Растяжение цепи Infiniti QX56 Z62 и Nissan Patrol Y62

05.11.2017

Очень часто владельцы Infiniti QX56 и Nissan Patrol Y62 в последних кузовах Z62 (Y62) с моторам VK56VD DIG (непосредственный впрыск) жалуются на вибрации и потерю мощности. У некоторых при диагностике можно обнаружить такие ошибки в критических случаях, как

У некоторых при диагностике можно обнаружить такие ошибки в критических случаях.
Что дословно означает некорректную работу системы управления доворота впускного вала VTC P0021 и (или) ошибку P0300 пропуски воспламенения в цилиндрах. Ошибок может и не быть , но в параметрах работы мотора можно встретить такую картину как

Ошибок может и не быть , но в параметрах работы мотора можно встретить такую картину как.
В этом случае ошибок не будет никаких , но мотор существенно теряет мощность и не ровно работает , так как один из распредвалов (одна половина мотора) работает с сильным запозданием по фазам (углам) открытия клапанов . Правые 4 цилиндра нормально – установка 0,5 градуса , а вот левая (по фото) INT/V TIM(B2) уже запаздывает на 9,5 градусов , и этого достаточно для неровной работы и потери мощности. Ошибок никаких не будет, так как угол запаздывания не превысил 10 градусов. Владельцы приезжают на диагностику , а им говорят: "все нормально, вам кажется, давайте свечи поменяем …"

Ничего нормального тут нет, требуется ремонт пока не поздно. А именно: замена цепей газораспределения.

При вскрытии передней крышки обнаруживается следующая картина:

При вскрытии передней крышки обнаруживается следующая картина
В выделенной зоне прямая и обратная ветвь цепи привода распредвалов практически касаются друг друга (в отличии от правой стороны). Гидравлический натяжитель цепи выдвинут до упора. При этом нет никаких ошибок. Разберемся , почему это произошло при пробеге под 60 000 км.

Nissan выпустил циркуляр, согласно которому одной из причин была ниже указанная – а именно загрязнение масла сажей , и был второй , в котором еще одной причиной было названо некачественно изготовленная цепь- конкретно: плохо отполированы оси , соединяющие звенья. Nissan сменил поставщика , изготавливающего цепи и запустил отзывную компанию по бесплатной замене дефектных цепей. Ниже часть одного из бюллетеней, в котором они на некоторых машинах (кто не успел слететь с гарантии) решили менять цепи.

Ниже часть одного из бюллетеней, в котором они на некоторых машинах (кто не успел слететь с гарантии) решили менять цепи
Одновременно с этим были перепрошиты блоки управления двигателями , чтобы устранить появление ошибок и дотянуть до окончания гарантии автомобилей. Но , отметим , что на этом автомобиле цепи разные для половин двигателя , например правая по картинке цепь не растянулась (видно из скринов даты) , а левая почти 10 градусов ! И абсолютно такая цепь, как правая, по номеру, стоит на пятилитровых моторах, например, VK50VE , а это Infinity FX50S , тоже совсем не простой , а гоночный мотор в этом семействе. Там таких две (они одинаковы) и с ними нет проблем из-за сажи и всякой другой ерунды, о которой пишут в бюллетене Nissan, пытая прикрыть свой конструкторский просчет. Ошибка основная тут не в саже или полировке осей, а в установке насоса высокого давления на левой головке (по фото). VK56VD (DIG) оборудован системой непосредственного впрыска в цилиндры , у него два топливных насоса , один в баке низкого давления , второй на головке мотора (именно на левой) , создающий высокое давление порядка 70 кг.см2 , когда на обычных моторах это давление впрыска 3,5 кг.см2. Но моторы с таким впрыском были на внутреннем рынке Японии еще с 1998 года, это VQ25DD, и там не было никаких проблем с цепями. Все потому, что там стоял пяти плунжерный насос, а тут одно плунжерный.

Nissan Cedric Y34 VQ30DD Neo Di – проблемы диагностики
Вот его вал привода:

Вот его вал привода
На левую цепь, из-за одноплунжерного насоса, возникла ударная нагрузка (на пяти плунжерном эти пульсации были в пять раз ниже), что привело к её сильному растяжению раньше времени. Этого никак не ожидали в Nissan, потому, что все машины одновременно вернулись с проблемами работы мотора, и им всем экстренно пришлось по гарантии (а это недешево для компании) менять цепи. Но основная проблема оказалась не в этом - дилеры и компания не были готовы к такому массовому возврату машин. Потому, что в некоторых случаях при пробеге 60-70 тыс км возникала критическая ситуация, когда звенья перепиливали масляную форсунку цепи, стружка шла в мотор, а неравномерность (тряска и пропуски) привела к разрушению катализаторов и износу поршневой группы, вследствии чего появился повышенный расход масла. Во всей этой истории самое отрицательное является то, что пострадали только владельцы этих машин, дилеры и Nissan попытались просто избавиться от таких проблем, закрываясь циркулярами и внешними поверхностными работами. По сути, они меняли только одну левую или обе цепи, спихивая машину обратно, у которой уже через 40 000 км. возникали такие же проблемы вновь или даже намного хуже. Но машина к тому времени уже проходила за 100 000 км и гарантии не было. Иными словами - «цель: дотянуть до конца гарантии».

Почему так произошло? Да, понятно, что это конструкторский дефект.

На фото звенья цепляются и стёрта форсунка – ошибок нет.
На фото звенья цепляются и стёрта форсунка – ошибок нет.

Спиленная и новая форсунка смазки цепи
Спиленная и новая форсунка смазки цепи

Но и дилерам выделили на эту процедуру 10,3 часа, дополнительно 1.7, что в сумме составило 12 нормо-часов. Условно: пусть нормочас стоит 10 евро, тогда за всю работу платят 120 евро, а работы много. Но когда продали 1300 машин (это только один центр в Москве), и все они вернулись с проблемой, то за 120 евро никто не захотел возиться с каждой машиной по два дня, да и количество машин в очереди не позволяет. И на станциях, как дилерских так и около, решили всё упростить.

На этом моторе масляный насос стоит впереди всей конструкции. Чтобы снять цепи, нужно снять масляный насос. Но проблема в том, что прием и подача масла в этом моторе идет через поддон и переднюю крышку.

Один из каналов подачи масла в передней крышке зеленым цветом – это выход давления после фильтра. Красная стрелка – это сам насос и его каналы всасывания и подачи в фильтр .

Один из каналов подачи масла в передней крышке зеленым цветом – это выход давления после фильтра
Как видно, резиновое кольцо на герметике (он тут недопустим), и кольцо завёрнуто, а должно полностью прилегать к краям, не допуская потери давления смазки мотора. Смотрим поддон:

Края резинового кольца отпечатались, и в этом месте была потеря давления масла.
Края резинового кольца отпечатались, и в этом месте была потеря давления масла. Это произошло из-за того, что сервисом (дилерским!), было лень за 120 евро снимать поддон двигателя. А там много работы, в 12 часов сложно уложиться, а денег закроют только за 12 нормочасов. Для снятия поддона надо демонтировать передний редуктор, привода, рычаги, рулевую рейку снять…и т.д. А так процедуру они сами легко упростили - ничего не снимают, вырывают переднюю крышку, разбирают на месте масляный насос, выдирая его монтировками, а потом мажут герметиком старые кольца и ногами впихивают крышку обратно. Но она на одной плоскости с насосом - кольца сворачивает, давление падает и после дилерской отзывной к 100 000 км. в моторе стружка, дальше капитальный ремонт. Как говорится: «кому как повезло»...

У кого резиновые кольца уплотнители не свернуло, у кого свернуло - так и поездит.

Без снятия поддона мотора (как положено в руководстве по ремонту), замена цепи невозможна без последствий для этого мотора. Или надо стоять рядом и смотреть - контролировать, или доверять мастерам-механикам. Сначала ставится передняя крышка, потом вкладываются новые кольца, и поддон мотора ровно встаёт без перекоса колец на место.

Сначала ставится передняя крышка, потом вкладываются новые кольца, и поддон мотора ровно встаёт без перекоса колец на место.
Вторая проблема по отзывной была в том, что меняли только цепи. Причем, старого образца и не меняя звезд привода. Старая цепь своими звеньями с растянутым шагом сильно изнашивает зубья приводных звездочек, отпечатывая на них глубокие следы. Установив новую цепь на такую звездочку, после дилерского отзыва по гарантии, машина ходила еще меньше, чем до отзывной . 40 000 км, вместо 60 000 км.

Установив новую цепь на такую звездочку, после дилерского отзыва по гарантии, машина ходила еще меньше, чем до отзывной.
А необходимо было устанавливать обновленные цепи новой конструкции, как показано на фото ниже. Особенно левую. Вверху цепь старого образца, внизу нового, ставить надо такие.

Вверху цепь старого образца, внизу нового, ставить надо такие.
Нового типа натяжители и успокоители под цепь нового образца. И обязательно новые звездочки валов. На фото установлена цепь нового типа, натяжители – успокоители нового типа и новая форсунка смазки цепи.

На фото установлена цепь нового типа, натяжители – успокоители нового типа и новая форсунка смазки цепи.
Вот так выглядит замена, когда установлена специальная версия цепи новой конструкции, рядом лежит цепь старой конструкции, которую меняли по гарантии.

Вот так выглядит замена, когда установлена специальная версия цепи новой конструкции, рядом лежит цепь старой конструкции, которую меняли по гарантии.
Следующая распространенная ошибка механиков - ошибаются с метками топливного насоса высокого давления, а он фазирован по управлению.

Следующая распространенная ошибка механиков - ошибаются с метками топливного насоса высокого давления, а он фазирован по управлению.
При неправильной установке возникают проблемы с динамикой , провалы , потеря мощности. Метка ГРМ на насосе очень важна, в одноплунжерном насосе фазы накачки и сброса привязаны к датчикам фаз двигателя, ошибочная установка при закрытии крышки видна только по диагностике параметров.

Для замены масляной форсунки смазки цепи требуется спецприспособление. Просто стучать по ней молотком недопустимо, так как у неё определенный угол распыла, который невозможно без спецприспособления выдержать. Нарушение угла распыла масла на цепь приводит к ее недостаточной смазке и раннему износу.

Нарушение угла распыла масла на цепь приводит к ее недостаточной смазке и раннему износу.
Закрытый мотор с установленными цепями, натяжителями и т.д. выглядит так. Только потом можно ставить поддон, чтобы кольца магистралей масляного насоса встали без перекосов и не было потери давления в масляных каналах двигателя. На фото замена цепи – поддон снят.

На фото замена цепи – поддон снят.
Вот так выглядят параметры исправной системы VTC на работающем моторе, например Nissan Patrol Y62

Вот так выглядят параметры исправной системы VTC на работающем моторе, например Nissan Patrol Y62
Ну и последнее – при эксплуатации таких машин с повреждением в ГРМ, часто страдают катализаторы. Пока определят неисправность, пока додумаются и заменят - появляются ошибки связанные с токсичностью. Мы перепрограммируем после работ блоки управления двигателями на новые заводские прошивки, устраняющие подобные проблемы и снижающие расход топлива. Заводская прошивка QX56 (Patrol Y62 другой индекс) выглядит так.

аводская прошивка QX56 (Patrol Y62 другой индекс) выглядит так.
Необходимо выполнить несколько условий, иначе можно повредить перепрограммированием блок управления двигателя.
Необходимо выполнить несколько условий, иначе можно повредить перепрограммированием блок управления двигателя.
После всех проведенных работ по ремонту, перепрограммированию и переобучению–настройке, мотор работает как новый. Для «полного счастья» требуется репрограмм коробки: в 7-ми ступенчатых трансмиссиях интелелектуальный алгоритм расчета переключения и предсказания следующей передачи. Этот алгоритм существенно улучшен. Но об этом в другой статье.

Общие выводы:
· При замене цепей необходимо ставить специальные цепи новой конструкции с планками, чтобы ресурс был полным. А также звёзд валов.
· Без снятия поддона двигателя это не ремонт, а фикция, кому как повезет. Либо контролировать ремонт, либо искать сервис, где сделают ремонт по заводскому руководству.
· Замена программы управления с компенсацией работы катализаторов обязательна для исключения возможности повреждения двигателя.

И всё-таки непонятно, почему у нас в стране так происходит. Купил человек новую машину в салоне за немалые деньги, ездил к дилеру, обслуживал по требованиям. Тут конструкторский просчет - но никто не торопится его исправить, ждут, кто обратиться. А уж если до конца гарантии не дотянул, то оффициалы делали безобразно, нарушая все правила и приличия. Лично слышал рассказы бывших работников, которые от безвыходности (руководство заставляло), так "отремонтировали " около 1300 машин только в одном дилерском центре, которые продали и они все вернулись. Там сроки поджимали - ездить уже невозможно, но и ждать очереди три месяца никто не хочет. В то же время провести «полу-ремонт», а потом владелец покупает мотор или за свой счёт опять все меняет- так категорически быть не должно, но тем не менее, происходит. Поэтому не стоит сильно радоваться, когда приезжает покупатель на диагностику с продавцом, и продавец гордо заявляет, что ему дилеры поменяли цепи по гарантии - иногда бывает и такая "гарантия".

Гаджиев Арид Омарович
© Легион-Автодата
Москва, ул.Ермакова Роща 7А, 14 ТМП
+7 (926) 525-63-00
arid77@mail.ru nissan-A-service.ru
Союз автомобильных диагностов

наверх