Toyota Prius. Электроусилитель (EPS)
Новая статья о гибридах. Toyota Prius EPS system
25.01.2009
Система Electrical Power Steering («электрический руль»,- разг.) автомобиля Toyota Prius состоит из следующих компонентов:
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (Steering Gear) включает в себя:
- Датчик крутящего момента рулевого колеса (Torque Sensor),- предназначен для обнаружения момента поворота рулевого колеса водителем и преобразование его в электрический сигнал (команду) для блока управления EPS | |
Torgue Sensor состоит из двух датчиков контактного типа, которые передают для ECU EPMS два разных сигнала:
- Torgue Sensor Signal 1 - Torgue Sensor Signal 2 В зависимости от этих сигналов, ECU управляет DC motor |
|
- Электродвигатель постоянного тока (DC Motor), - в соответствии с полученной командой от ECU EPS, управляет редукционным механизмом рулевого управления (повороты направо - налево и т.п.),- фото слева, стрелка |
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (EPS ECU),- получает и преобразует полученные сигналы (команды) от различных дачиков для управления DC motor. Особое внимание обращается на сигналы от заднего датчика скорости.
ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ (20 кузов)
в случае неправильной работы системы выводит на дисплей визуальное предупреждение для водителя. |
Общая схема управления Electric Power Steering
Обратите внимание, что для EMPS ECU при управлении DC motor требуется два основных сигнала:
- Torgue Sensor Signal 1 (или Torgue Sensor Signal 2)
- Rear Whell Speed Sensor Signal
При возникновении сбоев в работе системы, предусмотрены специальные дигностические коды:
DTCC1515/15
Torque Sensor Zero Point Calibration Not Performed
DTCC1515/15
Torque Sensor Zero Point Incomplete
DTCC1524/24
Motor Circuit Malfunction
DTC U0073 and DTC U0121
CAN Communiction
Теперь, когда мы немного ознакомились с устройством данной системы, остановимся на некоторых нюансах, которые могут возникнуть при сборке- разборке рулевой рейки и осмотре её компонентов – из-за чего может возникнуть тот или иной код неисправности. Итак,-
«Нюанс 1»
Посмотрим на фото:
Здесь показан Torgue Sensor в разобранном виде. Слева один датчик (Torgue Sensor 1), справа другой (Torgue Sensor 2).
Присмотримся повнимательнее и… Ничего не заметим? Тогда увеличим фото, а интересующие нас места обозначим стрелками: |
|
Фото справа:
Стрелка 1 - Torgue Sensor 1 Стрелка 2 - Torgue Sensor 2 |
Как Вы считаете, какой из сигналов будет неправильным, из-за чего ECU EPMS «покажет» код неисправности?
Подсказка: «Правильный ответ: из-за некорректного сигнала Torgue Sensor Signal 1».
Если и сейчас еще непонятно, то возьмите линейку и прямо на фотографии измерьте расстояния и положения Torgue Sensor 1 и Torgue Sensor 2 в колодках.
И вы увидите, что Torgue Sensor 1 немного сдвинут вниз в отличии от Torgue Sensor
2. Заметили? Все правильно…именно из-за этого ECU EPMS не будет «видеть» сигнал от этого сенсора.
Почему такое может произойти?
Как обычно, «все просто» и, «как вариант»:
Основная масса работников автосервиса привыкла разбирать и собирать какие-то узлы и агрегаты только при помощи «молотка и кувалды».
Да, разобрать таким образом можно (но крайне осторожно, если нет специальных приспособлений и съемников), но вот собирать…категорически НЕ рекомендуется.
Особую трудность представляет аккуратно спрессовать и обратно запрессовать большую шестерню рулевого механизма. Ее изнутри на валу распирает специальная пружина. При запрессовке молоток и кувалда – ЗАПРЕЩЕНЫ! Иначе будете снимать, и разбирать рейку заново.
Если будете ТАК собирать – можете получить именно такой результат, как описано выше, сенсор от удара может сдвинуться. Кроме того, что сдвинется сенсор, обязательно слетят контактные зажимы. Их всего 6 штук (на фото их видно на конце пластины). Кстати, перед сборкой механизма, их лучше снять, почистить и поджать, чтобы они туже сидели на своих местах. Это очень облегчит сборку.
Обратите внимание на то место, куда направлена отвертка на фото (слева). Можно немного увеличить:
|
Разглядели? Все правильно, это т.н. «потертости» (разг.)
Контактный слой резистивной дорожки «истончился» и сигнал от этого сенсора уже не может быть правильным. Рейку при этом начинает «колотить». Т.е. она неожиданно начинает СИЛЬНО ТРЯСТИСЬ прямо в руках водителя. Многие водители, особенно женщины, просто физически не в состоянии «утихомирить» рейку – отсюда зафиксировано уже несколько ДТП по этой причине. Обычно ресурс дорожки составляет около 300 т.км.
Обратите внимание: если на сенсор «просто смотреть», то сначала ничего заметить нельзя. И только поворачивая сенсор под разными углами – заметить можно.
Напоследок еще совет: если решили «что-то» разобрать – обязательно помечайте исходное состояние, как на фото слева. Этим Вы поможете. Сами – себе. |
Ветёлкиным Михаилом Юрьевичем
Московская Мастерская по ремонту гибридных автомобилей
HYBRIDs.ru
г. Москва
8 909 663 9920
В работе над статьей принимал участие
Гордеев Сергей Николаевич (FERMER)
Обсуждение статьи на нашем Форуме по адресу: http://forum.autodata.ru/7/11554/#last