Система кондиционирования
25.06.2012
Система кондиционирования. Диагностика. Ремонт. Восстановление
Рассказ Дмитрия Александровича о кондиционерах – это рассказ специалиста, для которого системы кондиционирования на автомобилях знакомы и понятны. Предлагаю вашему вниманию это небольшое повествование. Сначала будет «вопрос – ответ», а потом посмотрим...
- Когда владельцу автомобиля надо обращаться в авто-сервис по вопросам кондицинирования в своём автомобиле? Как часто?
- Система надёжная и будет работать всю жизнь автомобиля - если ей не мешать.
- Не надо вообще обращаться в авто-сервис?
- Ну почему «вообще не надо»… Надо. Есть такое понятие, как «техническое обслуживание». Вот его нарушать не стоит. Положено, например, раз в «столько-то километров» приехать на ТО, приезжайте. А если запустить этот вопрос, то последствия могут быть самыми различными.
- Ну а если владелец принципиально не хочет тратить деньги на «какое-то там техническое обслуживание», что ему можно посоветовать?
- Ходить пешком, может быть? -)) … ну, а если серьёзнее, то основное, на что надо обращать внимание, это состояние салонного фильтра. У каждого Производителя по-разному, но в среднем это около 10.000 км и замена. Не продувка или промывка, а именно замена.
- А что может быть при «незамене»?
- Система кондиционирования будет работать плохо или вообще не будет работать.
- То есть, не будет «холодить»?
- Будет конечно, но не совсем правильно…
Чувствую, что начало разговора не складывается. Чувствую, что мои вопросы туповатые для спеца. Да и «зажался» мой собеседник. Так бывает, когда человек видит у своего носа диктофон или направленный на него объектив. Ну что ж, попробуем иначе… диктофон в карман и попробуем просто поговорить.
………………………………………………………
Система кондиционирования не требует ежедневного или ежемесячного обслуживания, но если автомобиль побывал в аварии и пострадала передняя или боковые стороны, после чего кондиционер перестал работать или потерял эффективность, то систему кондиционирования придётся проверять, ремонтировать и заправлять систему заново.
Это говорится просто: «Проверять и заправлять», а на самом деле процес тут длительный и сложный. Полный цикл по восстановлению системы включает в себя:
- откачивание фреона из системы
- рекуперация откачанного фреона (очистка от влаги и компрессорного масла)
- вакуумирование системы
- проведение испытаний на герметичность системы
- заправка системы фреоном и компрессорным маслом
* Я посмотрел на станцию (фото 0140) и поинтересовался:
- Ваша установка для работы с системами кондиционирования самая лучшая?
- Нет. И даже наоборот: «самая простая».
- Есть станции лучше?
- Есть. Например «ROBINAIR», но насчёт «лучше или хуже», тут остерегусь давать комментарии.
- Есть причина?
- Да какая там причина … мне просто удобнее работать с моей станцией
Часть 2 «Взгляд со стороны»
Наверняка вы видели такую рекламу:
«Заправка кондиционеров всего за 1.000 рублей!
Быстро!! Дёшево!! Дешевле не бывает!!!».
Приблизительно так. Причём, чем больше восклицательных знаков, тем качество обслуживания ниже – это из практики общения, поверьте.
А теперь вспомним часто повторяемое в наших статьях: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи».
Это правило нашей жизни: «Дешёвая вещь или дешёвая работа – некачественная вещь или некачественная работа».
Хороший товар или услуга не могут стоить дёшево. Это аксиома. Тогда почему такая реклама: «…всего за 1000 рублей!»? А тут всё просто, расчитано на простофиль. И прежде чем «поведётесь» на такую рекламу, лучше приостановитесь и спросите у самого себя:
- Я уверен, что откачанный из моей машины фреон является именно «фреоном», а не дешёвым газом, например, метаном? А ведь именно откачанный газ станция будет заправлять обратно.
- Я уверен, что при рекуперации фреона будут использованы работоспособные фильтры и газ будет очищен полностью?
- Я уверен, что обезвоживание системы будет произведено качественно?
Есть и другие вопросы, но хватит и этих.
По газу: сейчас все автомобили (система кондиционирования) заправляются 134-м газом (хладагентом), это фреон (полное название этого хладагента: R134-А). Раньше заправляли 12-й газ (R12), но после1994 года этот газ для заправки в системы кондиционирования запрещён, однако им продолжают пользоваться, он дешевле. А 134-й газ безопасен для озонового слоя Земли и пожаробезопасен при использовании на автомобилях.
О пожаробезопасности
Хорошая работа и хорошие материалы не могут стоить дёшево. Но где гарантия, что при такой рекламной дешевизне вам не заправят вместо положенного 134-го газа – метан. А он взрывается? горит? и не дай Бог, будет утечка в системе кондиционирования, и тогда под капотом образуется маленькая Хиросима. Оно вам надо?
Немного поговорив с Дмитрием Александровичем, я понял основную причину его привязанности к своей станции и причину отрицания автоматической: при использовании автоматической станции, оператор (специалист, который производит ремонт вашей системы кондиционирования), он как бы выключен из процесса, его основная задача, грубо говоря, «вовремя нажимать нужные кнопки». Такая станция стоит дороже, но и обращение с ней не требует углубленных знаний по теме вопроса. А когда знания есть и человек в «теме», то для него такая «ручная» станция – "самое то". Для него важно «управлять процессом и контролировать его», вот тогда будет достигнут максимальный положительный эффект и не будет никаких нареканий от клиентов.
Вы уж извините меня за фото 0122, где люди стоят таким образом, но не хотелось прерывать процесс и делать постановочные кадры, пусть останется.
Это автомобиль Ford, после аварии, где пришлось полностью восстанавливать работоспособность системы кондиционирования. Обратите внимание на установку для заправки кондиционеров (слева внизу), это и есть та самая «обыкновенная и ручная» (более подробное фото 0140 выше), и обратите внимание на стоящие ёмкости жёлтого и чёрного цвета.
Тут мы подобрались к самому интересному, без чего процесс восстановления кондиционеров просто невозможен – к «инструментарию».
Фото 0132: специальные ультрафиолетовый фонарь и очки, при помощи которых можно наблюдать утечку в системе кондиционирования. Очки не только усиливают эффект обнаружения утечки, но и защищают глаза оператора при работе.
Фото 0138: специальная жидкость, которая светится в ультрафиолетовом излучении
Фото 0134: Электронный поиск утечек при помощью детектора-течеискателя, при обнаружении утечки прибор подаёт серию звуковых сигналов. Очень хорошо помогает при поиске утечек в труднодоступных местах (например, при негерметичности испарителя).
Фото 0137: Термометр
Именно при помощи этого инструментария была восстановлена система кондиционирования на этом автомобиле.
Теперь спросим: «Почему надо обслуживать систему кондиционирования?»
Начнём со здоровья – это основное. Только не думайте сразу насчёт температуры в салоне, мол, в салоне холодно, а на улице жарко, вышел резко и тут же заболел. Это просто и на поверхности. А вот о «скрытой угрозе» мало кто думает. Я говорю о салонном фильтре. Именно через него пропускается десятки кубометров воздуха, фильтр отсеивает грязь, пыльцу, пыль и т.п – и это всё остаётся на нём и внутри него. Через год использования фильтр будет настолько насыщен спорами, грибками, микроорганизмами и другой дрянью, что трудно сказать, чем вы сможете заболеть или насколько снизится ваш имунитет. Вроде просто и несерьёзно?…как хотите, моё дело предупредить, остальное на ваше усмотрение…
На мой взгляд: «Здоровье не купишь за деньги, значит, нечего жалеть деньги, а надо приехать в грамотный авто-сервис и продезинфицировать или заменить этот фильтр».
«Как часто надо обслуживать?»
Более подробнее сервисные интервалы вы можете посмотреть в руководстве на свой автомобиль, а в среднем раз в 10.000 км надо менять салонный фильтр. Один раз в год дезинфицировать испаритель. Один раз в год проверять работоспособность и производительность системы (даже новая система кондиционирования теряет за год около 10-12% хладагента. А его недостаток отрицательно сказывается на «здоровье» компрессора и остальных узлов системы).
«Если кондиционер перестал работать…», то найдите авто-сервис и знающего специалиста, который работает вот с такой, как на фото 0140, установкой. Почему именно с такой:
- только при помощи неё специалист сможет «раскачать» закисший клапан в системе, а именно «закисший» клапан составляет большинство отказов в тех системах, которые долго не эксплуатировались ( в Москве, области и других подобных районах, время «Неработы» кондиционеров около 6-7 месяцев, а за это время клапан вполне может «закиснуть»).
На прощание Дмитрий Александрович сказал:
- Мы занимаемся заправкой и диагностикой систем автокондиционирования, но помимо механических неисправностей, мы, естественно, можем найти и устранить проблемы по электрике и электронике. То есть, всё в комплексе, что и требуется для наших клиентов.
С нами беседовал: Горшков Дмитрий Александрович
(8 926 171 75 95) г. Электросталь пр-т Мира д. 27-а - Здание автотехцентра,
С вами, как всегда, был Кучер Владимир Петрович