Сколько стоит диагностика?

14.12.2004

Очень популярный вопрос, на который, увы, нет ответа. Не верите –
позвоните в автомастерскую. Или, что еще проще, спросите в любом продовольственном
магазине: сколько у них стоит еда. Ответы будут весьма схожими. Ведь узнать,
почему нет зарядки от генератора и измерить овальность шеек коленчатого вала – обе
эти задачи относятся к диагностике двигателя. И сколько такая диагностика стоит?
Если для первой операции достаточно вольтметра и пяти минут времени, а для второй
всего лишь снять и разобрать двигатель. Да, потом еще и правильно собрать, попутно
проведя необходимые регулировки. Поэтому ответа на свой «простой» вопрос, ну,
«сколько все-таки стоит ваша диагностика двигателя», вы, скорее всего, не
получите. 
Но у большинства автолюбителей в понятие «диагностика» входит подключение
к специальному диагностирующему «компьютеру», который сам определяет неисправность
и тут же все подробненько рассказывает, на худой случай, распечатывает. Так вот,
таких «умных» диагностирующих «компьютеров» в природе нет. А есть, так называемые
«сканеры» (когда таможенники видят на коробке это название, то сразу напрягаются и
смотрят на тебя как на шпиона), которые подключаются к специальному
диагностическому разъему в автомобиле. Что может сканер? Ну, в частности, опросить
память всех бортовых компьютеров на предмет наличия в ней кодов неисправностей. Но
то же самое может сделать и встроенная в каждый автомобиль система
самодиагностики. Например, определить, что не работает какой-то датчик
температуры. Почему же именно не работает этот датчик температуры и где он
расположен, никто ни скажет. То ли с элополучного датчика снят разъем, то ли
образовался обрыв в проводке, то ли негодный сам этот датчик – кто знает….
Компьютеры, что в модном сканере, что встроенные в автомобиль, скажут одно и то
же: нет сигнала датчика. Только сканер напишет буквами (латинскими или русскими),
что неисправен такой-то датчик, а бортовой компьютер специальной лампочкой (чаще
всего) на панели приборов высветит код неисправности. И, если у вас есть
специальная таблица этих кодов неисправностей, вы всегда сможете расшифровать
мигание аварийной лампочки той системы, которую опрашиваете.
Все вышесказанное совсем не означает, что сканеры – бесполезная вещь, так
сказать «большая перемычка» за 3000 долларов (на большинстве автомобилей
самодиагностика включается путем перемыкания определенных контактов на
диагностическом разъеме). С помощью сканера можно очень много чего полезного
сделать для поиска, например, неисправностей. Но в качестве средства для
диагностики того же двигателя…, когда все то же получается и при использовании
обычной канцелярской скрепки…
Одной из самых полезных функций почти всех сканеров, является возможность
быстрого получения почти всех значимых параметров автомобиля. Информация,
получаемая при этом, может быть весьма полезной для диагностике. И эту информацию,
предварительно распечатав, что весьма не сложно, можно выдавать уже за результат
диагностики. Вот только разобраться во всех этих цифрах и значках и, главное,
правильно их интерпретировать, может даже далеко не всякий специалист. Ну,
например, строчка: O2S B2 NEG, или: TPS 05% о чем-нибудь вам говорит? Когда
начали, когда закончат, сколько надо… Вот вам и компьютерная диагностика!
Многими уже признано, что одна из основных проблем медицины западных
стран – аппаратная зависимость. Их врачи, даже весьма способные, ни шага не могут
сделать без различных анализов, компьютеров, распечаток, снимков и т.п.
Определить состояние больного по цвету языка, что проделывают почти все наши
сельские врачи, для них уже не достижимое искусство. То же самое происходит и с
машинами. Сканер, распечатка (полезность которой для клиента не более, чем,
например, полнзность кардиограммы его сердца), замена детали. Не поможет – замена
агрегата. И все с чашечкой кофе, вежливо, в галстуках или в колготках.
К чему я все это. А к тому, чтобы вы не обольщались рекламными
заявлениями, что, дескать, у нас проводится компьютерная диагностика и она решит
все ваши проблемы. В лучшем случае вам выдадут распечатку «Data stream», которая
ничего вам не скажет и распечатку обнаруженных кодов неисправностей. Но, первую с
успехом можно получить и с помощью обычного тестера или универсального оцилографа
(хлопотно, долго, но можно), а вторую, с использованием канцелярской скрепки и
системы самодиагностики. Впрочем, использование импортного сканера, да еще и с
умным лицом, позволяет это сделать быстрее и приятней.

Cергей Корниенко, город Владивосток




Книги по ремонту автомобилей