Официалы и неофициалы, часть 2
20.03.2013
Официалы и неофициалы, часть2
Часть 1 смотреть здесь: autodata.ru/article/praktika_remonta/ofitsialy_i_neofitsialy/
СТО (Станция технического обслуживания)
«Берите мелкосрочные работы, потом сами придете к ремонтам агрегатов, по мелкосрочным работам маржа выше, сроки быстрее и работы менее ответственные».
В гараже, который берется за все подряд, необходимы «мастера на все руки». В нишевом автосервисе, который занимается обслуживанием определенной марки машин, требования к квалификации и опыту персонала могут быть существенно ниже». «Поэтому если клиент появился у вас на пороге, то вам нужно постараться получить от него максимум денег именно в этот конкретный визит. Вы ведь не знаете, когда он к вам приедет в следующий раз и будут ли у него деньги. Может быть, ваш клиент только что получил зарплату и поэтому согласится на ваше предложение поменять ему помимо масла и масляного фильтра еще и салонный фильтр, тормозную жидкость, а также убрать трещину на стекле. В другой раз он может приехать без большого количества свободных денег и откажется от всего, что вы ему предложите».
В соответствии с подобными рекомендациями автосервис и строится. Помещение, подъемники, рекламная компания. Марочный (специализированный), или общий (берущийся за все, что добралось). В принципе, все грамотно и логично. Но поскольку первый материал у меня был посвящен словесной перепалке между двумя коллегами о степени свободы квалифицированного специалиста, продолжу о ней, о свободе. Так нет ее, на большом «независимом» автосервисе. Хотя при наличии грамотного, не амбициозного и богатого хозяина (ага, тут фантастика) жизнь квалифицированного специалиста может улучшиться, сытость и предсказуемость хоть на какое-то время прийти в ваш дом. Можно повышать образовательный уровень, брать кредиты и путешествовать по миру. Можно даже составить список оборудования «под себя» и отдать вышестоящим, для рассмотрения и утверждения. Принципиального отличия от работы на дилера при данном раскладе не имеется. Разница только в источнике доходов: дилер живет с продажи и обслуживания проданных машин, неофициал с максимальной раскрутки клиента. Поэтому, периодически, в светлую голову руководства, могут приходить новые и весьма оригинальные идеи, как этого клиента раскрутить. Вот вам кажется, что вы приносите весьма неплохие деньги фирме. Но ведь денег всегда не хватает. Их всегда мало. И вот уже у хозяина (или нового-старого директора) появилась новая креативная идея. И хоть гуру маркетинга и поучает: «Сегодня я хочу ловить рыбу в бадье с водой. В очень маленькой бадье. И хочу, чтобы рыба была крупной. И воды чтобы не было. Возможно, это не очень спортивно, зато очень прагматично. Потому что в банке я понял одно: если я кладу деньги на счет, никому не интересно, заработали я их благодаря творческим идеям или нет. Всем на это глубоко наплевать. Мне не дадут бонус в 10 или 20% за мою офигительную креативность, оригинальность или богатое воображение. На меня не наложат штраф, если я заработал эти деньги, скопировав то, что кто-то сделал до меня». (Дэн Кеннеди) Но, однажды, придя на работу, вы можете быть неприятно обрадованы известием, что маленьких бадеек с большой рыбой на всех не хватило и кормить вас более не будут, ибо произошла перестройка.
Пример:
Вопрос на форуме владельцев СТО:
«Всем здравствуйте хочу спросить у знающих людей -) у меня сервис средней руки, автоэлектрик отличный, но только по нашим маркам у меня их конечно больше чем иномарок. При опросе иномарочников что бы хотелось из услуг все в один голос говорят диагностику. Возник вопрос что покупать, не очень дорогое для начала т.к. электрик упирается руками и ногами и не хочет обучаться мотивируя это тем что с иномарками происходит "зависание" в отсутствии запчастей, но это не проблема не захочет учиться уйдет 8-( придёт другой который хочет обучаться и даст мне развиваться. Вопрос, что должно быть на посту полноценной диагностики???»
Ответ (типичный):
«Для начала попробуйте рассчитать сумму своих вложений - затрат в пост диагностики исходя из коэффициента технической оснащённости (К т.о. равен сумме затрат на пост поделенных на расчётный потенциал месячной выработки, котторая может быть получена с этого поста. Затем ищите хорошего диагноста с хорошим желанием работать на зтом посту. Собственно он и сформирует необходимый комплект инструмента исходя из рассчитанной ранее суммы затрат».
Еще ответ:
«Перечитал первый пост, там Ваши клиенты утверждают, что им нужна диагностика. Это враньё. Клиенты, Вы, и диагност под одним словом "диагностика" подразумевают совершенно разные вещи. Настолько отличные друг от друга , как слон и стол».
Итог. Прошу заметить, не самый плохой и весьма обнадеживающий:
«Да всем спасибо тему можно закрывать нашел диагноста, пока только купили motodoc 3 и scandoc сказал надо еще газоанализатор купить, но это чуть позже на счет иномарок удобно буду анализировать каких больше приезжает и докупать ПО».
Частенько СТО приглашают диагноста или бригаду со стороны. Условия просто сказочные (очень хорошие). Люди работают, нарабатывают клиентуру для СТО. Все прекрасно, народ поехал. Хоп. Изменение условий, не в пользу диагноста. Или в другом месте диагносту предлагают больше. Вчера была на СТО диагностика, сегодня нет. Поэтому есть и «вольные стрелки-диагносты». Весьма неплохо при этом вооруженные.
Есть СТО специализирующиеся на ремонте электрики и диагностике. Типа «Дизель Сервис» или «Инжектор Сервис». Тут от площадей многое зависит. Если метраж малый, а аренда высокая, то особо глубоко не покопаешь, приходится количеством, а не качеством брать. Обычно так и бывает.
Подводя итог, можно сказать, что крупное СТО потенциально может быть и посильнее дилерского, как и по оснащенности, так и по квалификации специалистов. И когда открывают очередное, вроде все об этом только и говорят. Автора этих строк, за 18 лет работы, неоднократно «вывозили на место», показывали белоснежные, отремонтированные корпуса, очень дорогие комплекты технологического оборудования и рассказывали цветистые истории. Как-то так: «Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки»! Увы, ежегодные дивиденды, зачастую не оправдывали надежд истинных хозяев. Не получается «столицы шахматного мира», а часть былых рассказчиков находятся в розыске. СТО же, построенные романтиками, за деньги прагматиков стоят до сих пор и на них чем-то занимаются. Увы, «чем-то и как-то». Не более того.
Мастерские и мелкие СТО.
В настоящее время небольших мастерских в крупных городах остается все меньше и меньше. Происходит рост до размеров СТО не мелких размеров с наемными работниками, зарабатывающими деньги неквалифицированными, но трудоемкими работами. Или человек (бригада) ищут место в готовой структуре. Единственное, где выживают и процветают действительно «независимые» - это небольшие городки. Лучшей рекламной службой там по прежнему является «сарафанное радио». Затраты на строительство мастерской, ниже намного. Возможностей получить выгодный кредит под развитие больше. В эпоху Интернета доступ к источникам информации – вообще не проблема. А с коллегами пообщаться хватит и ежегодного собрания профессионального союза или ассоциации. Тут некоторые возразят, мол на периферии и народ победнее. И это правда. Но и конкуренция за состоятельных граждан пониже, пускай этих граждан и немного. Да и крупный город, из которого может подтянуться состоятельный клиент с серьезным дефектом часто недалеко.
Коротко о проблемах «независимых»:
1.Земля и все, что можно построить на ней для работы им, как правило, недоступно без многолетней кредитной кабалы.
2. Средства производства. Тут затраты неизмеримо ниже. Чем в первом пункте. Но тоже немалые.
3. Доступ к информации производителей. Тут как-то стало полегче. Интернет в каждой избе.
4. Возможности для профессионального обучения сотрудников. Да и себя самого. Есть попытки как-то изменить ситуацию как Союзом, так и Ассоциацией. Но в целом все очень грустно. Если общество признает право людей ездить на подержанных авто и вводит правила, то и в системе подготовки кадров для обслуживания тоже должен быть хоть минимальный порядок, а лучше система подготовки и аттестации. Сертификаты, свидетельства о том, что человек свободное от кручения гаек время посвящает самообразованию. Кстати, прекрасно смотрятся на стене мастерской в рамочке. Клиентам нравится, однозначно.
5. Часто все плохо с маркетингом. Отремонтировать можем, но вот объяснить клиенту: «а почему так дорого», часто не в состоянии. Хотя на самом деле это стоит намного дороже.
И еще одна проблема, объединяющая всех диагностов. Как дилеров, так и независимых. С точки зрения законодательства нас не существует. Есть специальность «автослесарь», это если у вас нет высшего образования. Конкретно, для ремонта автомобильной электроники, аж 3-го разряда. Не знаю как в России, а у нас и ВУЗы готовят только по специальности 1-37 01 02-02 «Автомобилестроение (электроника)», специалистов по разработке автомобильной электроники. У немцев например уже давно есть профессия- мехатроник. Это как раз и есть сплав механика и электроника.. Но такой специалист стоит дорого и, как правило, автосервис себе позволить его не может. Они идут всякое медоборудование ремонтировать, поточные линии и т.п.. Машина ведь фигня, в конце концов сломалась - выбросил и купил другую, а вот оборудованием в котором многомиллионные инвестиции вложены так не поразбрасываешься. Вот и обзывают нас на сервисах по всякому: «инженер наладчик», «инженер электроник», «электрик» и пр… Как то забавный зверек из детства вспоминается. Того тоже не знали как назвать. Чебурашкой обозвали.
Очень много вопросов. Знать ответы, и вы бы уже читали мегабестселлер с названием «Как преуспеть в жизни и стать миллионером, никого не трогая и починяя старые примусы». Впрочем, может вы готовы на них ответить? А пока мы думаем, многие талантливые люди, в которых так нуждается отрасль, уходят. Правда, оставляя при этом дверь приоткрытой…
«Да чем же она тебе не нравится, эта тьма? Тьма есть тьма, и с этим ничего не поделаешь. Тьма сменяется светом, а свет сменяется тьмой — таково мое мнение. Да если она тебе и не нравится — она от этого быть тьмой не перестанет. Значит, остается один выход: принять эту тьму. С извечными законами бытия нам, дуракам, не совладать. Зажав левую ноздрю, мы можем сморкнуться только правой ноздрей. Ведь правильно? Ну, так и нечего требовать света за окном, если за окном тьма…». Веня Ерофеев
Каждый дурак может заявить , что предложенные идеи не работают в определенных условиях . Большинство людей так и поступает. Гениальность и заслуга заключаются в том, чтобы придумать, как применить эти идеи , несмотря на трудности . Дэн Кеннеди
Полянский А.О
© Легион-Автодата
Полянский Андрей Олегович, «Мастерская Автодиагноз», г.Минск.+375 29 6577513
Обсуждение статьи началось, смотреть здесь, на форуме Легион-Автодата