Fiat Doblo. Сажевик и турбонагнетатель

10.05.2013

 

FIAT DOBLO  1.3(сажевый фильтр, турбонагнетатель)

Автомобиль Fiat Doblo, «итальянец», внешний вид хороший. Автомобиль был куплен на авторынке Москвы, а туда  пригнан на продажу то ли с Латвии, то ли с Литвы. Но машина «не ехала». Был удалён сажевый фильтр, наверное, владелец автомобиля  вспомнил прочитанное на каком-то авто-форуме, что «в ситуации «не тянет, не едет» самая вероятная проблема - сажевик!»… (обратите внимание как часто в статьях на Легион-Автодате говорится о форумах, где советуют сделать «нечто» и «твоя машина после этого
«полетит»!.. и почему-то никто не задумывается, что условия везде разные, машины разные, а решение предлагается единственное… так не бывает, одному может помочь, другой пожалеет, что послушал совет из интернета. А на самом деле: «Можно ли отремонтировать машину, если очень хочется? Оказывается можно, и даже нужно.Что при этом надо сделать? – правильно, взять исправную машину и, постоянно сетуя на криворукость и дороговизну сервисов, ремонтировать ее самому до победного конца ,” до Берлина” так сказать. И когда ты со своей машиной оказываешься в “Берлине”, то обратно приходится её везти транспортом, самостоятельно уже не едет… а как из хорошей, прочной японской машины, сделанной еще до 2000 года сделать такой памятник победы ? – да очень просто. Даю совет: cначала просто делаем всё, что считаем нужным, не взирая на руководства по ремонту и, самое главное, на здравый смысл, а потом получаем “ отличный результат”.

 

Вы можете поступать как знаете, только из опыта скажу, что самое правильное – поехать в надежный автосервис и там решить все свои проблемы).

Продолжаем по Fiat Doblo. Больше 3.000 мотор не раскручивался. Машина, как  говорил владелец, «ползала и не так ехала». Он записался к нам на программное удаление сажевого фильтра. Провели входную диагностику, «висит» ошибка по сажевику и турбонагнетателю, больше ошибок не было. Работу сделали. Но проведённая диагностика показала, что предыдущая ошибка ушла, а ошибка по турбонагнетателю осталась: «Превышено давление наддува». Начали разбираться поглубже. Разбираемся… турбина на оборотах  «надувала» завышенное давление, которое сильно превышало требуемое, то есть, заявленным параметрам не соответствовала, другими словами: «турбина не управлялась и «дула» столько, сколько могла «надуть».

После проведенных «научных изысканий» оказалось, что на этом автомобиле с мотором 85 лошадиных сил должен стоять турбонагнетель с изменяемой геометрией (Variable geometry (VGT), не путать с variable nozzle turbochargers (VNT)…а на машине стояла «обыкновенная турбина» от мотора мощностью 75 л.с с совершенно другим типом управления.
Вот здесь можно сказать пару слов об этом, читатели-автолюбители хоть приблизительно должны знать, что у них стоит на машине под капотом, что должно стоять, какие есть отличия и для чего. Потому что попасть в такую же ситуацию, в какую попал владелец этого Fiat Doblo – не просто неприятно, это ещё бьёт по карману. Самый простой вариант: не просто «поехать на авторынок, посмотреть, проверить внешнюю красоту и наличие мотора под капотом», а предварительно изучить имеющиеся в Интернете все данные и технические характеристики на приобретаемый автомобиль. А потом, с этими знаниями поехать на авторынок и сравнить. Если есть какие-то подозрения – даже самые малейшие, гнать покупаемый автомобиль на проверку к независимому, лучше к вашему знакомому в автосервис для более детальной проверки.
 
Сейчас много автомобилей приходит в Москву и другие города России из Литвы, Латвии и т.д. Недавно был фильм по TV, где показывали как там собирают и готовят автомобили для продажи в Россию. Деревянные порожки, выкрашенные под цвет машины… сваренные вместе две половинки автомобиля … навесное оборудование, собранное по углам разборной стоянки … это и другое было показано российскому зрителю. «Перекупу» (продавцу, слэнг конца 1990-х и начала 2000-х годов), важно единственное: «впарить» (продать) автомобиль и получить деньги. Для перекупа главное одно – сделать так, чтобы машина в ближайшую тысячу километров не рассыпалась и отвечала заявленным характеристикам.

21 век – новые технологии. Турбонагнетатель с «изменяемой геометрией» стал возможен только при современном развитии науки и техники. Если вы нажмёте на ссылку ниже, вы увидите как  англоязычный автор показывает  вариант работы «турбонагнетателя с изменяемой геометрией»
: http://www.mechanicalengineeringblog.com/wp-content/uploads/2011/03/01variableturbinegeometryturboch...
 
Обратите внимание как ходят «лопатки». Это в динамике. А вот как всё выглядит в статике:

 


На фото слева лопатки сложены. Такой режим, например, пригоден для спокойного движения. На фото справа лопатки развёрнуты, этот режим пригоден для резкого разгона и других подобных условий движения.
 
Кому интересна общая компоновка, можете посмотреть на рисунке ниже один из вариантов системы VGT:


 


Что даёт такая система: повышение мощности двигателя и изменение его эластичности. Если проще, это «уверенный старт и минимальные провалы при изменении условий движения». Это особенно важно водителям в больших городах и на трассах, когда из-за дорожных ситуаций приходится совершать резкие манёвры. На не турбированном автомобиле увильнуть от несущегося на тебя взад или вбок очередного «идиота на колёсах» довольно сложно. На машине с обыкновенной турбиной полегче, но часто возникает «провал при ускорении», это обычно называется «турбояма»: вы нажимаете на педаль газа, электроника обрабатывает  изменение положения педали, даёт команду … подаётся больше топлива в цилиндры, турбина начинается раскручиваться … подаёт больше воздуха, но скорость набирается не так быстро, как хотелось бы при такой ситуации … дальше удар или касание или что там ещё может произойти.
А на автомобиле с системой VGT всё происходит гораздо быстрее, и я бы даже сказал: «качественнее и надёжнее». Вот почему так важно иметь под капотом «настоящий мотор», а не мотор, собранный по кусочкам из непонятно чего…
 
На этом Fiat Doblo работу по программному удалению сажевого фильтра выполнили. Клиент прокатился. Вернулся и спросил:
- Всё понятно и непонятно ничего. Нет, машина стала ехать лучше, непонятно по ошибкам: почему у меня раньше была ошибка только по сажевику, а сейчас появилась ошибка по турбине?
И смотрит так испытующе…
 
- Хорошо,- сказал я,- буду объяснять медленно, запоминайте: - у вас машина перестала ехать, на панели приборов загорелась лампочка Check Enjine и вы поехали к нам в автосервис, так?
- Ну так…
- Но до нашего сервиса вы не доехали, так?
- Ну да, потому что вообще ехать перестала.
- Хорошо. Вы вернули и самостоятельно выбили сажевик, так?
- Всё верно.
- Потом всё собрали и поехали к нам еще раз,- всё точно говорю?
Клиент кивнул головой.
- Так вот, когда сажевик был забит, то ваша турбина не могла развивать обороты на полную. А когда сажевик выбили, турбина стала раскручиваться «во всю дурь» и спровоцировала появления ошибки по превышению давления. Турбина-то у вас стоит не «родная», она не управляется… теперь понятно?
Но клиенту было понятно не всё:
- Так лампочка «чек» у меня горела еще до приезда к вам. Значит, уже тогда была ошибка по турбине?
… здесь только спокойствие…спокойствие… спокойствие… и объяснение:
- Именно так. … у так называемой «турбины», то есть, турбонагнетателя, нет своего блока управления и своей, отдельной лампочки на панели приборов для вывода показа ошибки по турбонагнетателю – блок управления двигателем выводит на лампочку CHECK ENGINE все имеющиеся ошибки. Повторю ещё раз: блок управления выводит на лампочку «чек» ВСЕ имеющиеся ошибки. И их можно прочитать специальным диагностическим оборудованием – сканером как у нас или другим подобным. Лампочка «чек» у вас загорелась после того, как вы самостоятельно выбили сажевый фильтр перед поездкой к нам – что и обнаружилось перед проведением операции под названием «программное удаление сажевого фильтра. После нашей работы ошибка по сажевику ушла и осталась только ошибка по турбонагнетателю. Почему это так – говорил только что. Но могу повторить: « Вы когда сажевик выбили, турбина стала раскручиваться «во всю дурь» и спровоцировала появления ошибки по превышению давления».
 
Последнее, что спросил клиент, было: «- И что мне теперь делать?». Ну а какой ответ он ожидал услышать? Или надеялся на чудо? Пришлось его огорчить: «- Ищите турбонагнетатель от своего автомобиля, ставьте и всё будет работать штатно, как и положено». Ну и напоследок было порекомендовано, а читатели могут взять это на вооружение: «При покупке автомобиля не надо верить ни «сладкой» цене, ни красивому внешнему виду – не доверяйте никому. Проверяйте сами».
Для интересующихся вопросом поглубже -  некоторые ссылки:
Variable geometry turbochargers http://www.mechanicalengineeringblog.com/tag/variable-geometry-turbochargers/
Variable-Geometry Turbochargers-Thomas Veltman http://large.stanford.edu/courses/2010/ph240/veltman1/
Картинки и схемы по теме: «Variable Geometry Turbocharger» http://images.search.yahoo.com/search/images?_adv_prop=image&fr=sfp&va=Variable+Geom...
Видео по теме «Turbochargers: Variable Geometry» http://www.youtube.com/channel/HCTnb_WO5B9JQ
 
P.S Когда ехал в тот день домой, то подумалось, что люди нашей специальности должны иметь очень крепкие нервы и быть хоть немного, но психологами… так трудно иногда спокойно и вразумительно объяснить клиенту, что «белое – это белое», что «вот это возникло из-за того, что …». Спокойно и вразумительно. Кто еще, как не автомобильный диагност может помочь автолюбителю. У некоторых такая «каша» в голове после прочитанного в Интернете, что только диву можно даваться … Не зря, наверное, в Интернете иногда проскальзывают слова: «автомобильный доктор». Широкое понятие.  

Ниточкин А.В
© Легион-Автодата

 

Ниточкин Алексей Викторович

(8 916 279 3114),

г. Электросталь, пр-т Мира д. 27а,

Здание автотехцентра,

личный сайт: http://el-chip.ru/ 

наверх