Перепутаны транзисторы

07.06.2005

Когда мне самому рассказывали эту историю, то первоначально смысл неисправности было уловить трудно.

А когда пошли такие слова, как: « …нажимаешь – она включена, но на самом деле не включена, а когда выключаешь – то все наоборот, не включена – значит, включена, и наоборот…».

Так что постараюсь рассказывать медленно и обстоятельно, точно так же, как и рассказывал эту историю  Диагност Рязанов Федор ( 8 – 916 – 947 – 17 – 99), который ее и «ремонтировал».

Итак, автомобиль Nissan. Джип. Название двигателя и автомобиля роли не играют – такое может произойти практически на любом автомобиле.
Вся «вкусность» в неисправности, которую Клиент выразил таким образом: « Запускаю двигатель, смотрю – на панели горит лампочка, что обогрев заднего стекла включен. Я его выключаю, еду, а через некоторое время смотрю и вижу, что обогрев автоматически включился снова. Я его снова выключаю, лампочка гаснет, а через пятнадцать минут она снова загорается…».

Вот такая интересная и «вкусная» неисправность.

 

Автомобиль когда-то был «ударен в морду» и пришел на ремонт с неисправностью: «дефект по обогреву заднего стекла».
 Кнопка обогрева стекла без фиксации (называется one touch) – нажал, пошел импульс. В данном случае импульс был минусовой – логический ноль, по смещению постоянно идет логическая еденица.

 

По самой кнопке включения все нормально, когда-то из-за замыкания там "выгорел" транзистор и Клиент не скрывал, что после этого он поехал ремонтироваться к хорошему специалисту и тот ему все перепаял- заменил транзистор в кнопке.

 

Проверяем импульсы – все нормально, но почему-то идет дополнительно смещение – лампочка (светодиод) обогрева заднего стекла не гаснет полностью, всегда горит вполнакала.

 

Замеры показали, что там еще остается 0.2-0.5 вольт.

Подумалось, что транзистор «не совсем родной, можно будет подобрать смещение на базу»,но это не решает проблему: почему обогрев включается при включении зажигания, а потом, когда ты его выключаешь, то обогрев автоматически через 15 минут включается снова. То есть, об этом нам говорит лампочка.

А проверить сзади, непосредственно на стекле, было немного проблематично – добраться до конкретных контактов трудновато, так все хорошо там «заделано».

Вот и пришлось «отталкиваться» от показаний лампочки.

Но что бы иметь какую-то определенную и конкретную информацию о работе системы обогрева, пришлось залезать в  intagrated relau и пытаться проверять все там. Непосредственно внутри этой «сборки» все проверить трудно – все миниатюрно, поэтому проверку решили провести «через провода».

И пришлось рассмеяться: при включении зажигания  лампочка обогрева заднего стекла загорается, а сам обогрев не включается.

Но стоит только нажать на кнопку обогрева – «выключить», как обогрев включается.

То есть, лампочка и обогрев работали в противофазе.

Если горит лампочка, значит, обогрев не работает, если лампочка не горит – обогрев работает.

Все с точностью наоборот.

Все сразу встало на свои места.

Да, все правильно, таймер автоматически отключает обогрев заднего стекла через пятнадцать минут, в программе заложено, что пятнадцати минут хватит, что бы разогреть стекло (там еще идет измерение по току и «мозги» сверяют это время – 15 минут с токовой нагрузкой: стекло «отогрелось», ток изменился, хватит нагружать генератор, выключаем систему…).

Вся причина вот в чем: вместо транзистора n-p-n был впаян транзистор другой проводимости – p-n-p.

Схема проста как три рубля: когда со стекла поступает 12 вольт, они поступают на «базу» транзистора и он  открывается, а светодиод зажигается …

А на переустановленном транзисторе другой проводимости все было наоборот.

(надеюсь, никто не будет вскрикивать и задавать вопросы, обнаружив в тексте, что 12 вольт «поступают на базу». Так говорится. А расписывать движение «дырок и электронов» и построение цепочек RC в данном случае нет смысла. Не придираемся).

 

Владимир Петрович КУЧЕР




Книги по ремонту автомобилей