Страна Мастеров. Щёлково

Сергей Ворсин. Щёлково МО

05.05.2018

Продолжим наш рассказ об "олимпийцах" - участниках нашей Олимпиады автодиагностов https://olympiada.motordata.ru/

Знакомьтесь - автодиагност из города Щёлково Московской области, Ворсин Сергей Викторович:



Образование высшее: Таганрогский радиотехнический институт по специальности автоматика и телемеханика. Его с детства тянуло к технике, и вопрос "Интересно, а как оно там всё внутри крутится?"‚ остался актуальным до сих пор.

Автомобилями стал заниматься в 90-х годах, когда на Украине, в Донецкой области стали закрываться заводы и надо было где-то зарабатывать на кусок хлеба.

Сначала освоил специальность автоэлектрика, ставил сигнализации и выдумывал в них какие-то свои оригинальные мысли; потом был "карбюраторный период" - много подобных авто натащили с Европы, но занимаясь всем этим‚ всё-равно был недоволен: тянуло к чему-то более сложному, интересному и неизведанному.
И когда стала доступна "компьютерная диагностика авто" - с головой влез в этот процесс.

Сейчас Сергей Викторович работает автодиагностом в городе Щёлково Московской области, в автосервисе "Автотехцентр 333" (тел. 985 183 07 46).



Основная работа: обслуживание бензиновых и дизельных авто, в том числе коммерческих до 5 тонн.

Что удивительно: Сергей Викторович любит такие работы, которые "выносят мозг".

Если кто помнит, то когда-то на Ниссанах были "трудноизлечимыми" неисправности по коду P0340, ошибка по датчику фазы. И подавляющее большинство автосервисов тут же приговаривало сам датчик, меняли и… ничего не происходило, неисправность оставалась. Пришлось поглубже разбираться с самим процессом, влезть в алгоритм построения неисправности, и решение было найдено: причина этого кода неисправности - растяжение цепи.

Или другая неисправность на дизеле Газель Некст: в рейке падает общее давление, а блок управления выставляет интересную ошибку: "Снижение давления в клапане форсунки №1". ЭБУ почему-то не обозначает неисправность по низкому давлению.
И что делают в автосервисах? Естественно, тупо смотрят код неисправности и быстренько меняют форсунку №1. Но неисправность остается и добавляет сервисменам непроходящую задумчивость. Довольно часто бывало, что к Сергею Викторовичу приезжали такие автомобили с уже замененной форсункой и остающейся неисправностью. Решение было найдено, надо было только "включить голову": разве может быть причина снижения давления только из-за форсунки, нет других причин?
Аварийный клапан смотрели? Нет? А почему? А проверяли версию насчёт слива в обратку? Нет? А почему? И так далее. Просто надо понимать, что софт в блоки управления пишут люди, а им свойственно многое, в том числе "свои тараканьи бега при написании софта".

Многим автосервисам знакомо такое выражение: "Долгие ремонты". И большинство сервисов стараются не заниматься такими неисправностями, которые затягиваются надолго. Оно и понятно: потратишь сутки-двое-трое, а на выходе может получиться пшик.

Но Сергей Викторович из другого теста, у него такие принципы, он говорит, что "положительно относится к долгим ремонтам":
- Поначалу завязнешь с ними, мозг начинает выноситься, думаешь, зачем мне этот геморрой …да лучше бы 150 Жигулей сделал за это время …а потом, когда причина отыскивается, наступает полное моральное удовлетворение. Победил! Почти как апельсин скушал.

Запомнился ремонт BMW в 61 кузове с мотором ­­N53 с непосредственным впрыском HPI. Жалоба клиента: "Плохо работает "на холодную". Но после прогрева мотор работает ровненько". Случай был сложный. В основном‚ голову напрягал тот факт, что стоимость запчастей была заоблачной. И еще неприятное (коллеги поймут): "Дефект проявлялся кратковременно". Оказалось, что причиной неисправности были форсунки, текли на холодную. Но послушайте, приговорить сразу шесть форсунок стоимостью больше 100.000 рублей - на это надо было решиться! Ведь если что, то придется эти форсунки самому покупать, и имя будет потеряно. Перепроверил. Убедился. Ещё раз перепроверил и еще раз убедился. И вынес приговор. И как оказалось, мозги и опыт приняли правильное решение.

Или интересный случай на Lexus RX300: подклинивал клапан VVT-i. И слава Богу, что на второй головке, к которой можно было подлезть, а то первая запрятана под впускной коллектор. Почему случай "интересный": ошибка не выставлялась по системе регулирования фаз газораспределения - система выводила ошибки по пропускам зажигания, причем конкретно: 2-4-6 цилиндры.

Другой автомобиль с интересной неисправностью: Fiat Albea (субкомпактный седан, выпускаемый концерном FIAT S.p.A. для Восточной Европы. На южноамериканском рынке продаётся почти идентичная модель под именем Fiat Siena). Но сборка российская. Автомобиль помыли на мойке и он перестал заводиться. Вернее, мотор схватывал, кое-как работал, но при попытке нажать на газ машина глохла. Всё проверили, прочистили, продули, но увы. Более внимательный осмотр осциллограмм показал, что виноват был датчик коленвала: он давал амплитуду между верхней и нижней полкой не более двух вольт. Мотор работал "на грани". Трудно сказать, как повлияла тут мойка авто, может быть, совпадение, но факт остается фактом. А ошибка была … не поверите - "моторизированная заслонка дросселя". Вот и доверяй после этого написанному софту для блоков управления: согласно ошибке надо было менять дроссель, а стоит он немало.

Запомнился и такой ремонт: печально известные моторы серии EP6, которые ставились на Ситроены, Пежо и BMW. "Неисправность вальвотроника" - здесь частая причина неисправности, связана с износом зубьев в начальной зоне близкой к ХХ сектора, который увеличивает подъем клапанов. Хаотичные пропуски по зажиганию. Многократно были заменены катушки зажигания и всё досконально осмотрено и просмотрено – неисправность не отыскивалась. Но всё оказалось проще, помогли дымогенератор и видеоэндоскоп, который Сергей Викторович выиграл на Олимпиаде автодиагностов: дымогенератор показал утечку через клапана на закрытом цилиндре.


На фото: та самая утечка, причина выявлена и видна чётко.



Пневмотест показал, что гидрокомпенсаторы не успевают срабатывать. Причина удивительная: "просадка сёдел". Посмотрели на спидометр - пробег 32.000 км.
Авто отдали мотористам, свою работу они сделали славно, сейчас автомобиль в эксплуатации, нареканий по работе нет.

Сергей Викторович из рабочего оборудования выделяет Постолограф, из сканеров - СканДок, говорит, "очень люблю с ними работать". Хотя и другого диагностического оборудования у него достаточно.





- Нравится с ними работать из-за графиков, - говорит Сергей Викторович, - ни один из других приборов не выдает настолько точных, информативных и удобных графиков. Конечно, идеального нет вообще, но эти приборы нравятся больше всего.

"Недогруженность" - так сказал Сергей Викторович о свое работе:
- В день 2-4 автомобиля - это мало для меня, надо думать, как выправлять положение.

В наших статьях на интернет-портале компании Легион-Автодата https://autodata.ru/article/ нередко говорится о том, что кому-то приходится "переделывать авто за другие автосервисы".

И у Сергея Ворсина такое случалось, причем, казалось бы, из-за того, что "не хотят думать головой". Случай, можно сказать, простой: приехал клиент на Mitsubishi Lancer. Говорит, что ему в каком-то автосервисе поменяли датчик кислорода, но ошибка не пропала. Казалось бы, что тут думать? Купить новый и поменять. Но Сергей Викторович решил подразобраться. Оказалось, что сам датчик, который поменяли, был вполне рабочим, а причина заключалась в том, что "братья китайцы" немного заплутали в цвете проводов: серый провод масса, черный сигнальный, два белых обогрев. Что неправильно? "Братья-китайцы" перепутали при сборке датчика провода черный и серый. А в предыдущем автосервисе решили всё сразу списать на сам датчик. Почему не проверили - загадка. Причина, скорее всего, в имеющихся знаниях. Дурак думкой богатеет.

В день, когда мы встретились с Сергеем Викторовичем, он занимался диагностикой грузовичка Газель Next.



Сразу увидел, что до него кто-то плотно пытался ремонтировать авто, например, клапан EGR был уже заглушен:



Выяснилось и другое: "Скорее всего, ПО было заменено"…ошибка "Датчик №1 – недостаточное питание".



Проверка показала, что несколько датчиков недополучали питание: вместо 5 вольт к ним приходило 0.8 вольт, "подтяжка" пять вольт с ЭБУ присутствовала . Из-за нарушения питания показания датчиков были неверны.



Причиной просадки питающего напряжения с 5 до 0.8 В было то, что после программного отключения ЕГР не был снят разъем с привода ЕГР. После того, как разъем был снят, показания датчиков пришли в норму.



Вывод? Надо разбираться далее и внимательнее (торопиться не в его характере, а вот основательность проверок на первом месте). Для этого Сергей Викторович использует программу Мотордата:



На вопрос "Почему", ответ такой:
- Только здесь есть схемы на этот автомобиль. Чем удобна эта программа: есть цвета проводов, все нужные подписи. Удобна и PinData. Всегда можно посмотреть, какие и где напряжения. Удобно! Это главное.

 … Есть такое выражение: "Порядок на рабочем столе - это порядок в голове". Дальше смотрите сами: "Наглядная характеристика автодиагноста Ворсина Сергея Викторовича".







И последнее, словами Сергея Викторовича:
"Участие в Олимпиаде доставило мне массу удовольствия. Каких-то целей по завоеванию побед я перед собой не ставил, а просто наслаждался грамотно поставленными вопросами, общению с коллегами и прекрасной организацией мероприятия. Особенно порадовал финал. Форум неожиданно явил собой симбиоз технического семинара с шоу Каннского кинофестиваля! Очень здорово! А по окончании Олимпиады я обнаружил, что отрывочные знания, разбросанные по закоулкам памяти, систематизировались, разложились по полочкам и шкафчикам".


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата