">
Авторемонт. Ситуации. Часть 3
07.12.2012
Авторемонт. Ситуации
часть 3
Продолжение. Начало здесь: http://autodata.ru/article/praktika_remonta/avtoremont_situatsii_/
Еще пример. Но теперь будем иметь дело с Nissan Qashqai (Ниссан Кашкай), мотор MR20.
Здесь ситуация немного иная. Машину ремонтировали на другом СТО. Меняли кольца, вкладыши, сальники клапанов. Нормальное СТО. Диагност адекватный. Он собственно и позвонил, попросил взять машину … ибо у него мысли закончились. Машина после ремонта отъездила недели две и затем начала дергаться, иногда даже глохнуть при включении передачи. Потеряла динамику. И стала ежедневным «гостем», вечером её забирали, а утром пригоняли опять. Начальству такая машина начинает мозолить глаза, а сделать не получается. Короче, ситуация обычная. Я согласился взять этот Ниссан, и на следующий день он был уже на нашей площадке.
Не буду выкладывать скрины с данными. Скажу одно, проверял тщательно. Всё -таки с машиной передо мной работали не новички. И если они что-то пропустили или не увидели- значит неисправность находится не на поверхности.
К удивлению, сразу возникло предположение, где кроется неисправность. Двигатель.
Странно … механики там не бестолочи. Диагност же почему-то предполагал, что неисправность кроется в дроссельном узле или ЭБУ.
Он проводил адаптацию заслонки, и этого хватало, может быть, на час, может минут на 40. Интересно, как такое может быть. Заслонку я проверил. Она работала исправно. ЭБУ по каждому пину прошел, данные сверил с таблицей- ничего. И сигналы датчиков все были в норме.
А вот при проведении тестов на баланс мощности по цилиндрам, по показателю нагрузки и по работе двигателя было понятно, что 1 и 4 цилиндры положенную мощность не отдают. Но это же элементарно проверяется. Проверял… и ничего. В описании мотора имелись данные по компрессии . Стандарт и минимально допустимая. Измерения показывали значения ниже стандарта, но и были выше минимально допустимого значения. Клапанные зазоры были в норме. Понимая, что в конкретном случае измерения нужно провести на горячем моторе, но для этого мне придется разбирать впуск … я просто плюнул и решил использовать эндоскоп. Долго и упорно рассматривая внутренности цилиндров, клапанный механизм в различных положениях пытался найти хоть что-то, что может так влиять на работу двигателя. Опять ничего.
А поскольку от меня информации не было никакой, то через некоторое время подошел младший сын и спросил, долго ли я ещё буду возиться. Второй день на исходе, пора бы уже и сообщить, что нужно делать с авто (он у нас отвечает за распределение кому что делать и ведёт запись машин).
- Записывай Кашкая на снятие «головы
- На снятие чего? Да, это как носки, грязные снял чистые одел… нет, ты спокойно, аргументировано, объясни. И не дави авторитетом… Просто скажи, что я должен увидеть, сняв головку двигателя? Там что, неисправность?
- Похоже да…
- Ах, похоже… и на что она похожа?
- Не знаю, вскрывать надо.
- А почему ты отвергаешь мнение других людей? Может это действительно заслонка? Нагрелась и закусывает…
- Слушай, я с тобой разговариваю, или попал на тусовку любителей Кашкаев? Заслонка не при чём. Адаптация – бред. Машина просто нагревается до определенной температуры. Диагност встречался с ней каждый день. У него была запись, своя работа, эта приезжала сверх плана. Забирали её вечером, когда мотор остывал. Потому и работал какое-то время. Ну просто он сделал адаптацию, а потом ошибочно связал события
Вижу, что не убедил.
- Если ты так ставишь вопрос, бери сканер, вон остальные приборы, проверяй и выдавай альтернативу. Пошевели извилинами. Это, между прочим, не носки сменить.
- И посмотрю, и проверю … и выдам.
Пошел проверять. Если я что-то пропустил или недоглядел, то будет очередной рассказ из серии «Акелла промахнулся». Ну и ладно, значит, не зря учил, да и общему делу на пользу. Через некоторое время подхожу и интересуюсь, есть ли альтернатива. Получаю расплывчатый и неоднозначный ответ.
- Ты зазоры клапанов смотрел?
- Обижаете начальник…
Убедил. Мотор разобрали. Вернее младший и разбирал. У остальных была работа и много. А у него вырисовывалось небольшое окно. Я работал с очередной машиной. На площадке, когда сын вышел из бокса, подошел и сказал:
- Головку снял… Не рассматривал, но вроде всё на местах. И поршневая на первый взгляд тоже. Сейчас Макс там изучает.
Иду в бокс. Механик, используя мощную направленную лампу и зеркальце , осматривает снятую головку блока. Повернул, вдвинул зеркальце поглубже… изменил направление света… постучал ручкой отвертки по клапану… опять рассматривает.
- Ну что там?
- Да вроде бы как клапан не до конца был закрыт… постучал. Сел на место.
Но это был 2 цилиндр. А указывало всё на 1 и 4.
Я сделал фотографии. Вот они:
Фото 1 фото 2
На фото 1 клапан после снятия. Не сразу заметили некоторое отличие нагара по цвету. Поэтому я на фото 1, используя фотошоп, немножко сделал их контрастнее. А на фото 2 клапан уже очищен до заводского клейма (белая точка в центре клапана) А слева и справа точками отмечены места, в районе которых на фото 1 нагар отличался только цветом.
Когда всё это сделали, мне пришлось выслушать упреки, типа «как же это ты смотрел и не увидел «прогара», как же ты смотрел зазоры, когда клапана просто провались?!». Не в качестве оправдания, а исключительно в интересах установления истины, я заметил, что некоторые даже на снятой головке, и при ярком свете не сразу увидели…
А вот зазоры я действительно смотрел … и они были нормальными. Взял один из «бочонков» (толкатель выпускного клапана.) Конструктивно они не имеют регулировочных шайб. Но внутри имеют выступ, который и опирается на клапан… Так вот этот выступ, как и на всех прочих, был сточен. Поэтому зазоры были нормальными, несмотря на то, что клапана уже были просажены и требовали замены. Что же получается: видимо механики, выполняя работы на двигателе, обнаружили данную неисправность, но устранять её не стали. А просто «заколхозили»… Ну и этого колхоза хватило на пару недель.
Диагноста, конечно, своего подставили. Ведь парень был уверен, что сделали всё нормально, машина-то ездила какое-то время. Но главное, что они если и догадались о причине частого посещения автомобилем мастерской – всё-равно молчали бы. А как объяснить: мотор разобрали, собрали, а теперь опять разбирать, да и клапана, и прокладку, и сальники клапанов опять покупать нужно. Я позвонил диагносту, рассказал, в чём была причина.
Вот так и получилось, что причиной неисправности стала просто не слаженная команда в мастерской. Принцип : « моя хата с краю, и что там дальше я не знаю» победил. И еще: все используют различные приборы для обнаружения неисправности. Вот какой прибор доминировал при принятии решения?
Эндоскоп. Не было бы его у меня, наверняка, быстрее бы к решению пришел.
Почему? А потому что все эти текущие параметры, и измерения – это все же показатели, но за гранью ощущения. А эндоскоп это визуальное восприятие. Ну да, я делаю баланс по цилиндрам и вижу, что два работают на 70% от номинала. А в эндоскоп посмотрел, детали механизма осмотрел… И не нашел подтверждения. Так какие показатели будут доминировать при принятии решения?
Эндоскоп у меня хороший - FASTA. Но теперь я убедился, что для осмотра ЦПГ и клапанного механизма больше подходит жесткий с оптикой. А мой меня немножко расстраивал, когда одеваешь зеркальце для осмотра под разными углами, то отраженного света маловато. Теряются цвета, оттенки. Но я не скажу что это плохой прибор. Он в других случаях отрабатывает на все 100%. Но вот такую неисправность им не увидеть. А более явные он находит на «ура», даже при осмотре тех же цилиндров.
Еще пример. Тойота, Дуэт, двигатель К3,2000г
Машина маленькая, работать с ней не очень удобно. Поэтому, когда начинаешь что-то делать, то вспоминаешь любителей компактности неоднократно. Машина не едет. Она передвигается потихоньку. Неисправность АКПП. Есть ошибки Р0705, Р0720, Р0715. Эка невидаль. Но машина живет не в городе, а в районе… и пусть большой, но деревне. Ремонтировать ее пытались. Приговорили АКПП.
Р0705 - проверил контакты, провода. Снял и расклепал корпус переключателя селектора, растянул пружинки убрал окислы, собрал. Работает.
Р0720 - Снимали разъем, подломили разъем на самом датчике. Поменял. Благо датчик ММС, фото 3
А этот категорически отказался находиться сразу. Сканером стираешь. Но стоит только попробовать проехать несколько метров, появляется снова.
Возможные причины этого кода однозначны,- фото 4
Их всего три: сам датчик, обрыв или короткое в цепи. Вроде бы все просто, фото 5
Вот так это на графиках выглядит. Обороты 3000 , скорость 0 ( спидометр не работает), а передача первая, и даже и не думает переключаться.Хотя нет, на следующем графике виден «сильнейший пинок» и переключение с 1-й на 3 передачу, но кратковременно, фото 6
Маркер, (красный пунктир) выведен в точку включения 3 передачи. Обороты двигателя больше 5000, фото 7
С этим Дуэтом как-то медленно, но наступало прозрение. :-) Напряжение питания, внимание обратил не сразу.
На входе блока питание бортовой сети будет нормальным. И сканером его не увидишь. А вот опорные напряжения на датчиках я не проверил! Но уже вопросы коллегам задал ( действовал как тот, кто через форумы ремонт ведет. Дальше я объясню, почему так иногда происходит.)
Блок я конечно вскрыл. И проверил те цепи, в которых должна была быть неисправность. И нашел два неисправных диода. Поскольку оригинала не нашлось, поставил отечественные. Которые были во много раз больше, но я их умудрился воткнуть. «Колхозно» сделал, но надежно, фото 8
Фото с диодами.
Ну, а дальше уже картина выглядела вот так, фото 9,10
1 –зажигание включено
2- двигатель запущен, прогревается
3- Прогрелся, работает, фото 11
Фото 12,13
1- Поехали, все передачи переключаются
2- и напряжение норма и обороты соответствуют
Теперь о причинах. Все мы люди, все мы человеки. Бывает, что-то не нравится, что-то раздражает, естественно, это отражается на работе. Вот не нравятся мне такие авто. Неудобно работать. Раздражает, когда грязь в моторном, в салоне. А тут еще и схем нет. Переходная модель, выпускалась с 05 по 12 месяц. Блоков два. Распиновки нет… ну и т.д. Я сейчас перечислил не причины, которые мешали и не позволяли быстро найти неисправность, а оправдания, которые ищутся для того, чтобы оправдать нежелание делать или неприязнь. И на пользу это не идет. Но, увы, так бывает. В такие моменты лучше остановиться. Машину в итоге я отдал исправную, коробку промыли, ATF заменили, фильтр соответственно. Толчки при переключении ушли. В целом нормально.
Но осадок от того, что ты мог сделать быстрее и лучше ( и не паяльником, на жало которого проволоку намотал, и лак на целом гектаре прижег, впаивая диоды), осадок остается.
МАРКИН Александр Васильевич
Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M
г.Белгород
Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б
(4722)300-709
Руководство по ремонту и эксплуатации Nissan Qashqai
Книги по ремонту других автомобилей