Hyundai Terracan - система TOD (ATT)
17.06.2008
Система "АТТ" (Active Torque Transfer) или "TOD" (Torque-on-Demand) классифицируется, как система "Full Time 4WD". Это система полного привода с активным распределением крутящего момента между передним и задним мостами, что позволяет увеличить проходимость автомобиля. Распределение крутящего момента происходит в зависимости от:
- условий движения автомобиля (бездорожье, скользкая или нормальная дорога);
- режима движения автомобиля (разгон, торможение или равномерное движение);
- нагрузки на двигатель;
- и прочее.
Система состоит из:
- датчиков (частоты вращения переднего и заднего карданный валов) и выключателей;
- электронного блока управления;
- исполнительных механизмов (электромагнитной муфты, электродвигателя).
Схема управления раздаточной коробкой.
Примечание: на рисунке сокращениями обозначено:
TCCM - электронный блок управления;
EMC - электромагнитная муфта;
TPS - сигнал датчика положения дроссельной заслонки (G6CV) или датчика положения педали акселератора (J3);
ABS - сигнал антиблокировочной системы тормозов (ABS);
BR - сигнал выключателя стоп-сигналов;
N - сигнал реле датчика-выключателя нейтральной передачи КПП.
Датчики частоты вращения определяют частоту вращения карданных валов и передают сигнал блоку управления.
Блок управления по сигналам от датчиков и других блоков управления определяет состояние элементов систем управления автомобилем и условия движения. В соответствии с внутренним алгоритмом блок принимает решение о соотношении крутящих моментов на передних и задних колесах и посылает управляющие сигналы исполнительным механизмам.
Электромагнитная муфта, установленная в раздаточной коробке, отвечает за усилие сжатия фрикционных дисков в многодисковой муфте. По сигналу блока управления муфта либо усиливает сжатие дисков (чем обеспечивается увеличение крутящего момента, подводимого к передним колесам), либо снижает усилие сжатия дисков, что приводит к уменьшению момента на передних колесах.
Электродвигатель отвечает за включение понижающей передачи. Включение понижающей передачи осуществляется при переводе переключателя режимов работы в положение "LOW".
Соотношение крутящих моментов между передними и задними колесами величина не постоянная, а изменяющаяся в зависимости от условий движения. Соотношение может изменяться от 0:100 (перед : зад) до 50:50. Таким образом крутящий момент на передних колесах не может превысить момент подводимый к задним колесам.
Соотношение моментов 0:100 система устанавливает только при движении на невысокой скорости по хорошим дорогам. В остальных случаях система в зависимости от условий подводит часть момента к передним колесам и в тяжелых условиях движения соотношение моментов достигает 50:50 (перед : зад).
Поток мощности при режиме "AUTO".
Поток мощности при режиме "LOW".
Режимы работы системы TOD
Переключение режимов работы системы TOD осуществляется с помощью переключателя, который имеет два положения: "AUTO" и "LOW".
Режим "AUTO"
В этом режиме за распределение крутящего момента между передними и задними колесами отвечает электронный блок управления и, в зависимости от условий движения, либо весь момент может подводиться к задним колесам (движение по хорошим дорогам с невысокой скоростью), либо распределяться в определенной пропорции, в зависимости от условий движения (см. таблицу "Распределение системой TOD крутящего момента в зависимости от условий движения").
Данный режим является основным режимом для движения, т.к. система управления автоматически подбирает необходимые параметры. Однако при движении по бездорожью рекомендуется включить режим "LOW".
Режим "LOW"
В режиме "LOW" по сигналу блока управления включается понижающая передача и крутящий момент распределяется в пропорции 50:50 между передними и задними колесами.
Этот режим рекомендуется использовать при движении по плохим дорогам и бездорожью.
При включении режима "LOW" на комбинации приборов загорается индикатор включения понижающей передачи.
Не рекомендуется использовать режим "LOW" при движении с высокой скоростью и езде по обычным дорогам, т.к. это может привести к повреждению трансмиссии.
Таблица. Распределение системой TOD крутящего момента в зависимости от условий движения
№ |
Режим движения |
Условия |
Колеса |
Используемые сигналы |
1 |
Быстрый старт |
Автомобиль резко трогается и продолжает ускорятся |
50:50 |
- Датчик положения дроссельной заслонки (G6CV) - Датчик положения педали акселератора (J3) - Датчик скорости автомобиля |
2 |
Обычное движение |
Движение с постоянной скоростью по ровной прямой дороге |
0:100 - 30:70 |
- Датчики частоты вращения переднего и заднего карданных валов* |
|
Ускорение |
Автомобиль ускоряется (для обгона и т.д.) |
30:70 - 50:50 |
|
4 |
Обычное управление |
Управление автомобилем происходит без поворотов рулевого колеса на большие углы |
20:80 - 30:70 |
|
5 |
Езда по скользкой дороге |
Движение и управление автомобилем на скользкой дороге |
30:70 - 40:60 |
|
6 |
Парковка |
Управление автомобилем осуществляется в режиме "движение-остановка" |
5:95 - 20:80 |
|
7 |
Торможение (без использованияABS) |
Автомобиль замедляется или полностью останавливается |
0:100 - 10:90 |
- Датчик скорости автомобиля - Датчики частоты вращения переднего и заднего карданных валов* |
8 |
Торможение (ABS) |
При торможении срабатывает ABS |
30:70 |
- ABS - Датчики частоты вращения переднего и заднего карданных валов* |
9 |
Движение по бездорожью |
Езда по бездорожью или плохим дорогам |
50:50 |
- Сигнал включения понижающей передачи от выключателя понижающей передачи - Датчик скорости автомобиля |
10 |
Аварийный |
"AUTO" |
0:100 |
- |
|
режим работы |
"LOW" |
50:50 |
|
Примечание: "*" - учитывается разность частот вращения переднего и заднего карданных валов.
Родионов Александр, Гончаренко Михаил,
© Легион-Автодата
Москва