Обойдемся без бубна. Часть 1

20.05.2021

Часть 2 · Часть 3

Думаю, многим приходилось сталкиваться с ситуацией когда, попадалась машина, с которой уже кто-то работал. И вам приходилось все приводить в норму. И наверняка возникала мысль: - «Все просто. О чем думал? Радует, что не усугубил». Не скажу, что веду учет подобных ситуаций, но они стали более частыми. Это по ощущениям и субъективно. Техническая оснащенность диагноста, сейчас такова, что ошибиться можно, но ошибка исправляется. И не найти причину, кажется просто невозможным. А неисправности в подобных ситуациях, как правило, простые.

Теперь к сути вопроса. Есть молодой специалист, 8мес., как окончил колледж. Повезло, получил работу. СТО, где он работает не боле сотни метров от нашего. Отношения с соседями у нас хорошие, если надо то помогаем. Если у нас аншлаг, то подошедшую не по записи машину я могу отправить к ним, предварительно уточнив, возможность такого действия. Они поступают аналогично. Директора знаю хорошо, он собственно и попросил меня помочь его молодому спецу, мало ли какие вопросы у него возникнут. То есть побыть наставником. Ситуацию обрисовал, поэтому перехожу к картинкам и пояснениям.

Первый пошел…

Просто даю фото под капотом.
Не указываю никаких данных по авто, просто даю фото под капотом. В чем проблема? Машина не едет, ошибок нет. Со слов хозяйки, вчера было все нормально. Утром завелась, поехала…. Потом раз - и перестала. Предвижу сарказм некоторых, (уникальный случай! Крайне редкий. Имеются свидетельства старых диагностов, о том, что им приходилось слышать от их предшественников)… пошутил, и свои пять копеек внес, но только сейчас, и все на этом.

Уточняю: - что смотрел, что видел, к чему пришел.

Смотрел, подключал, ничего не понятно. Ни одного параметра не привел, в основном только внешние признаки, проверил свечи, модуль зажигания, дроссельную заслонку почистил. Понимаю, что игра идет в одни ворота – смотрю сам. При этом объясняю, с чего нужно начать. «Три кита» никто не отменял, и они существуют независимо от желаний: – воздух, топливо, зажигание. Делаю сам, по ходу даю короткие пояснения. Тесты простейшие, честно сказать, я уже давно понял причину, но довожу проверку до конца. Результат последней проверки (теста) делаю фото.

Результат последней проверки теста
Здесь уже конкретно вышел на топливо, поэтому из параметров:- впрыск, УОЗ, обороты TPS. Спрашиваю, что понял? Тишина. Повторяю последние действия. Пришлось сделать еще раз. А сейчас? «Показания какие-то нереальные….Блок неадекватен?». Приехали. 20 минут, не так уж много, но все равно обидно - время и все телодвижения коту под хвост. Ладно, действую более радикально- говорю чтобы снял топливоподачу с рейки.

Справляется быстро. Спрашиваю, что теперь увидел. В ответ получаю полный удивления взгляд. Да, нужно знать, как устроена топливная система. Машину заглушили и двух минут не прошло. И где бензин? Капает…. На язык начала просится реклама, которая идет вместе с погодой, сдержался .Понял, не вина это парня, а беда и не только его одного. Потому что «упрощенка» пролезла и в систему обучения. Нельзя научить, не объяснив основ, сути процессов, взаимосвязи между параметрами в системе и объектом управления. «блок неадекватен, блок решает, блок считает.. пр.» Любой глагол - это действие; всякое действие – это время; дополнительное время- это запоздание команды или реакции на нее. В любой системе управления это один из основных принципов ее построения. А вот те глаголы, которые я упомянул выше, слышатся часто. Вот и пойми, он время на словах экономит, или повторяет то, что где-то услышал, не вникая в смысл сказанного. Почему не дал в начале информации об автомобиле? Потому что не на форуме. Согласен, на форуме информации должна быть полной. Я же описываю ситуацию, когда объект у меня перед глазами. В этом случае мне важнее другая информация и я ее получаю в ходе осмотра. Но ведь по первому фото, уверен, что все признали Форд. Модель- это вообще информация даже не второго порядка, для данной ситуации. А главное что?

Перечисляю: -
а)вижу под капотом объект управления (основной элемент системы) SOHS, DOHS;
б)наличие систем управления VANOS (VVT-I, VTEC…..);
в)система зажигания ;
г)система впрыска;
д)управление воздухом.

Вот первичная информация, которая позволяет сразу сделать вывод об особенностях построения системы управления и особенностях подсистем (зажигание, впрыск, воздух). Согласен, что никто конкретно вот так по пунктам не делает…… Но, тот кто знает, имеет опыт- он это делает (мозг), именно в процессе осмотра. А вот если человек имеет фрагментированные знания, минус навыки и опыт, и большой минус-непонимание сути процессов - тогда тупик возникает сразу на этапе осмотра.

Именно понимание сути, позволяет хранить в памяти информацию, мгновенно увязывать ее с ситуацией. Вот моя попытка, вывести парня на ответ:- казалось бы, все просто. Если спросить его, как устроена топливоподача в автомобиле наверняка расскажет… в общем. А вот условия, скорее всего не скажет. А несоблюдение условий - это значит, цель топливоподачи недостигнута . А значит он не увидит то что нужно и не отреагирует. Потому что не свяжет, что знает с тем, что видит. Короче пришлось мне выяснять, диапазон, в котором разбросаны его знания. В какой-то момент, видимо ему надоело, слушать всякие «подробности» и он попросил ускорить процесс. Естественно, я попросил его пояснить, как он это представляет. Ответ, был вполне ожидаем, типа не надо объяснять, начиная с «Ветхого Завета», это известно. Мне бы объяснили как изменяются параметры, в зависимости то того какая неисправность и где она может возникать. Понятно, память хорошая, что увидел, запомнил, и видимо у него получилось что-то самостоятельно сделать, не появлялся несколько дней. Я сказал, что в принципе готов, но у меня есть два вопроса. Если ты ответишь на первый, то я задам следующий. Твой ответ на второй вопрос, нужен будет исключительно для меня. Я должен понять, в каком объеме и форме мне нужно давать пояснения. Первый вопрос простейший: - «Для чего предназначен ДВС»? «Вам в общем или подробно?» «Мне бы желательно конкретно». (Хотя после такого уточнения, возникало сомнение в необходимости второго вопроса). Рассказ, слушал не перебивая. Делались паузы, в них попытки по моей реакции, определиться: - достаточно или дальше продолжать? Я терпеливо дождался, когда иссякнут слова, технические термины и названия составных частей двигателя.

«Я ответил на ваш вопрос?». Можно было гораздо короче: - «ДВС предназначен для преобразования одного вида энергии в другой.» А дальше, конечно, можно рассказывать долго и много, в том числе и о том, что мне пришлось услышать, но вопрос об этом не ставился. Ну и как объяснять, как должна работать система управления, какая взаимосвязь между параметрами, даже на рабочем моторе. А если неисправность? Параметры изменятся, но объяснить, почему именно так, не получится. Человек просто запомнит, как факт. Будет некоторое время помнить, но по мере работы таких фактов будет все больше и больше. И что, « оперативная память» точно не подведет? А еще я спросил, приходилось ли видеть на дороге ему авто на которых из датчиков, только температура ОЖ и давление масла, а блока управления там нет и в помине. И как же там управление идет? Вот откуда «три кита» родом. И все это никуда не делось. Усовершенствовалось – Да. Поэтому пришли к соглашению, менять подхода не будем, «быстрее» не надо.

Вторую ждать пришлось не долго:- это Мазда MPV. Мудреного в ней ничего нет, неудобная в плане работы -да. Доступ под капотом ограничен.Тут уже разговор не как с первой(Форд). Здесь он боролся. И пытался применить знания на практике. (Все же я успел что-то рассказать). Но неисправность локализовать не мог.

Смотрим.

На фото показания при включенном зажигании.

Отмечаю, сразу действует правильно, но попадает в замкнутый круг. На фото показания при включенном зажигании (обороты-0; MAF-0,03). Молодец, при осмотре определился с чем дело имеет, проконтролировал показания «ответственного по воздуху».

На заведенной машине опять проверил.

На заведенной машине опять проверил.
Показания датчика изменились - да; оборотам соответствуют - нет. (уже не просто смотрит на показания…. Начинает уже видеть, анализировать увиденное).

Дальше излагает: - Подсос воздуха проверил - нет; датчик подкидывал- мимо. Короче, перечисляет все как я ему рассказывал. Что ж теперь моя очередь, перегнал же это чудище ко мне. Я тоже тезисами:- Показания датчика занижены - факт; датчик исправный подбрасывал- исключаем; подсос проверял, подсоса нет - не факт; (сканер не врет) визуально вижу, что скрупулезно прошел участок от датчика дросселя.

Вижу, что дроссель снимался, герметик свежий вижу, а участок за дросселем? Нет доступа - да; Нельзя проверить без разбора - можно. То, что коллектор никогда не снимался это не аргумент «за» скорее «против»; А при заниженных показаниях датчика обороты какие будут? А какие видим? ; А что еще пропущено? Сама работа мотора, его реакция на изменение режима, управление же в этот момент идет. 6 цилиндров не 4, поэтому на повышенных оборотах пропуски легко не услышать. Счетчики пропусков воспламенения в данной системе управления отсутствуют, поэтому кодов не будет. А вот перераспределение мощности будет, поршень нерабочего цилиндра двигателя придется таскать. Поэтому обороты выше. Система работает и делает все возможное в пределах своей полосы захвата. Если будет неисправность, которая выведет ее за пределы - мотор заглохнет.

Таким образом, можно предположить, что неисправность здесь не только по воздуху. А что касается ощущений (моих), работа двигателя не похожа на то как он работает при чисто одном нештатном подсосе. И если бы не сканер, то на одних ощущениях я бы даже не рискнул делать какие - то предположения.

Поэтому действия должны быть следующим:
а)находим подсос воздуха, он есть точно;
б)дальше разбираемся с пропусками;
А теперь просто нужно запомнить. (Если такая же машина или что-то подобное). Это уже практика, и способов здесь много. Просто один из них. Чем-то брызгать не получится коллектор нечетных цилиндров, там не то, что баллончиком, там глазами не доберешься. Дымогенератора нет, поэтому обычная капельница (шприц, трубочка, вода). И из капельницы обрабатываем место предполагаемого подсоса и сразу имеем результат. Двигатель подсказал изменением оборотов. «Аааа, так вы знали где?!» Ничего я не знал. Предполагал, с высокой степенью вероятности. Потому что такая машина далеко не первая, и прокладки на них металлические, в местах прилегания на стыке каналов липкая резина с обеих сторон. Со временем ржавчина делает свое дело – получите дыру. Почему это происходит в районе 3 и 5 цилиндров…. Почему, не знаю. Мазда потому что. Это не основы, это можно и не знать. Переходим к пункту следующему. Пропуск есть, причем конкретный, не хаотичная работа. Поэтому будем проверять зажигание, форсунки, компрессию. Повезло.


Один умер, второй искра по длительности (0,3мс) - не пойдет. Модуль по замену.

Как-то так примерно. Может быть другой алгоритм, но суть остается. Показания, процесс увязаны между собой. Особенность была? Да. Не говорил, я ему, что случаев, когда неисправность не одна не редкая ситуация, тем более на авто в возрасте. Но ведь подсказка была, сразу. Неважно, «допрашивал» клиента или он сам «с повинной», историю то он поведал. Машина сначала работала «почти» нормально, обороты плавали, на ХХ, а ехала нормально. Вот это характерно для подсоса. Когда педаль нажал, то этот подсос по сравнению с потоком воздуха, который всасывает в себя двигатель - ничто. Дай ему обороты 2500 и показания датчика выровняются. И то что можно определить неисправность по воздуху в этот момент взглянув на показания - сомневаюсь.

Не увязал показания датчика и оборотов. А система зажигания, свою лепту внесла. И тут уже и динамика, и разгон, и дергание, и топливо на глазах уходит, а обороты система повысила, нагрузка перераспределилась. Но не правильно будет списывать все на неопытных или упрощенно подготовленных специалистов. Они, конечно, свой мазок в общем фоне оставляют. И наверное, не ошибусь, если скажу что это категория самая ищущая, самая интересующаяся и поглощающая без разбора любую информацию. Информация, которая сдержит в себе сведения как можно упростить, обойти, обмануть неисправность, представляет особую ценность. Поэтому ущерба от их деятельности особого нет…..Пока. Поэтому ниже напишу свои мысли по некоторым нюансам, но это уже не будет относиться к «молодежи».

Продолжение статьи в следующей части.


Часть 2 · Часть 3

Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата
(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов


наверх