года, двигатель QG18DE DOHC VVT.

С клиентом разговаривал по телефону несколько раз, машину при этом не видел. Из первого разговора стало понятно что полный комплект катушек вышел из строя за очень короткий промежуток времени - от нескольких часов до нескольких минут. Очевидно, что замена катушек ничего не дает, ибо это следствие, а причина кроется в другом. В принципе, ситуация понятна. Поэтому было сказано - машину на СТО.

Второй звонок добавил информации: на машине в данный момент отсутствует блок управления, его смотрит специалист (в машине ковыряются и пытаются что-то сделать). Клиент правильно сообразил, что без блока мне машина не нужна, перезвонил и сказал, что по готовности машину притащит.

Прошло больше недели. Опять перезвонил. Оказался неисправным блок управления. Заказал блок. Блок пришел. Поставил. Катушки не горят. То есть машину сделали, а что от меня требуется? Хочет чтобы я посмотрел, потому что там не все в порядке.

Ладно... Назначаю время. На следующее утро ниссанчик прибыл на СТО своим ходом. Вот такая история.

Теперь небольшая ремарка. Я был уверен, что это хороший наглядный пример того почему горят катушки зажигания, а значит буду иметь материал для того, чтобы выполнить обещанное ранее. Ведь катушки перестали выходить из строя после замены блока. То, что есть еще неисправность - разберусь. Вот такая мысль возникла. Поэтому мужичку сказал, чтобы привез старый блок управления (мало ли, вдруг как донор потребуется, да и посмотреть, что там случилось, до этого... может еще что-то выяснится). А заодно и катушки неисправные привезти.

Ну когда надо, мы умеем мозг собеседнику подпудрить, не раскрывая своих иных намерений. К восстановлению авто это, естественно, отношения не имело. Преследовалась сугубо корыстная цель. Которая, кстати, на качество ремонта никак не влияла. Но как ни крути, а ложь, хоть и несущественная, имела место быть. А из практики скажу, что в нашем деле ложь не проходит без последствий. Раньше или позже... А в моем случае карма настигла сразу. Но ввиду незначительности содеянного, отделался легким подзатыльником. Но об этом ниже.

Итак, катушки. Смотрим:

Общий план.



Теперь раздельно. Что видим? Катушки плавят корпус в одном и том же месте. Причем это место, где первичная обмотка и транзистор. Откуда там такой ток? Вопрос интересный, ответим ниже.

Здесь допускаю небрежность, которая потом дальше вылезет в неподходящий момент. Что нужно было сделать? Нужно было найти информацию на данную систему управления и открыть, и хотя бы взглянуть на схему. Зачем? Что может быть непонятного? Как работает система зажигания, я могу рассказать, если даже ночью меня разбуди... после дня рождения. Почему катушки плавятся в этом месте, тоже знаю. Ничего непонятного нет, а вот детали мелкие есть.

Многие жалуются на недостаток опыта. Не переживайте, дело наживное. Но отмечу, что приобретенный опыт, независимо от его количества, имеет две стороны, позитивную и негативную. Так вот, в данном случае сработали обе. Но ситуация повернулась таким образом, что негативная через некоторое время оказалась в приоритете. Опыт это хорошо, сразу делаешь оценку, даже причину возможную можно вычислить, мыслишь сразу «стратегически»... А прокол получаешь на мелочах, обидных, досадных, потому что знаешь о них, но пренебрегаешь. Дойду до этого места, будут картинки.

Следующее мое действие: отключаю блок управления от машины и на его место ставлю неисправный. ОТКЛЮЧАЮ катушки зажигания. И включаю зажигание на авто. Смотрю, что имеем на пине, где идет управление катушкой. Красота! От 0,9 до 1,2В (мотор не работает). Порог смещения на базе ключа транзистора, находящегося внутри катушки преодолен 100%, транзистор не находится в полностью закрытом состоянии в момент, когда на него не приходит импульс управления.

"И что?" - скажет кто-то, - "вот эти мизерные вольты вызывают такой ток в обмотке, что от нагрева пластмасса плавиться?" Да. Потому что катушка «не заряжается», она накапливает энергию. Это конденсатор, заряжается и больше своей емкости он не возьмет. С катушкой номер не пройдет. Явление электромагнитной индукции открыто больше 300 лет назад. И имеет негативные стороны и «побочные» явления, которые необходимо учитывать, а иногда и откровенно бороться. Энергия, накопленная в магнитном поле, если она не реализована, расходуется на тепло.

Управление в системе зажигания, как и во всей системе управления двигателем, основано на управлении во времени. Есть ОПРЕДЕЛЕННЫЙ период (отрезок) времени, в нашем случае это время цикла. В цикле мы имеем, точно определенные МОМЕНТЫ времени, когда должна быть подана искра в цилиндр. С изменением оборотов и количество периодов за единицу времени изменяется. А что будет с определенными моментами времени? Вот... А ведь катушка, независимо от оборотов двигателя, должна накопить энергию и реализовать команду управления, выдав искру в нужный момент. Накопит много энергии – плохо; не доберет положенное количество – тоже плохо.

Как это выглядит в жизни, показывал ранее, но суть не объяснял.



Вот очень мало. Здесь будут четкие выпадения цилиндра даже на ХХ. 1 - обороты двигателя; 2 - время горения искры; 3 - напряжение в кВ.



А здесь кВ много, а время горения искры в 3 раза меньше, чем в первом случае. Расход топлива увеличен, на ходу может подергиваться, бессистемно.


Это норма.


А вот эту попробуй выявить. Ни на ХХ ни на высоких оборотах может и не проявиться, а вот на резком сбросе газа могу быть толчки. И не всегда. Начинающий водитель внимания не обратит.

Но это прибор, «заточенный» на проверку систем зажигания. Он далеко не у каждого есть. Даже, наверное, мало у кого. Стоит он тоже... Можно использовать для проверки осциллограф. Именно ОСЦИЛЛОГРАФ. В его родном штатном режиме. И как выявлять неисправности с его помощью, расскажу отдельно.

Почему выходят из строя (горят) катушки зажигания? Причины одни и те же. Хоть Москвич 412, хоть на современном авто. Почему? Да потому, что катушка как была, так и осталась исполнительным устройством в системе зажигания. И не важно, какая она - COP, DIS и пр., и то, что конструктивно они не одинаковы. Принцип работы тот же. Поэтому, если на катушку подать питание, то через некоторое время она сгорит, вот так как на фото.

"Позвольте", - скажет кто-то, - "а как такое возможно, катушка современного авто управляется через ключ (это не механические контакты, которые могут «залипнуть»), управляющего импульса нет, транзистор закрыт, питание на обмотку не пройдет. Уверены? Точно уверены?"

Я блок неисправный и катушки не случайно затребовал и подключил, и измерения произвел (выше написано). Это одна из причин. А вторая - это... Что там было, мне не ведомо, куда там лазили и что делали передо мной. И машина пришла с неисправностями. Поэтому крайне хочу знать, кто там и где «пришел, увидел ,наследил». Клиент не скрывал, что машина от перекупов. А это тоже информация к размышлению. Смотрим.



1,2 электролитические конденсаторы. То что потекли – понятно. (2) - корпус лопнул, а на рядом «лежащем» донышко выдавило. А что еще привлекает внимание? А то, что эти конденсаторы вообще не «в тему». Лежат на боку. Если их «на ноги поставить» крышку не закроешь. На первом фото под цифрой 1 родной. И отличие не только в конструкции. Очевидно, что и по емкости, и по напряжению конденсаторы были подобраны «примерно, такие же». Это работа, скорее всего перекупов. "Сразу из строя не выйдет, продать успею".

А вот площадки и маркировка их осталась от родных. Естественно, электролит вытекший «зачистил» дорожки и обеспечил проводимость там, где ее не должно быть. А такие конденсаторы ставятся на цепях питания. Дорожкам, по которым шло управление катушками, «повезло» больше всех.

Если интерпретировать данную неисправность на Москвич 412, то неисправность выглядела бы следующим образом: - прокладка диэлектрическая между контактами подгорела (или грязь), и при размыкании контактов напряжение продолжало поступать на катушку. Не надо чтобы все, достаточно 1-2 В. И машина будет заводиться... а катушка сгорит.

Короче, осмотрел неисправный блок. Чинили, но без особого фанатизма. Оно и понятно, время - деньги. Поэтому, каких-либо сюрпризов ожидать дальше... Но это в теории. А на практике, расслабляться нельзя. Блок хозяин заменил, катушки не горят. А что имеем после замены блока?

Продолжение ремонта читайте во второй части статьи.

Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов


наверх