Осциллограф. Часть 10. На прибор надейся...

Осциллограф. Надеяться на приборы можно, но думать всегда обязательно
27.02.2010


«Надеяться на приборы можно,
но думать всегда – обязательно»

Не секрет, что производитель приборов заинтересован в сбыте свой продукции. Поэтому многие стремятся повысить покупательскую привлекательность своего изделия. Естественно, что-то улучшается, возможности расширяются и т.д. Но главные изменения идут на программном уровне. И достаточно сложный прибор, предназначенный для исследования и измерений сигналов, в обращении становится не сложнее мобильного телефона. Можно попробовать разобраться, насколько это хорошо или плохо. В современных цифровых осциллографах появилось много полезного и нужного для практической работы. Чего только стоят показания значений(амплитуды, частоты, значения временных промежутков при маркерных измерениях, и т.п.), которые выводятся сразу же на панель или дисплей. Возможность автоматической обработки нескольких сигналов по основным параметрам делают прибор более привлекательным. Я ранее говорил, что большое количество задействованных каналов и анализ сигналов по ним, это «не совсем хорошо». Нужно обладать достаточным опытом, навыками и знаниями, чтобы суметь проанализировать параметры сразу нескольких сигналов. Поэтому диагносты стараются избегать таких ситуаций, и действуют пошагово при локализации неисправности. А производитель предложил автоматическую обработку сигналов и их параметров. Мало того, цифровые данные могут быть представлены в виде графиков, таблиц, гистограмм и т.п. Это уже наглядность. Это – «хорошо».

Но есть и обратная сторона.

Я сказал о том, что кажущаяся простота прибора позволяет не совсем подготовленным людям почувствовать себя «специалистом». Весь парадокс заключается в том, что нажимать клавиши, кликать мышкой у нас сейчас умеют чуть ли не с детского сада. Купить осциллограф, установить ПО, подать сигнал на вход - легко! А вот дальше начинается самое интересное. Получить сигнал на экране, обработать его автоматически - оказывается недостаточным. Инструкций и пояснений, которые прилагает производитель к прибору – тоже. Тогда возникает вопрос: а зачем все это делается производителем?

Да нормально все и правильно. Любые возможности по обработке сигналов, дополнительные способы измерения, которые идут отдельными пунктами меню и имеют соответственно написанное под них ПО - оправданы. Производитель

предлагает различные способы измерений, а какой будет выбран диагностом - это зависит и от человека и от условий. И конкретного указания на неисправность производитель избегает. Он лишь говорит о том, что применяя данный способ обработки сигнала(сигналов), возможно более точное определение направления поиска или сужаются границы оного.

Фото№111 Осциллограмма с форума

Фото№112. Еще одна. А теперь я приведу цитату из Интернета – комментарии автора этого старт-топика(gnat): «…Ведь в основном приобретя тот или иной мотортестер - диагност использует его на 10% его возможностей. Для кого тогда написаны все эти ПАНЕЛИ, СКРИПТЫ ,АВТОМАТИЧЕСКИЕ ОБРАБОТКИ? Ведь в большинстве случаев даже не нужно ничего понимать в осциллограмме,а просто нажать кнопку - ОБРАБОТАТЬ и вы увидите результат. Как сканером. ЗАБИТ или не ЗАБИТ кат. ИСПРАВЕН или НЕ ИСПРАВЕН ДПРВ высокочастотный. ФАЗА верно стоит или нет. (причём если VVT-I присутствует, то и это учтёт программа). НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНВАЛА, ОТДАЧА ПО ЦИЛИНДРАМ и т.д. Мозг просто не успеет это обработать.

Поэтому есть ребята Программисты - Диагносты (например Шульгин Андрей), не чета нам. Он для нас всё уже сделал. Всё придумал и написал и испытал. Только смелее пользуйтесь и не лезьте в дебри (как это работает) Будьте уверены, всё работает»

Как все просто, оказывается! Нажал кнопку - и все! Что «всё»? Неисправность определена? Как бы не так.… Из тех данных, что на осциллограммах, можно с уверенностью сказать только одно: что у того, кто увидел подобное, не только спина вспотеет при локализации неисправности. Вы представляете, ЧТО может вызвать подобную неисправность? А что касается пропусков воспламенения и неравномерности вращения коленвала - для понимания этого приборы не всегда и не при каждом случае нужны. Двигатель надо просто завести и посмотреть, как он работает. Но тогда в чем смысл подобной функции? А в том, что она позволяет сузить район поиска, указав на конкретные цилиндры.

ИМХО. Подобные комментарии считаю вредными. А те, кто так говорит и пытается убедить не совсем искушенных специалистов в «чудесных способностях осциллографа» - либо сами не понимают, либо преследуют иную цель. Сравните то, что написано в комментарии и то, что написано на фото №112 (это объяснение производителя). Далеко не одно и то же. Кроме того: призыв принять все на веру, у нормального диагноста всегда вызовет ответную реакцию.… Я не могу понять, что значит: - «не нужно думать… не нужно вникать». Может быть правильнее в этом случае и прибор в руки не брать и диагностикой авто не заниматься.

«ММС Делика», полный привод, мотор 4М40. Чего только на этой машине не искали, какие только диагнозы не ставили. А она как «тупила», так и продолжала тупить. Все нормально, а проходит какое-то время, и машина отказывается ехать. Больше 70 не разогнать, педаль хоть удави. А дальше глохнуть начала. Для проверки машину завели и оставили работать на ХХ. Прошло более получаса. Ни по текущим параметрам, ни по работе двигателя что-то выявить не удалось. Сканер стоял в режиме записи данных при появлении ошибки. Было решено увеличить обороты. Через 3-4 минуты работы на оборотах 2500, двигатель начал плавно снижать обороты, на педаль реакция

– никакая. И вот так плавненько двигатель заглох. Никаких ошибок, никаких отклонений в параметрах. Попытка завести машину успехом не увенчалась. Стартер «лениво» пару раз прокрутил мотор и защелкал втягивающим реле. Хозяин машины был рядом. И тут же начал говорить… про посаженный аккумулятор, про «неполное короткое замыкание» или утечку, которое никто не может обнаружить, про то, что он, перед тем как машину привезти к нам, поставил совершенно новый аккумулятор, и только поэтому она проработала так долго. А на старом аккумуляторе заглохла бы раньше…. Я специально передаю в сокращенном виде монолог владельца автомашины. Потому, что это имеет непосредственное отношение к тому, что «не надо думать», «не надо вникать» и анализировать. Надо. И в том, что говорил владелец машины, была информация. А я на этот момент информации практически не имел. И сделать какой либо вывод, а тем более определить направление поиска не мог.

«Подсказки» владелец авто:

1. Садится аккумулятор, но зарядку проверяли и до нас. Значи «что-то» возникает в процессе работы;

2. «Неполное короткое» или утечка (к терминологии в таких случаях цепляться не нужно. Главное понять, что человек имеет ввиду).

3. Зарядка аккумулятора на какое-то время решает проблему.

Анализ сказанного по пунктам:

1. Машина дизельная, аккумулятор большой емкости. Даже при отсутствии зарядки посадить нормальный аккумулятор времени потребуется не час.

2. О коротком замыкании и утечке речи вообще быть не может. Провода от аккумулятора до генератора и стартера в идеальном состоянии, без следов нагрева. Есть еще свечи накаливания. Но предполагать, что они не отключаются, оснований нет. Индикация работает нормально, запуск двигателя - «бензинка» позавидует. Что же касается остальных проводов, собранных в жгут, то при возникновении чего-то подобного в нем, это сразу бы обнаружилось.

3.Проблему на какое-то время решает зарядка аккумулятора…

Вот с этого и начнем. Машина заглохла не более 2-х минут назад. Замеряю напряжение на аккумуляторе. Да, ему еще работать и работать. И никакая зарядка не нужна.

Первый вывод: Выше перечисленное не может быть причиной. Мотор, просто постояв некоторое время, запускается и нормально работает до определенного момента. Поэтому было принято решение : записать датчик положения коленвала, а для того, чтобы понять в какой момент возникает проблема, синхронизация была выполнена пьезодатчиком по впрыску форсунки. Автомобиль я завел без проблем, он стоял больше часа отдыхал. Осциллограмма была снята трижды.

И картина вырисовывалась следующая:- момент возникновения проблемы нельзя было привязать ни к конкретным цилиндрам, ни к сбоям в работе топливной системе. Неисправность заключалась в торможении коленчатого вала, скорее всего, на одном из опорных подшипников, именуемых в народе коренными вкладышами. Почему не клинит намертво? А значит, канал смазки полностью не перекрыт. И торможение начинается по мере разогрева, в данном месте. И никакой стартер не провернет мотор, если он заглох по причине того, что на шейке коленвала возникло подклинивание. И что бы в данном случае показала автоматическая обработка сигнала? Да то же самое, что и при неавтоматической обработке. Но давайте представим, что имярек, следуя выше написанным советам, произвел автоматическую обработку сигналов. Как вы думаете, с какого места он бы начал разбирать мотор? (Кто читал ранее, помнит высказывания: «достаточно записать несколько импульсов, или цикла….»). Получается, что зря три осциллограммы снимал для сравнения.

Насчет того, что «не надо думать и вникать», - как раз наоборот. И надеяться на какие-то «супервозможности» прибора, его способность самостоятельно определять неисправность и то, что кто-то за вас уже все сделал - не стоит.

Последнее что хотелось отметить, заканчивая разговор об осциллографе. Если вы решили покупать прибор, собрали необходимую информацию о нем, попробуйте изыскать возможность опробовать его лично. Сделайте это у продавца или у знакомого, у которого есть такой прибор - не важно. Важно, чтобы почувствовать - «лег он в руку» или нет. Попробуйте переключать режимы, выполнить подключение, оцените экран, отображение сигнала на нем. И многое сразу станет понятным. Ведь во время работы лишние телодвижения ни к чему. И эргономика (удобство и рациональность) - не последние необходимые качества в работе с прибором.

МАРКИН Александр Васильевич
г. Белгород
Таврово мкр 2, пер. Парковый 29Б
(4722) 300-709



© 1999 – 2010 Легион-Автодата




Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV)  с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FORD Explorer 2002-10 (III, IV) с бензиновыми двигателями V6(4,0 л) и V8(4,6 л). Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2009-12 с бензиновыми V6(3,7 л); V8: 4,7 и 5,7 л (Hemi) и турбодизельным V6(Cummins 6,7 л) двигателями Ремонт.Эксплуатация.ТО(в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Dodge RAM 2002-08 с бензиновыми и турбодизельными двигателями. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Ford F150 2004-14 с бензиновыми двигателями, включая рестайлинг с 2009. Ремонт. Эксплуатация. ТО (в фотографиях)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD бесплатно
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD бесплатно
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD бесплатно
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD бесплатно
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами