Осциллограф. Часть 6. Виды осциллограмм

Осциллограф для начинающих. Виды осциллограмм

23.02.2010


Внизу рисунки 1 и 2. Это японцы так дают осциллограммы, снятые дилерским прибором. На них есть все необходимые данные для того, чтобы повторить это на любом осциллографе, получить похожий сигнал, сравнить его и сделать вывод. Есть значения развертки, и есть пороговое значение, при котором снималась осциллограмма:


Рис.1


Рис.2

Кроме того, на этих двух рисунках приведена и методика проверки. И на верхнем и на нижнем рисунках видно, что проверка проводится в двух режимах работы двигателя: на ХХ и при 2000 об. Исправность датчиков оценивается по амплитуде сигнала и по временным промежуткам (развертка не изменяется). Поэтому, если я провожу проверку тем же осциллографом Посталовского или иным - мне нужно выставить порог и развертку - дальше сравнить с «оригиналом». Если сигнал похож, то все нормально и дальше искать ничего не нужно. Справа вырезка из книги нашего издательства – тоже все написано и показано (рис. 3-справа).

Внизу фото 47 – снято осциллографом. Сравнить и анализировать можно.




Фото№ 47

С книгой особых расхождений нет, если уж самая малость. По осциллограмме фото №47 видна неисправность: машина заведена, должны быть обороты ХХ, а на самом деле их нет: обороты бросает вверх–вниз (временные промежутки работы клапана изменяются. Сравниваем с книгой и видим разницу - рис.3)

О помехах

Помехи были, есть и будут всегда. Это

* внешние помехи и источники их различны

* это помехи внутри самой системы управления (взаимное влияние электрических цепей, наводки при параллельных пробегах проводов, пр.

* помехи источников питания и работы иных устройств входящих в состав системы управления или ДВС)

От внешних помех система защищена достаточно надежно. От взаимных влияний и наводок тоже (но здесь нужно сделать оговорку: «пока в этих местах не побывали любопытные»,-☺.

А вот третью позицию: «иные устройства входящие в состав…», рассмотрим немного подробнее. Ибо все беды от них. И зачастую с трудом обнаруживается некоторыми диагностами.

Самыми опасными помехами для системы являются помехи по питанию. Эти помехи могут представлять собой достаточно сложные сигналы. Все дело в том, что помимо пульсаций напряжения (тока), в цепях питания могут возникать помехи широкого спектра, например, той же искровой помехи. Если уровень помехи достаточно велик, он окажет влияние на сигналы управления и сигналы датчиков, что приведет к сбою в системе управления.


Фото№ 48

Вот так выглядит помеха в цепи питания, когда двигатель работает. Такая помеха не влияет на работу системы. Хотя ее влияние можно увидеть на всех сигналах датчиков и сигналах управления.


Фото№49.

Так выглядит помеха создаваемая стартером при запуске. Виден участок включения реле стартера, прокрутка и начало работы двигателя. Если вы обратили внимание на экран, то осциллограммы №48 и 49 сняты с развязкой по постоянному току (нулевая линия находится рядом с номером канала, и напряжение бортовой сети отсутствует). Это делается для того, чтобы выделить сигнал помехи. Если смотреть сигнал помехи на фоне питающего напряжения, то его будет тяжело выделить, а провести измерение уровня будет крайне неудобно. Наглядно это выглядит так:

Фото №50

Измерение проводится по каналу №2.

Я вырезал интересующий участок, чтобы была видна сетка и значения.

При цене деления 2В на клетку, видно, что амплитуда постоянного напряжения равна бортовой сети (осциллограмма «поднялась вверх от нулевой точки на 6 клеток сетки и две точки). Более точное значение амплитуды мы видим на панели прибора (2кан.). Обратите внимание на масштаб и значение развертки. Если я попытаюсь поставить такие же значения как на фото 49 - я получу почти прямую линию, на которой ничего нельзя будет разобрать. Конечно, можно изменить порог для входного сигнала, но тогда мы получим вот что (фото 51):


Фото№51.

Я изменил порог, он стал 0,2В (было 2В), изменил масштаб и развертку. А вот попробуйте провести здесь измерения хоть по сетке, хоть маркерные.

Поэтому, выполняя развязку по постоянному току, мы отсекаем бортовое питание и видим только сигнал помехи.

Зачем такое измерение нужно? Иногда может пригодиться.


Фото №52

Осциллограмма снята с развязкой по постоянному току. Начало - двигатель работает достаточно устойчиво.

Маркер «В» - включается первый потребитель, на который пало подозрение.

Получаем выброс амплитуды помехи более 4В, далее видно как двигатель «провалил» обороты. Маркер «А» - тут же включается второй подозреваемый потребитель, выброс более 7В и двигатель благополучно глохнет.

Неисправность была локализована и устранена. Для справки тем, кого это заинтересовало:

- Уровень помехи менее 3% от амплитуды любого сигнала, влияния на работу системы не окажет. А все те «ежики», которые видны на осциллограмме - это ВЧ помеха, которая возникает просто от искрения тех же щеток генератора или стартера. Если кто захочет, может снять подобную осциллограмму и, используя маркеры посмотреть, из чего они состоят. Там найдете частоты от нескольких ГЦ до сотен кГц. Только уровень этой помехи будет очень мал.

Вот поэтому в прошлом материале я и давал осциллограммы сложного импульса. Потому что некоторые ищут то ВЧ составляющую, то находят что-то в диапазоне инфразвука.


Фото№53

Вот это сложный импульс. И составляющих в нем много. А его частота находится чуть выше нулевой отметки полосы пропускания осциллографа.


Фото№54

Это тоже сложные импульсы, причем высокочастотный модулированный сигнал. Его тоже не стоит снимать и пытаться что-то в нем найти и что-то проанализировать на автомобильном осциллографе (Это осциллограмма не моя, она взята из авторского материала, поэтому все надписи мною на ней обрезаны и на автора не ссылаюсь. Приведена не для критики, а как пример, для понимания.)

Есть рабочий участок у вашего осциллографа в полосе пропускания, вот на нем и надо работать, его вполне достаточно. И точность измерений на нем будет соответствовать. Сигнал можно рассмотреть и проанализировать. Выйдете за этот участок, погрешность будет больше; выйдете за полосу - сможете только видеть: «есть сигнал или нет». А возможность смотреть «есть или нет» сигналы, выходящие за полосу осциллографа, дает возможность та самая АЧХ, которая не обрывается резко в месте, где заявлен конец полосы пропускания, просто ее линейность снижается. И снижается достаточно медленно. Только эти увиденные сигналы уже никакого отношения к нашим измерениям иметь не могут.

МАРКИН Александр Васильевич

г. Белгород

Таврово мкр 2, пер. Парковый 29Б

(4722) 300-709

© 1999 – 2010 Легион-Автодата

наверх