Fiat Doblo. Сажевик и турбонагнетатель
10.05.2013
FIAT DOBLO 1.3(сажевый фильтр, турбонагнетатель)
Вы можете поступать как знаете, только из опыта скажу, что самое правильное – поехать в надежный автосервис и там решить все свои проблемы).
Вот здесь можно сказать пару слов об этом, читатели-автолюбители хоть приблизительно должны знать, что у них стоит на машине под капотом, что должно стоять, какие есть отличия и для чего. Потому что попасть в такую же ситуацию, в какую попал владелец этого Fiat Doblo – не просто неприятно, это ещё бьёт по карману. Самый простой вариант: не просто «поехать на авторынок, посмотреть, проверить внешнюю красоту и наличие мотора под капотом», а предварительно изучить имеющиеся в Интернете все данные и технические характеристики на приобретаемый автомобиль. А потом, с этими знаниями поехать на авторынок и сравнить. Если есть какие-то подозрения – даже самые малейшие, гнать покупаемый автомобиль на проверку к независимому, лучше к вашему знакомому в автосервис для более детальной проверки.
21 век – новые технологии. Турбонагнетатель с «изменяемой геометрией» стал возможен только при современном развитии науки и техники. Если вы нажмёте на ссылку ниже, вы увидите как англоязычный автор показывает вариант работы «турбонагнетателя с изменяемой геометрией»
Обратите внимание как ходят «лопатки». Это в динамике. А вот как всё выглядит в статике:
На фото слева лопатки сложены. Такой режим, например, пригоден для спокойного движения. На фото справа лопатки развёрнуты, этот режим пригоден для резкого разгона и других подобных условий движения.
Кому интересна общая компоновка, можете посмотреть на рисунке ниже один из вариантов системы VGT:
Что даёт такая система: повышение мощности двигателя и изменение его эластичности. Если проще, это «уверенный старт и минимальные провалы при изменении условий движения». Это особенно важно водителям в больших городах и на трассах, когда из-за дорожных ситуаций приходится совершать резкие манёвры. На не турбированном автомобиле увильнуть от несущегося на тебя взад или вбок очередного «идиота на колёсах» довольно сложно. На машине с обыкновенной турбиной полегче, но часто возникает «провал при ускорении», это обычно называется «турбояма»: вы нажимаете на педаль газа, электроника обрабатывает изменение положения педали, даёт команду … подаётся больше топлива в цилиндры, турбина начинается раскручиваться … подаёт больше воздуха, но скорость набирается не так быстро, как хотелось бы при такой ситуации … дальше удар или касание или что там ещё может произойти.
А на автомобиле с системой VGT всё происходит гораздо быстрее, и я бы даже сказал: «качественнее и надёжнее». Вот почему так важно иметь под капотом «настоящий мотор», а не мотор, собранный по кусочкам из непонятно чего…
На этом Fiat Doblo работу по программному удалению сажевого фильтра выполнили. Клиент прокатился. Вернулся и спросил:
- Всё понятно и непонятно ничего. Нет, машина стала ехать лучше, непонятно по ошибкам: почему у меня раньше была ошибка только по сажевику, а сейчас появилась ошибка по турбине?
И смотрит так испытующе…
- Хорошо,- сказал я,- буду объяснять медленно, запоминайте: - у вас машина перестала ехать, на панели приборов загорелась лампочка Check Enjine и вы поехали к нам в автосервис, так?
- Ну так…
- Но до нашего сервиса вы не доехали, так?
- Ну да, потому что вообще ехать перестала.
- Хорошо. Вы вернули и самостоятельно выбили сажевик, так?
- Всё верно.
- Потом всё собрали и поехали к нам еще раз,- всё точно говорю?
Клиент кивнул головой.
- Так вот, когда сажевик был забит, то ваша турбина не могла развивать обороты на полную. А когда сажевик выбили, турбина стала раскручиваться «во всю дурь» и спровоцировала появления ошибки по превышению давления. Турбина-то у вас стоит не «родная», она не управляется… теперь понятно?
Но клиенту было понятно не всё:
- Так лампочка «чек» у меня горела еще до приезда к вам. Значит, уже тогда была ошибка по турбине?
… здесь только спокойствие…спокойствие… спокойствие… и объяснение:
- Именно так. … у так называемой «турбины», то есть, турбонагнетателя, нет своего блока управления и своей, отдельной лампочки на панели приборов для вывода показа ошибки по турбонагнетателю – блок управления двигателем выводит на лампочку CHECK ENGINE все имеющиеся ошибки. Повторю ещё раз: блок управления выводит на лампочку «чек» ВСЕ имеющиеся ошибки. И их можно прочитать специальным диагностическим оборудованием – сканером как у нас или другим подобным. Лампочка «чек» у вас загорелась после того, как вы самостоятельно выбили сажевый фильтр перед поездкой к нам – что и обнаружилось перед проведением операции под названием «программное удаление сажевого фильтра. После нашей работы ошибка по сажевику ушла и осталась только ошибка по турбонагнетателю. Почему это так – говорил только что. Но могу повторить: « Вы когда сажевик выбили, турбина стала раскручиваться «во всю дурь» и спровоцировала появления ошибки по превышению давления».
Последнее, что спросил клиент, было: «- И что мне теперь делать?». Ну а какой ответ он ожидал услышать? Или надеялся на чудо? Пришлось его огорчить: «- Ищите турбонагнетатель от своего автомобиля, ставьте и всё будет работать штатно, как и положено». Ну и напоследок было порекомендовано, а читатели могут взять это на вооружение: «При покупке автомобиля не надо верить ни «сладкой» цене, ни красивому внешнему виду – не доверяйте никому. Проверяйте сами».
Для интересующихся вопросом поглубже - некоторые ссылки:
Variable geometry turbochargers http://www.mechanicalengineeringblog.com/tag/variable-geometry-turbochargers/
Variable-Geometry Turbochargers-Thomas Veltman http://large.stanford.edu/courses/2010/ph240/veltman1/
Картинки и схемы по теме: «Variable Geometry Turbocharger» http://images.search.yahoo.com/search/images?_adv_prop=image&fr=sfp&va=Variable+Geom...
Видео по теме «Turbochargers: Variable Geometry» http://www.youtube.com/channel/HCTnb_WO5B9JQ
P.S Когда ехал в тот день домой, то подумалось, что люди нашей специальности должны иметь очень крепкие нервы и быть хоть немного, но психологами… так трудно иногда спокойно и вразумительно объяснить клиенту, что «белое – это белое», что «вот это возникло из-за того, что …». Спокойно и вразумительно. Кто еще, как не автомобильный диагност может помочь автолюбителю. У некоторых такая «каша» в голове после прочитанного в Интернете, что только диву можно даваться … Не зря, наверное, в Интернете иногда проскальзывают слова: «автомобильный доктор». Широкое понятие.
Ниточкин А.В
© Легион-Автодата
Ниточкин Алексей Викторович
(8 916 279 3114),
г. Электросталь, пр-т Мира д. 27а,
Здание автотехцентра,
личный сайт: http://el-chip.ru/