Mitsubishi Lancer 9 (2006). Обороты то падают, то взлетают

30.04.2014

Это история о том, как при диагностировании неисправности на автомобиле Mitsubishi Lancer 9 2006 года выпуска решил использовать не «тяжелую артиллерию» в виде осциллографа, а совсем другие приспособления, которые придумал самостоятельно. И могу сказать, что та самая придумка, о которой речь пойдет ниже, помогла мне в первый раз, помогает и сейчас.

Так бывает: «Пошла череда одинаковых неисправностей». Буквально подряд на ремонт стали поступать Лансеры с проблемами холостого хода. И этот автомобиль тоже страдал этим: «Обороты ХХ то падали, то взмывали вверх».
На этом типе регулятора холостого хода принцип действия такой (для удобства работы пользовался программой МОТОРДАТА: http://motordata.ru/ru - кто ею пользовался, тот знает, что "во время ремонта времени всегда не хватает", а для быстрого поиска программа Мотордата представляет очень оперативные возможности):

(информация из MotorData)

На шаговый двигатель (схема выше, обведено) блоком управления подаются 4 минусовых потенциала в определенной последовательности, шток двигается на нужное количество шагов и тем самым достигается необходимая величина оборотов холостого хода.  
А вот и сам приборчик, который придумал и изготовил самостоятельно:


Еще раз повторю, что это не замена осциллографу и другим диагностическим приборам, это просто попытка сократить время на проведение определенных диагностических работ. Конечно, учитывая качество измерений.
Мой девайс – это четырехканальный светодиодный индикатор. Могу повесить на него 4 разных потенциала и видеть что там, «плюс или минус» и есть ли они вообще. Светодиод горит красным или зеленым, либо вообще не горит. Девайс можно назвать как «логический пробник».

В моей ситуации подключаю этот пробник на 4 канала и сразу вижу, где и какой потенциал.

На заведенном двигателе, при разных оборотах, должны переменно загораться только два красных и два зеленых светодиода. Одновременное свечение трех или четырех светодиодов одного цвета является признаком неисправности регулятора холостого хода, или его цепей питания, либо управления. Яркость светодиодов (двух красных или зеленых), должна быть визуально одинакова, в противном случае возможно наличие неисправности.

Рассмотрим работу данного пробника-индикатора на холостом ходу с периодическими подгазовками.
1. Попеременное переключение двух красных и двух зеленых светодиодов:
Нормальная работа системы
2. Горит красный без переключения на зеленый:
Управляющий транзистор или данная электрическая цепь в обрыве, либо замыкание на (+).
3. Горит зеленый без переключения на красный:
Отсутствует (+) питания, обмотка в обрыве или КЗ цепи управления на (-).

Если имеем две неисправности на одном участке электрической цепи, например, обрыв обмотки и обрыв цепи управляющего транзистора, то диагностический светодиод, отвечающий за индикацию данного канала, не будет загораться ни одним цветом.

Таким образом, могу экспресс-методом определить исправность или неисправность регулятора холостого хода:
· Пробит или нет транзистор, открывается он или нет
· Оборван ли провод

В итоге выяснил, что причина неисправности (обороты мотора прыгают то вверх, то вниз), находится на плате блока управления – неисправность транзистора драйвера управления мотора холостого хода.


«Отложенные неисправности»

С этой неисправностью все понятно: «Ремонтировать, или менять драйвер или блок управления». Но хочу добавить пару слов насчет неисправностей, которые «непонятно откуда возникают и виноватых нет – кроме Производителя».
Так всегда думают, когда «на ровном месте возникает неисправность».

С машиной ничего не делали? Ничего не делали. А неисправность раз – и образовалась. Значит: «Позор Производителю!». Значит, «компания Мицубищи полный отстой!».
А на самом деле очень много неисправностей на машинах клиентах имеют статус «привнесённых». Каким образом и кем? А посмотрим на фото:


Обратите внимание, каким способом производится подключение измерительного устройства (моего, в данном случае) к электрическим цепям. Ничего не нарушаю, изоляция проводов и сама жила внутри остаются неповрежденными.
Однако сколько раз приходилось ремонтировать автомобили, у которых неисправность возникала именно из-за неправильного подключения!

«Неправильное» подключение – это когда электрик грубо тыкает иголку или щуп в оплётку провода, тем самым повреждая изоляцию. Вроде бы мелочь? Но это и есть «отложенная неисправность»: идет время, в проколотое отверстие попадет влага, грязь – и вот уже начинается медленный процесс коррозии, который в конце концов приводит к появлению «эффекта неконтакта». То есть, провод в этом месте теряет контакт. Его или «зелень» покроет в этом месте, или внутри он при прикосновении переломится. А хуже всего – если переломится, но не полностью, и будет в машине неисправность «плавающая»: контакт то есть – то контакта нет. И ищи-свищи такую неисправность … и злись на производителя или на кого еще… А снаружи всё может быть чистенько и неприметно.

Вроде всё. Всем – удачных ремонтов!


Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
http://mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата