Предохранитель? Виновен!

22.02.2005

Клиент запускал свой Land Cruiser очень "нестандарно", не ключом зажигания, а при помощи включения "габаритов"...
Ремонт электрики, в принципе, это та же диагностика, только  "немного проще".
Как в этом случае.
Здесь тоже надо как и думать, так  и хорошо (что бы от зубов отскакивало!) знать электрические схемы.
"Характерного"  запаха "чего-то" сгоревшего не было, визуально тоже все было нормальным, поэтому пришлось идти от "истоков", от блока управления, откуда и начинаются все управляющие по данной неисправности сигналы:

                          2l_1.jpg

                                                                            рис.1

На рисунке показаны интересующие нас цепи и начало   поиска алгоритма неисправности.
   Контакт ELS на плате бортового компьютера - это "дата" цепи дополнительной нагрузки, в данном случае габаритных огней.
Таких контактов может быть несколько ( ELS1, ELS2), но надо учесть, что на каждый такой контакт "завязан" только один сигнал.
И то, что на данном ELS "сидели" габаритные огни, правильно, потому что поворачивая ручку далее, мы включаем фары, тем самым нагрузку увеличивая.
Но на выводах блока управления все было нормально, ничего "криминального" (сгоревшего) видно не было, поэтому центр внимания переместился на блок предохранителей и  подходящие к нему провода. Что увиделось:

 

      2l_4.jpg   2l_5.jpg   2l_6.jpg

              фото 1                                фото 2                                       фото 3

 

Первоначально увиделось то, что предохранителя, который "отвечал" за реле стартера, на месте не было (на фото 1 показал блок предохранителей с уже заново установленным предохранителем для проверки цепей - показано стрелкой).
    И после снятия блока предохранителей обнаружилось то, что и предполагалось ( фото 2 и 3).
На этом можно было бы и остановиться: неисправность обнаружена, осталось только ее устранить и...все?
   Да, так можно было поступить лет пять-десять назад, когда Опыт только-только приобретался.
Сейчас же - нет.
Сейчас, после устранения этой обнаруженной неисправности и проверки работоспособности системы запуска двигателя, было сделано то, что можно назвать "страховка": все жгуты, которые были доступны, были подвергнуты "тестам" : на вытягивание, на скручивание, на изгиб и так далее.
После этого снова запустили двигатель.
Хотели запустить, но он, увы, не запускался  так, как ему и положено - с ключа зажигания.
Помятуя о первоначальном "нестандартном" виде запуска (при включении габаритных огней), начали искать ответ на вопрос: что еще "замкнуло" и после каких действий стартер начнет работать?
После поисков был найден ответ и на этот вопрос.
Сейчас стартер начинал крутиться только тогда, когда селектор выбора передач устанавливался в позицию "R". 

                  2l_8.jpg

                                           фото 4

      Вот и пришлось "не останавливаться на достигнутом" и продолжать искать "момент истины" - то место (или места, как потом оказалось), где и происходили все замыкания цепей, влияющих на запуск двигателя.
В конечном итоге все "узкие" места, такие, как на фото 2 и 3 были найдены и восстановлены до рабочего состояния.
Двигатель стал запускаться так, как ему и положено, от ключа зажигания.
Федор Рязанов, который и проводил всю эту работу, на вопрос: "Что могло послужить причиной?", показал на:

                        2l_7.jpg

                                         фото 5

,- обыкновенный предохранитель с так называемым "жучком".
Но на этой фотографии "жучок" еще, скажем так - "нормальный", потому что намотанная проволока "держит" всего 5 ампер. И если быть точными, то от 4 до 5 ампер.
Кстати, если вам доведется менять предохранитель, а запасного нет, то можно поступить и таким образом, намотать между контактами одну "нитку" или две, по необходимости.
Потому что провод МГШВ 0.35 (одна "нитка), как было установлено испытаниями, "держит" именно столько ампер. Приблизительно такого же сечения и все основные  "родные", японские провода.
    Да, и здесь опять во всем виноват пресловутый "человеческий фактор"!
Утверждать, что именно Клиент сам себе навредил - нет, нельзя.
Это могло быть сделано и до него.
Небольшое оплавление провода в жгуте, оплавленный провод "ложится" на другой, остальное  делает время и погодные условия.

 

                   Владимир Петрович




Книги по ремонту автомобилей

наверх