Научим компьютер?

08.01.2005

Как театр начинается с вешалки, так и нормальная работа автомобиля начинается с автозаправочной станции...
Нет, на этот раз не будем говорить о "качестве" нашего родного отечественного бензина, затронем эту тему только вскольз, потому что в данном вопросе "что в лоб, что по лбу", да и не нам решать эти вопросы, мы можем только или вздыхать или материться, когда услышим приговор автосервиса, что "Свечам хана, менять надо", а каждая свеча может стоить несколько сотен рублей...
Нет, на этот раз мы поговорим о другом, не менее важном и насущном: "как самостоятельно попробовать сделать свой автомобиль чуть-чуть получше в смысле приемистости и комфортности". 
Что бы "ездил хорошо".
Для этого нам никакого инструмента не потребуется.
Не придется так же и деньги платить какому-то автосервису.
Все - самостоятельно.
Итак, топливо.
Так называемая наша "совковая" привычка верить любому печатному слову еще сильна и живет во многих из нас.
Хотя стоит отказаться от нее, потому что наш "родной" 92-й, например, вполне может быть и не таким, а с погрешностями в "плюс-минус".
Именно эти "небольшие" погрешности и доставляют "некоторые" неприятности владельцам автомобилей по той простой причине, что бортовому компьютеру приходится все время производить свое "переобучение" после очередной заправки.
В отличии от Японии, например, потому что там если написано, что это REGULAR или PREMIUM, то так оно и есть.
А у нас же как? Заправился, поехал, прислушался: "Пальчики зазвенели".
Так обычно говорят, хотя "пальчики" - это обыкновенная детонация, вызванная плохим качеством топлива.
И вместо того, что бы хоть как-то самостоятельно  исправить положение дел, начинаем судорожно вспоминать рассказы знакомых о "хорошей" заправке.
Хотя можно сделать и по-другому.
Как было сделано одному из знакомых, который после Нового года приобрел "праворукую" машину MARK2 с двигателем 5S-FE выпуска 1999 года.
Он правильно сделал, что покупал и проверял автомобиль в морозы, потому что уже ранее намучился с "холодным" пуском. Все хорошо, только "пальчики звенели". И самое первое, что он сделал после покупки - поменял топливо. Как говорится : "пальчики ушли". Но все-равно, иногда, особенно на подъемах они "подзванивали".
Что было сделано: поехали на АЗС, заправились, отъехали, остановились. Полняли капот. Вытащили предохранитель ECU, покурили.
В багажнике были загружены старые летние колеса - хорошо. Кроме этого, в салоне находилось четыре человека. Движение на МКАД начали с затяжного подъема - тоже хорошо. А уже на "кольцевой"  - "педаль в пол" и так не менее минуты.
Остановились. Поменялись местами. Через некоторое время знакомый повернул голову:
- У меня такое чувство, что стало лучше.
Итак, что было сделано такими, вроде бы простыми "действами"?
Произошло  так называемое "переобучение" бортового компьютера.
Вспомним, что после приобретения автомобиля у него "пальчики звенели". Скорее всего продавец (так бывает), заправился низкооктановым бензином. Какое -то время машина ездила на таком топливе и ECU успел  "приноровиться" к такому топливу.
Что значит "успел приноровиться" : при использовании низкооктанового бензина точка  возникновения детонации находится гораздо ниже, чем при использовании высокооктанового бензина.
Самообучение (переобучение, адаптация) бортового компьютера происходит во время движения по (скажем немного образно) "точкам касания детонации", определяемых при помощи датчика детонации. Момент начала детонации является своеобразной "границей", за которую переступать бортовой компьютер не имеет права, наоборот, "почувствовав" ее, он  начинает "пошагово" отодвигать угол опережения зажигания до того момента, пока детонация не исчезнет. Для TOYOTA (двигатель 5S-FE выпуска 1999 года) этот шаг составляет 0.1 градуса.
Сняв предохранитель ECU (или "минус" АКБ) на время до одной минуты, мы произвели так называемое "обнуление" бортового компьютера, убрали все ранее записанные корректировки и вернули его к "базе", то есть, после возвращения предохранителя на место, стали записывать  " на чистом листе" все новые параметры.
Имеющийся  груз в багажнике и салоне заставил двигатель работать по максимуму, в тяжелых условиях и потом, когда в салоне будет только водитель, автомобиль будет ехать гораздо лучше.
Все эти заново сделанные корректировки останутся в памяти ECUдо тех пор, пока не будет заправлено топливо с другими свойствами, пока не будет снят аккумулятор или пока не возникнет какая-то неисправность, которая сможет повлиять на правильную работу двигателя.
Все вышеописанное не является "руководством к действию", но вам никто не мешает поэкспериментировать, во всяком случае вреда никакого не будет. Только внимательно все прочитайте, особенно условия, при которых производилось описанное "переобучение".

   "Московский Провинциал"

   С согласия Автора материал подготовил к печати Владимир Петрович.



Книги по ремонту автомобилей