Toyota Mark 2 Qualis 1999 - повышенный расход топлива, работа с перебоями
30.07.2022
Toyota Mark 2 Qualis 1999г 2MZ, 2,5л, V6 DOHC. Фото салона не делал, что бы у кого-то из владельцев новых авто, чрезмерного удивления не вызвать. Даю фото из под капота, «старого ведра...»
![Из-под капота](/upload/resize_cache/webp/articles/2022/07/toyota-mark-2-qualis-1999-2mz-fe-2.5-v6-dohc-neispravnosti-povyshennyi-raskhod-topliva-posle-stoianki-20-30-minut-avtomobil-plokho-zapuskaetsia-rabota-s-pereboiami-triaset-v6-motor-30-07-2022/iz-pod-kapota-01.webp)
Вот так. Но есть одна небольшая печалька, для тех, кто на «авось» рассчитывал.
![Нет ошибок](/upload/resize_cache/webp/articles/2022/07/toyota-mark-2-qualis-1999-2mz-fe-2.5-v6-dohc-neispravnosti-povyshennyi-raskhod-topliva-posle-stoianki-20-30-minut-avtomobil-plokho-zapuskaetsia-rabota-s-pereboiami-triaset-v6-motor-30-07-2022/net-oshibok-02.webp)
Вот она. Разъем OBD есть! И сканер подключился…. И вот такой облом. Но мы продолжим как обычно, и включив зажигание, посмотрим текущие параметры. Все нормально. По крайней мере, к основным никаких претензий.
![Но мы продолжим как обычно, и включив зажигание, посмотрим текущие параметры.](/upload/resize_cache/webp/articles/2022/07/toyota-mark-2-qualis-1999-2mz-fe-2.5-v6-dohc-neispravnosti-povyshennyi-raskhod-topliva-posle-stoianki-20-30-minut-avtomobil-plokho-zapuskaetsia-rabota-s-pereboiami-triaset-v6-motor-30-07-2022/no-my-prodolzhim-kak-obychno-i-vkliuchiv-zazhiganie-posmotrim-tekushchie-parametry-03.webp)
Заведем машинку
![Заведем машинку.](/upload/resize_cache/webp/articles/2022/07/toyota-mark-2-qualis-1999-2mz-fe-2.5-v6-dohc-neispravnosti-povyshennyi-raskhod-topliva-posle-stoianki-20-30-minut-avtomobil-plokho-zapuskaetsia-rabota-s-pereboiami-triaset-v6-motor-30-07-2022/zavedem-mashinku-04.webp)
Значение |
Значение | Min | Max |
Air Fuel Ratio F/B Value B1 | -10.9% | -10.9 | 0.0 |
Air Fuel Ratio F/B Leaning B1 | -18.0% | -18.0 | -16.4 |
Air Fuel Ratio F/B Value B2 | -1.6% | -1.6 | 1.6 |
Air Fuel Ratio F/B Leaning B2 | -2.3% | -5.5 | -2.3 |
Engine PRM | 706 rpm | 0 | 1275 |
![Анализ данных](/upload/resize_cache/webp/articles/2022/07/toyota-mark-2-qualis-1999-2mz-fe-2.5-v6-dohc-neispravnosti-povyshennyi-raskhod-topliva-posle-stoianki-20-30-minut-avtomobil-plokho-zapuskaetsia-rabota-s-pereboiami-triaset-v6-motor-30-07-2022/analiz-dannyh-05.webp)
Значение | Значение | Min | Max |
Intake Air Quantity | 4.38 gm/s | 2.68 | 4.38 |
O2 Sensor Voltage B1S1 | 0.852 V | 0.154 | 0.852 |
O2 Sensor Voltage B2S1 | 0.627 V | 0.100 | 0.881 |
Суть в следующем: - повышенный расход топлива; После стоянки 20-30 минут автомобиль очень плохо запускается. Если простоит 1час и более, запуск становится … как повезет. Если мотор подхватил, то дальше с перебоями в работе, через педальку, обороты выравниваются, работает нормально, едет тоже нормально (подчеркнул, т.к . это субъективно со слов владельца).
Что уже сделано вледельцем:
- промыты форсунки (без съема,не на стенде. Оно и понятно почему:- снять, поставить будет - дороже чем промыть);
- поменяны свечи;
- почищена дроссельная заслонка.
Заменены датчики кислорода?! (опять же со слов клиета, который повелся на эту авантюру:-«свечи заливант поэтому машина не запускается». Нет, ну заливает свечи, это можно даже к бабке не ходить. Только датчики причем здесь? Их функция сугубо фискальная, поэтому и стоят в обратной связи). На запуск как это может повлиять? Теперь от себя добавлю - мотор трясет и это не пропуски, а вибрация. Поясню. Этот мотор когда прогреется, при закрытом капоте, трудно услышать. Даже если стоишь рядом с машиной. А здесь вибрация… Если бы это был 4-х цилиндровый, то и внимания не обратил бы. А здесь V6. Спросил у владельца машины. Получил ответ, что так было с момента, когда купил машину (почти год). Те объянения, которые мне приходились слышать, по этому поводу – просто бред. (На эту модель ставился мотор 5S-FE, старый испытанный проверенный и пр. потом поставили 2MZ-FE, мощнее, но сырой, критичный к топливу и пр. Машина делалась для внутреннего рынка… он по жзни такой. Вот здесь соглашусь – модель шла на внутренний рынок, как к нам она попала, тоже понятно. Поэтому замечу только одно:- японцы для себя делая машины, делали их для человека, а не для народа. И программы «народный автомобиль» у них насколько мне известно не сушществовало.) Отступление вынужденное, просто утомили уже эти все объяснения…. Ищем неисправность по старинке. Поступаем как раньше поступали диагносты. Показания сканера у нас есть. Наиболее вероятным видится неисправность в топливной системе. Топливную систему делим на две условных части: - впрыск и топливоподача. В обеих частях имеем и управление и регулирование. Рассмотрим первую. Могут в ней быть неисправности (неисправность), которые вот так повлияют на запуск двигателя? Очевидный ответ - нет. Тем более, что топливо, воздух, зажигание я смотрел при запуске авто, а не только на включенном зажигании. И управление впрыском проконтролировал. Остается вторая часть. К проверке которой иногда подходят небрежно, или ограничеваются заменой насоса фильтра и дальше считают, что здесь уже все нормально. Поэтому с этого места подробно.
![Это система топливоподачи данного авто.](/upload/resize_cache/webp/articles/2022/07/toyota-mark-2-qualis-1999-2mz-fe-2.5-v6-dohc-neispravnosti-povyshennyi-raskhod-topliva-posle-stoianki-20-30-minut-avtomobil-plokho-zapuskaetsia-rabota-s-pereboiami-triaset-v6-motor-30-07-2022/eto-sistema-toplivopodachi-06.webp)
Это система топливоподачи данного авто. Все понятно. Но я же обещал подробно. Данная часть топливной системы отвечает за подачу топлива к системе впрыска (открыл Америку) и поддержание топливного баланса в системе в целом. И если с управлением в этой части (насос) все понятно, то для того чтобы восполнять расходуемое топливо и поддерживать заданное давление потребуются регулировки и они есть.И есть то, что эти регулировки обеспечивает. Поэтому проверяем баланс в топливоподаче. Проверять будем манометром (точно знаю, что не у всех он есть, а у кого есть, чаще ипользуют его для проверки «сколько насос давит»). Последовательность действий: -отключаем топливоподачу от рейки; подключаем манометр в сторону подачи топлива; Включаем зажигание, и коротко поворачивая ключ в положение START, добиваемся того чтобы стрелка манометра сдвинулась с места. Это будет означать, что шланг манометра и трубки топливоподачи заполнились топливом; поворачиваем ключ в положение START и смотрим как наростает даление (может не достигнуть нормального значения, но это вовсе не означает, что неисправен насос или забит топливный фильтр. Может быть просто банальная утечка на подаче); фиксируем максимальное значение и момент сброса давления на регуляторе по стрелке манометра (достижение максимального значения, а затем падение на 1- 2 деления вниз и опять на максимум). Оставляем подключенный манометр и следим за падением давления в системе, ситема не должна оставаться пустой. Что получилось у меня:- давление наростало и показывало более 3,0кг/см, но работу клапана регулятора не увидел. Через 30 мин давление составляло менее 1кг/см.
Перед тем как подключить манометр провел тест. Машине дал постоять мин. 20, а затем попробовал запустить двигатель. Только запускал его не так как это делал хозяин, а иначе. Короткий, 1,5-2 сек. START пауза 2 сек. – нет; вторая попытка – нет; третья- нет, но было воспламеннение в каком-то из цилиндров, может двух; четвертая попытка - запуск есть, вяло, неустойчиво, но завелся. Вверху на скрине стрелкой указан регулятор. Проверять его на корректность смысла нет, да и как? Поэтому поступаю просто: в регулятор вставляется затычка из резины и производится запуск авто. Даже с учетом того что его пришлось снять и часть топлива стекла из системы автомобиль запустился нормально. Причем подхватил сразу, что называется всеми цилиндрами. Почему описал так подробно. Потому что система топливоподачи обеспечивает работу системы впрыска. И на скрине можно увидеть те места где возможны утечки,которые нарушат топливный баланс. Есь одно невидимое место на скрине где возможна утечка топлива из системы- это сам насос. На выходе насоса (в носике) имеется также клапан. Он простой…. Как в сливном бачке. Пластиковый грибок, нижняя часть конус. Если насос создает давление в системе больше необходимого, сброс излишков осуществляется через регулятор,а когда машина заглушена ,остаточное давление топлива в системе запирает клапан насоса, препятствуя стеканию топлива через насос. Бывали случаи, когда приговаривали редукционный клапан, а виновником был именно клапан в насосе. Чтобы его проверить нужно подключить манометр непосредственно к насосу (исключив регулятор давления). И создав давление «в тупик» убедиться что этот клапан держит. А что касается возможных мест утечек, так это, как правило, места соединений. В так, «дедовским способом» на минимальных показаниях сканера (но вполне достаточных для анализа), плюс простые тесты…. Не форсунки заливают свечи,а тот кто заводит авто видя такие парметры, а списывает на лямбды. Ну, торошо крутишь ты стартер долго, видишь по сканеру что форсунки открываются больше и больше. Стартер мотор крутит быстрее чем пропеллер у Карлсона…показания датчиков и топливных коррекций даже не вздрогнут при этом. И зачем менять датчики? Топлива в рейке нет, а приходит оно на открывшиеся форсунки, считай «самотеком»…И «впрыск» при этом соответствующий. Думаю отмеченные параметры на скринах объяснять не нужно.И последнее: - при проведении теста на запуск двигателя, мною делались короткие прокрутки стартером (сканер был перед глазами). Почему так делал? Потому, что на данной системе питание на насос подается в момент прокрутки стартером. Если бы питние на насос подавалось при включении зажигания, то сделал бы несколько ВКЛ. и ВЫКЛ. Зажигания, дождавшись когда насос отработает и заполнит систему. И только потом бы произвел попытку запуска. И еще одна коварная неисправность, которая может быть. Это когда дебет насоса снижен, т.е. количество подаваемого топлива за единицу времени стало меньше. Поэтому машина может и работать на холостых оборотах, а вот в движении, когда насос не может восполнить объем израсходованного топлива начинаются «чудеса»… Тот же повышенный расход, показания датчиков, топливные коррекции пр. В чем причина? Причина, а другие мне не попадались, это когда на автомобиль с объемом мотора 2,0л, 2,5л … «впендюривали» насос более низкой производительности. Данную неисправность можно так же выявить с помощью манометра, не лазия в топливный бак. Нужно изготовить тройник , который позволит подключиться к топливной системе параллельно. При этом нужно учесть одно – место подключения манометра должно быть непосредственно к тройнику, а не через шланг длинной в 1,5м. Потому как иначе он будет дополнительным рессивером для топлива, и вы ничего не увидите. А если все будет сделано правильно будут видны перепады по давлению, при изменении режима работы двигателя. Чего в топливной системе быть не должно. Манометр рулит. Вот вам и библейский пастушок (манометр) с пращей и камнем против грозного воина…
С более новыми машинками намного проще.
Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата
(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов