Интеллектуальная система Subaru Si-Drive

Интеллектуальная система SI-DRIVE

30.10.2012

Интеллектуальная система SI-DRIVE

О статье

Интеграция в управление современными автомобилями всевозможных сложных электронных систем, призванных помогать водителю в управлении автомобилем, вызывает множество споров среди автолюбителей "со стажем". Слишком уж тонкой становится грань в системе "водитель - автомобиль". Вопрос "Кто же управляет автомобилем – водитель или электроника?" становится уже философским. Вот и еще одна инновационная система, воплощенная на автомобилях SUBARU - интеллектуальная система распределения мощности двигателя SI-DRIVE. По утверждениям производителя, применение системы SI-DRIVE позволило добиться не только хороших показателей топливной экономичности (по результатам исследований FHI экономия составляет до 10% в режиме "Intelligent" в сравнении с тем же двигателем, не оборудованным SI-DRIVE), но и воплотить в одном двигателе – качества трех. Ну что ж, система действительно вызывает интерес. Давайте рассмотрим SI-DRIVE подробнее.

Общая информация

Интеллектуальная система распределения мощности двигателя SI-DRIVE ("SUBARU Intelligent Drive") разработана корпорацией Fuji Heavy Industries Ltd. (FHI), подразделением которой является SUBARU.

Серийно систему SI-DRIVE начали устанавливать в мае 2006 года на седаны Subaru Legacy 2.5GT spec. B в комплектации с автоматической коробкой переключения передач, предназначенные для американского рынка. В дальнейшем система устанавливалась на все модели, оснащенные двигателем с турбонаддувом либо двигателем объемом 2,5 л серии FB-25 (и выше), включая комплектации с механической коробкой передач.

Система SI-DRIVE является свого рода коммуникатором между автомобилем и водителем и позволяет реализовать три различных стратегии управления мощностными характеристиками двигателя, соответствующие трем режимам системы: "Intelligent", "Sport" и "Sport Sharp".
Система SI-DRIVE является свого рода коммуникатором между автомобилем и водителем и позволяет реализовать три различных стратегии управления мощностными характеристиками двигателя, соответствующие трем режимам системы: "Intelligent", "Sport" и "Sport Sharp". Для каждого режима в память блока управления заложена определенная степень наддува (модели с турбонаддувом) и индивидуальная схема зависимости объема впрыска топлива и угла опережения зажигания от степени открытия дроссельной заслонки, а также время отклика дроссельной заслонки на нажатие педали акселератора. Руководствуясь своими предпочтениями, водитель может в любой момент выбрать, каким будет его автомобиль. Для этого достаточно повернуть переключатель SI-DRIVE, расположенный на центральной консоли.

Различие реализуемой мощности двигателя в зависимости от выбранной программы управления показано на рисунке. При анализе рисунка имейте ввиду, что:
- в зависимости от положения педали акселератора, характеристика для каждого режима меняется;
- характеристики мощности, показанные на рисунке, не действительны для тех случаев, когда дроссельная заслонка почти полностью открыта.

Для работы SI-DRIVE в электронные блоки управления ECU и TCU заложены определенные функции, условия и ограничения. Ниже приведены некоторые из них:
- Изменение программы управления дроссельной заслонкой в зависимости от выбранного режима системы SI-DRIVE.
- Автоматическое переключение из режима [S#] в режим [S] при включении двигателя.
- Запрещение выбора режима [S#] при низкой температуре охлаждающей жидкости двигателя.
- Запрещение выбора режима [S#] при высокой температуре охлаждающей жидкости двигателя.
- Автоматическое переключение из режима [S#] в режим [S] при возможности перегрева двигателя.
- Автоматическое переключение в режим [S] при включении передачи заднего хода (функция реализована только на автомобилях с АКПП).
- Изменение частоты вращения холостого хода в режиме "ECO".
- Управление механизмом блокировки гидротрансформатора в зависимости от скорости на каждом режиме.
- Адаптивное управление переключением передач при движении в повороте.

Карты программ управления двигателем, заложенные в блок управления

Режимы работы
Режимы работы

Режим "Intelligent" [ I ]

Момент блокировки гидротрансформатора АКПП меняется в зависимости от развиваемого двигателем крутящего момента. Мощность двигателя ограничивается при ускорениях. Характеристика мощности плавная и в то же время достаточная для практичного движения в черте города. Движение в данном режиме обеспечивает сбалансированность между показателями топливной экономичности и плавности движения автомобиля. Также полезно использовать этот режим при движении по скользким дорогам, когда даже легкое воздействие на педаль акселератора может привести к пробуксовке колес.

Режим "Sport" [ S ]

Данный режим позволяет получить желаемую мощность двигателя по запросу водителя, т.е. водитель управляет мощностью двигателя исходя из своего опыта. Ускорение происходит в строгом соответствии со степенью усилия нажатия на педаль акселератора. Режим "Sport" рекомендуется на автомагистралях, дорогах с малоинтенсивным движением, горной местности.

Режим "Sport Sharp" [ S# ]

Режим предназначен для динамичной езды. В данном режиме наблюдается максимальная производительность двигателя и наибольшая чувстви-тельность дроссельной заслонки к воздействию на педаль акселератора вне зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя. Повышение передач АКПП происходит на предельных оборотах, понижение – на оборотах, удерживающих максимальное значение крутящего момента.

Схема управления системы SI-DRIVE

Поскольку в режиме "Sport Sharp" двигатель подвержен наибольшим нагрузкам, электронный блок управления двигателем не позволит включить режим, когда значение температуры охлаждающей жидкости двигателя выше или ниже рабочего диапазона. Если же движение в режиме [S#] привело к росту температуры охлаждающей жидкости, система SI-DRIVE автоматически перейдет в режим "Sport" и будет оставаться в нем до тех пор, пока температура не уменьшится до нормы.

Управление системой

Для выбора режима работы системы SI-DRIVE на центральной консоли установлен переключатель. Выбор режима "Intelligent" осуществляется нажатием на переключатель, режима "Sport" - поворотом переключателя влево, режима "Sport Sharp" - поворотом переключателя вправо.

Схема управления системы SI-DRIVE

Схема управления системы SI-DRIVE

Рисунок 4
Индикация на ЖК-дисплее комбинации приборов:

Индикация на ЖК-дисплее комбинации приборов.
На некоторых моделях выбор режима "Sport Sharp" возможен не только при помощи переключателя SI-DRIVE, но и, например, нажатием выключателя "SPORT", расположенного на руле, либо нажатием педали акселератора до конца ее хода (если автомобиль двигался в режиме "Intelligent"). Выбранная "программа управления" отображается на комбинации приборов в виде индикатора или индикации на ЖК-дисплее (зависит от года выпуска и комплектации автомобиля).

Выбранная "программа управления" отображается на комбинации приборов в виде индикатора или индикации на ЖК-дисплее (зависит от года выпуска и комплектации автомобиля).
Индикаторы системы SI-DRIVE:

Для визуального контроля экологичности и экономичности режима движения, на комбинации приборов также могут быть установлены индикатор "ECO" и стрелочный указатель мгновенного расхода топлива.

Индикаторы системы SI-DRIVE.
Индикатор " ECO"

В отличие от более ранних моделей, на которых также мог устанавливаться индикатор "ЕСО" и где его включение/выключение происходит при помощи соответствующего выключателя либо соответствующей функции ЖК-дисплея комбинации приборов, на моделях с системой SI-DRIVE индикатор "ЕСО" работает только в режиме "Intelligent" и его включение/выключение происходит автоматически.

Когда индикатор "ЕСО" включен, он будет гореть до тех пор, пока объем выбросов CO2 не превышает установленного значения, т.е. при умеренном воздействии на педаль акселератора. Когда на комбинации приборов горит индикатор "ЕСО" - автомобиль движется в самом экономичном режиме. Однако стоит нажать на педаль акселератора более чем на половину ее хода, индикатор погаснет, показывая, что при данной манере движения расход топлива и объем выбросов CO2 увеличиваются.

Если на автомобилях с АКПП переключение передач в режиме "ЕСО" происходит по заданному алгоритму, то на моделях с механической коробкой переключения передач необходимо контролировать показания тахометра, чтобы сохранять показатели топливной экономичности. Чтобы снять эту функцию с водителя, разработчиками был предусмотрен индикатор p, который будет мигать каждый раз, когда необходимо произвести повышение передачи.

Стрелочный указатель мгновенного расхода топлива

В то время, как индикатор "ЕСО" имеет всего два состояния – "ON" (ВКЛ.) или "OFF" (ВЫКЛ.), что не всегда удобно для контроля экономичности режима движения, указатель наглядно показывает мгновенный расход топлива (в км/л) в зависимости от манеры движения. Самым экономичным режимом считается тот, при котором стрелка указателя находится в правой части шкалы.

Стрелочный указатель мгновенного расхода топлива.
Если при этом на ЖК-дисплее комбинации приборов отображается индикация режима работы SI-DRIVE, то, благодаря "эконометру", для каждого режима SI-DRIVE можно визуально оценить зависимость реализуемой мощности двигателя от расхода топлива.

В заключение

На мой взгляд, система SI-DRIVE – весьма удачная разработка SUBARU и придется по нраву даже искушенным водителям. Ведь стоит учитывать, что устанавливается SI-DRIVE не на малообъемные "атмосферники", а на по-настоящему мощные двигатели, управление которыми ранее заведомо требовало от водителя наличия определенного уровня мастерства. Теперь же достаточно задать желаемую программу управления двигателем и не переживать, к примеру, за нереализованную мощь в автомобильном заторе и зря сожженное топливо или, наоборот, максимально насладиться мощностью и скоростью, когда это позволяют условия и уровень топлива в баке. Опять электроника, зато какая!

Волков Михаил Анатольевич
© Легион-Автодата

наверх