Mitsubishi Space Runner (1993). Проблемы с холостым ходом

15.04.2014

На «пожилых» автомобилях Мицубиси часто возникают проблемы с холостым ходом. Это закономерность, от которой можно избавиться только одним способом: старый автомобиль продать, а новый купить. Однако не все такие богатые, много наших клиентов до сих пор продолжают передвигаться на автомобилях старых годов выпуска которые часто ломаются – и куда им деваться? Многие автосервисы категорически отказываются брать в ремонт такие старенькие автомобили – это понятно, это коммерчески невыгодно, там некуда подсоединять сканер, компьютер и делать мгновенные денежные распечатки с кодом ошибки … но я такие автомобили: Мицубиси выпуска начала 90-х годов прошлого века, в ремонт беру. А разве вам не нравится побеждать неисправность, от которой многие отказались?

Неисправность забавная, при перегазовке обороты холостого хода могут:
A. Подняться и опуститься до положенных оборотов ХХ
B. Подняться и остаться повышенными
C. Подняться и опуститься до минимальных
D. Подняться, опуститься и мотор может заглохнуть
E. Подняться, опуститься, а потом обороты могут начать «плавать»

Интересность неисправности в том, что в самом начале поиска неясно, какой из сигналов, которые использует электронный блок управления двигателем, выдает неправильные показания (традиционная схема управления оборотами ХХ):
· Датчик расхода воздуха
· Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
· Датчик атмосферного давления
· Датчик температуры охлаждающей жидкости в двигателе
· Датчик положения дроссельной заслонки
· Датчик положения коленчатого вала двигателя
· Выключатель кондиционера
· Термовыключатель кондиционера
· Датчик скорости автомобиля
· Датчик-выключатель давления рабочей жидкости в рулевом управлении
· Выключатель блокировки стартера
· Вывод FR генератора
· Замок зажигания – IG
· Замок зажигания – ST
· Вывод диагностического разъема

Может быть, надо отталкиваться от того, что обороты ХХ всегда регулируются электронным блоком управления и обратить внимание на него. Или посмотреть в другую сторону? Или абстрагироваться от всего остального и попытаться «осознать и зримо представить работу компонентов по регулировке оборотов холостого хода». Действительно, а как все должно работать?
· Блок управления, получая информацию от датчиков, сравнивает действительную частоту оборотов ХХ с теми, которые прописаны в его памяти
· Сравнивает текущую частоту оборотов ХХ между базовой и имеющимися поправками в зависимости от уровня данной нагрузки двигателя
· Производит расчет необходимого регулирования оборотами ХХ для приведения частоты оборотов в соответствие с «базой» и «поправками»
· Посылает сигнал на регулятор холостого хода для поворота на определенный угол
· После отсылки сигнала на регулятор холостого хода заново проверяет частоту оборотов ХХ и становится в режим ожидания для выполнения следующих команд, или производит дорегулировку оборотов ХХ в соответствии с показаниями датчиков и уровнем нагрузки на двигатель



Будем считать, что базовые понятия в голове освежились. Теперь надо понять, каким способом производится регулировка оборотов ХХ.


Традиционно это делается при помощи шагового электродвигателя, штока, который открывает-закрывает байпасный канал, но после снятия и неполной разборки регулятора ХХ становится понятным, что тут конструкция усложнённая:



Давайте поближе, так будет понятнее:



Что мы имеем? Несколько шестеренок, которые куда-то и для чего-то крутятся, и что-то приводят в движение. На снимке нет одного элемента, виден вал между шестеренками, а на валу стоит вот такая сборка:


И это не просто шестеренка непонятного вида и назначения, она еще и магнитится:


Такой регулятор холостого хода можно назвать «регулятором сложного типа» (нестандартного, нераспространённого типа) с двумя датчиками Холла и обратной связью.


После осмотра и изучения девайса могу предположить: цилиндрическая часть является постоянным магнитом, полярность которого ориентирована вдоль оси.



На корпусе (в теле) регулятора ХХ располагаются датчики Холла. Для исключения зависимости показаний от магнитной проницаемости (влияние температуры, поля Земли, свойств материала и пр.), этот магнит поляризован и имеет две области с противоположными направлениями намагниченности. Впрочем, такие подробности в данный момент не нужны и могут быть опасными – уйдешь в изучение «влияния магнитного поля Земли и положения Луны на показания регулятора холостого хода – и закопаешься» …-))

Ну что, принцип действия вроде как понятен… ну да, это мне понятен и при таком внимательном изучении устройства. А знаете, что делают владельцы автомобилей при появлении подобных неисправностей? Они идут в Интернет и уверены, что «вот там обязательно всё найдется!». Это первое. И второе: «Смогу отремонтировать сам!».

Ой ли? Только многие забывают, что «в интернетах действует закон доступной информации»: сколько полезного - столько и ненужного».

Ради спортивного интереса (и когда дал себе немного времени отдохнуть мозгам), решил пойти путем владельца машины. Поискал. Долго искал.

И нашел только вот что:



Сходил по ссылкам:
http://efisakh.autodata.ru/gdi_etv.htm , autodata.ru/article/all/etv_motor_osobennosti_remonta/

Насчет «довольно доходчиво объясняют» - это понятно, это да, но по ссылкам были объяснения по регуляторам холостого хода других моторов, а вот по-моему регулятору ничего не было.

Но подобное когда-то встречалось. Раскинем мозгами:
· Это регулятор холостого хода с обратной связью
· Внутри есть два датчика Холла

· Электромотор, через систему шестеренок вращает вал



· Датчики Холла информируют бортовой компьютер о положении регулятора ХХ

Но это пока умозрительная информация, нужна конкретика и понимание принципа работы. Где схема?

Вот и схема … Теперь наша умозрительная информация накладывается на схему, и все становится понятнее. Сверяясь со схемой делаю проверку контактов на регуляторе ХХ, выясняю, за что отвечает каждый контакт и дальше в дело включаю осциллограф.

Всегда полезно вживую посмотреть сигналы и понять, «что там правильно и что неправильно».

У меня есть специальные пробники (в статьях о них рассказано + приведены схемы, если кто-то вдруг захочет собрать), могу вклиниться в разрыв жгута и поуправлять регулятором ХХ. Что и было сделано



Ну что, картина проясняется? Повторюсь: «При работе Idle Speed Control cигналы с обеих датчиков Холла должны иметь одинаковую форму, длительность и амплитуду». Делаю пока первый предварительный вывод: «Проблему надо искать внутри регулятора холостого хода».


Как вы думаете, что может быть неисправно в этом узле:



Ничего не заметили? А присмотритесь: высота зубьев неодинаковая, идет некоторая «ступенька». И в одних местах зубья «съедены» больше, а в других местах меньше. Заметили? А должно быть так: «одинаковая высота зубьев шестеренки».

И какой же вывод можно сделать:
- цилиндрический магнит приводится в движение от шестеренки
- шестеренка имеет износ, несовместимый с правильной работоспособностью
- что и явилось причиной неисправности: «Нестабильные обороты холостого хода».

И так как она сделана из пластика, то решение принимается такое: «Найти точно такой же блок холостого хода и заменить».

Что клиент и сделал. Нашел на разборке, привез, поставили: «Теперь работает как надо!».


Кудрявцев Михаил Евгеньевич
(ник на форуме - AVTEL)
автосервис "ВТС"
Москва, ул.Суздальская, д.9
+7 (916) 626-71-98
http://mmctuning.ru/
Союз автомобильных диагностов
© Легион-Автодата

наверх