Nissan Avenir 2005 QG18DE. Горят катушки зажигания. Часть 3 - Электрика
30.10.2023 10:00:00
Вот как-то так, незаметно перешли к проверке третьей основной составляющей системы управления. А если конкретнее, то к ее электрической части.
Что касаемо электрики автомобиля, то мне приходилось слышать следующее: «в электрике могут быть только две неисправности - есть контакт там, где его не должно быть; или нет контакта там, где он должен быть. Знать нужно минимум: «плюс-минус» и масса. Все, можно работать». Ну уж слишком... примитивное утверждение. Останавливаться на нем не буду, просто добавлю: - с большой натяжкой можно согласиться, с приведенными возможными неисправностями, но при этом замечу - это при условии, что до вас там не реализована чужая кривая мысль.
А это как раз наш случай. Р1122 код оставался. Причем интересно его проявление. Ошибка убирается. Автомобиль заводится нормально с одновременным появлением кода. На педаль машина реагирует, едет нормально. Через некоторое время просто перестает реагировать на педаль. Мотор глушится. Заводится нормально. СЕ горит. На педаль не реагирует. Через какое-то время (20-30 минут) авто заводится, на педаль реагирует, едет нормально, но через какое-то время все повторяется.
Клиент связывал данную неисправность с прогревом двигателя: «пока холодная – едет; как прогреется – управление заслонкой пропадает, остынет - опять норма». М-да. Версия, прямо скажем, из области «технические фантазии». Он ее проверял, заслонку подкидывали с другой машины (вдруг подклинивает, когда нагревается). Со степенью прогрева двигателя функционирование дроссельного узла как-то слабо коррелирует. Если не от слова совсем...
Но ситуация переставала быть томной. Проверено все. Все, что должно быть - есть. Но не работает. Мог где-то ошибиться? Вероятность крайне мала, все скрупулезно перепроверено. Мог что-то не учесть, что-то пропустить... Мог. Что?
А если по частям рассмотреть. Ошибку убираю. Завожу мотор. Сканер сразу же фиксирует появление кода. Педаль активна. Даю прогреться авто до сработки вентиляторов. Реакция на педаль пропала. Стираю ошибку. Завожу снова - на педаль не реагирует. Отлично (ну в том смысле, что становится понятно, что ничего не понятно). Но, по крайней мере, район поиска обозначил. Поэтому будем отсекать по частям.
И сначала попытаемся ответить на вопрос, откуда берется код Р1122 на запуске. Вероятнее всего, что-то пропадает в момент запуска - либо ШИМ, либо питание.
Проверяем. Реле изымаю и подключаю мультиметр там, где должна быть обмотка реле. Корячится и подключать осциллограф к блоку управления не хочется. Я это уже делал, ШИМ наблюдал, там сигнал уверенный. А питание можно проверить и с точки, которую выбрал.
Сделано. Ключ в положение «Start»... питание пропало. Отпускаю ключ. Питание появилось. Нормальный ход! Это как такое может быть. В момент запуска питание снимается с обмотки реле. Не скажу, что сразу понял, где «собака зарыта», но решение принято было адекватное для такой ситуации.
Прямо на колодку реле, только теперь на подвижный контакт, подал 12В прямо с аккумулятора. Ошибки стер. Запуск. Ошибок нет, работает нормально, на педаль реагирует. Прогрев до срабатывания вентиляторов... Все отлично!
Вот теперь понятно, куда нужно заглянуть и что нужно вскрыть. Это монтажный блок реле. Удовольствия от его вскрытия... точно не получишь. Но хоть здесь повезло, уцелевших защелок было всего две. Но и жгута было два. Один штатный. Этот сгибался и отодвигался нормально. А вот второй... Изолента х/б в три слоя. Задубел и напоминал скорее металлический прут. И он тоже входил в блок реле. А нужно было не только открутить крепеж блока, снять нижнюю крышку, но и повернуть сам блок на 180. При этом ничего не сломав и не оторвав.
Проверю-ка еще раз. Не померещилось ли с питанием на реле заслонки. Включаю зажигание. Питание на реле появляется сразу. Вытаскиваю предохранитель 15А... Питание остается. Весело.
Получается что реле заслонки запитано непонятно откуда, а не по своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ветви.
Работал «кулибин». Придется разбираться. Блок откручен, перевернут, вскрыт.
На верхнем фото, я уже кусачками прошел. Начал соединять, как положено, готовить к пайке. А на нижнем фото нештатный жгут (стрелка). Удаление которого проходило на высоком эмоциональном фоне.
Почему? Объясняю: этот «самопал» был замечен сразу при осмотре. Никаких мыслей о том, что это и есть неисправность Р1222, не могло возникнуть априори. Подобное видел многократно.
Резиновый патрубок радиатора был разрезан и в него была вставлена металлическая трубка с термовыключателем, который замыкается/размыкается при определенной температуре охлаждающей жидкости. «Логика железная» - если с реле вентилятора + не доходит, то его нужно взять с другого места. С какого? Да с любого, главное чтобы он был при включении зажигания и исчезал при выключении.
И такой + был найден, совсем рядом... правда, не повезло реле дроссельной заслонки. Но электрик был сообразительный, поэтому добившись работы вентиляторов, он подсоединил + реле заслонки... к «своей схеме управления вентиляторами.
Итог: при запуске автомобиля блок управления снимает питание с обмотки реле вентилятора. И не только с этого реле, при запуске отключается магнитола, вентилятор печки салона и пр. потребители. Поэтому питание на заслонке в момент прокрутки стартером пропадало, но когда двигатель заводился, все возвращалось на круги своя. Да, ошибка фиксировалась. Но дальше мотор работал и педаль была активна. Дальше – поехали. Температура охлаждающей жидкости достигает 100 град. Термичка сработала (как в утюге) - какой там ШИМ... все, жди пока остынет. Восстановил по-штатному. И вентиляторы тоже заработали.
Коррозия шины, к которой подключены эти два предохранителя. Причина простая. Но каков полет кривой мысли, какая изобретательность. Да, не оскудеет никогда земля русская. И.. в том числе.
Продолжение следует...
Что касаемо электрики автомобиля, то мне приходилось слышать следующее: «в электрике могут быть только две неисправности - есть контакт там, где его не должно быть; или нет контакта там, где он должен быть. Знать нужно минимум: «плюс-минус» и масса. Все, можно работать». Ну уж слишком... примитивное утверждение. Останавливаться на нем не буду, просто добавлю: - с большой натяжкой можно согласиться, с приведенными возможными неисправностями, но при этом замечу - это при условии, что до вас там не реализована чужая кривая мысль.
А это как раз наш случай. Р1122 код оставался. Причем интересно его проявление. Ошибка убирается. Автомобиль заводится нормально с одновременным появлением кода. На педаль машина реагирует, едет нормально. Через некоторое время просто перестает реагировать на педаль. Мотор глушится. Заводится нормально. СЕ горит. На педаль не реагирует. Через какое-то время (20-30 минут) авто заводится, на педаль реагирует, едет нормально, но через какое-то время все повторяется.
Клиент связывал данную неисправность с прогревом двигателя: «пока холодная – едет; как прогреется – управление заслонкой пропадает, остынет - опять норма». М-да. Версия, прямо скажем, из области «технические фантазии». Он ее проверял, заслонку подкидывали с другой машины (вдруг подклинивает, когда нагревается). Со степенью прогрева двигателя функционирование дроссельного узла как-то слабо коррелирует. Если не от слова совсем...
Но ситуация переставала быть томной. Проверено все. Все, что должно быть - есть. Но не работает. Мог где-то ошибиться? Вероятность крайне мала, все скрупулезно перепроверено. Мог что-то не учесть, что-то пропустить... Мог. Что?
А если по частям рассмотреть. Ошибку убираю. Завожу мотор. Сканер сразу же фиксирует появление кода. Педаль активна. Даю прогреться авто до сработки вентиляторов. Реакция на педаль пропала. Стираю ошибку. Завожу снова - на педаль не реагирует. Отлично (ну в том смысле, что становится понятно, что ничего не понятно). Но, по крайней мере, район поиска обозначил. Поэтому будем отсекать по частям.
И сначала попытаемся ответить на вопрос, откуда берется код Р1122 на запуске. Вероятнее всего, что-то пропадает в момент запуска - либо ШИМ, либо питание.
Проверяем. Реле изымаю и подключаю мультиметр там, где должна быть обмотка реле. Корячится и подключать осциллограф к блоку управления не хочется. Я это уже делал, ШИМ наблюдал, там сигнал уверенный. А питание можно проверить и с точки, которую выбрал.
Сделано. Ключ в положение «Start»... питание пропало. Отпускаю ключ. Питание появилось. Нормальный ход! Это как такое может быть. В момент запуска питание снимается с обмотки реле. Не скажу, что сразу понял, где «собака зарыта», но решение принято было адекватное для такой ситуации.
Прямо на колодку реле, только теперь на подвижный контакт, подал 12В прямо с аккумулятора. Ошибки стер. Запуск. Ошибок нет, работает нормально, на педаль реагирует. Прогрев до срабатывания вентиляторов... Все отлично!
Вот теперь понятно, куда нужно заглянуть и что нужно вскрыть. Это монтажный блок реле. Удовольствия от его вскрытия... точно не получишь. Но хоть здесь повезло, уцелевших защелок было всего две. Но и жгута было два. Один штатный. Этот сгибался и отодвигался нормально. А вот второй... Изолента х/б в три слоя. Задубел и напоминал скорее металлический прут. И он тоже входил в блок реле. А нужно было не только открутить крепеж блока, снять нижнюю крышку, но и повернуть сам блок на 180. При этом ничего не сломав и не оторвав.
Проверю-ка еще раз. Не померещилось ли с питанием на реле заслонки. Включаю зажигание. Питание на реле появляется сразу. Вытаскиваю предохранитель 15А... Питание остается. Весело.
Получается что реле заслонки запитано непонятно откуда, а не по своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ветви.
Работал «кулибин». Придется разбираться. Блок откручен, перевернут, вскрыт.
На верхнем фото, я уже кусачками прошел. Начал соединять, как положено, готовить к пайке. А на нижнем фото нештатный жгут (стрелка). Удаление которого проходило на высоком эмоциональном фоне.
Почему? Объясняю: этот «самопал» был замечен сразу при осмотре. Никаких мыслей о том, что это и есть неисправность Р1222, не могло возникнуть априори. Подобное видел многократно.
Резиновый патрубок радиатора был разрезан и в него была вставлена металлическая трубка с термовыключателем, который замыкается/размыкается при определенной температуре охлаждающей жидкости. «Логика железная» - если с реле вентилятора + не доходит, то его нужно взять с другого места. С какого? Да с любого, главное чтобы он был при включении зажигания и исчезал при выключении.
И такой + был найден, совсем рядом... правда, не повезло реле дроссельной заслонки. Но электрик был сообразительный, поэтому добившись работы вентиляторов, он подсоединил + реле заслонки... к «своей схеме управления вентиляторами.
Итог: при запуске автомобиля блок управления снимает питание с обмотки реле вентилятора. И не только с этого реле, при запуске отключается магнитола, вентилятор печки салона и пр. потребители. Поэтому питание на заслонке в момент прокрутки стартером пропадало, но когда двигатель заводился, все возвращалось на круги своя. Да, ошибка фиксировалась. Но дальше мотор работал и педаль была активна. Дальше – поехали. Температура охлаждающей жидкости достигает 100 град. Термичка сработала (как в утюге) - какой там ШИМ... все, жди пока остынет. Восстановил по-штатному. И вентиляторы тоже заработали.
Коррозия шины, к которой подключены эти два предохранителя. Причина простая. Но каков полет кривой мысли, какая изобретательность. Да, не оскудеет никогда земля русская. И.. в том числе.
Продолжение следует...
Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата
(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов