Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX/4CX

25.01.2016

На протяжении долгих лет машины семейств 3CX и 4CX остаются самыми популярными в мире представителями класса экскаваторов-погрузчиков, родоначальником которого и стала британская компания JCB еще в 1953 году.
На протяжении долгих лет машины семейств 3CX и 4CX остаются самыми популярными в мире представителями класса экскаваторов-погрузчиков, родоначальником которого и стала британская компания JCB еще в 1953 году.
Выпуск модели с индексом 3CX продолжается уже 35 лет, за это время сменилось несколько ее поколений, демонстрирующих постепенную эволюцию машины, отразившуюся как на внешнем облике, так и на системах управления, силовых агрегатах, рабочем оборудовании...


Выпуск модели с индексом 3CX продолжается уже 35 лет, за это время сменилось несколько ее поколений, демонстрирующих постепенную эволюцию машины, отразившуюся как на внешнем облике, так и на системах управления, силовых агрегатах, рабочем оборудовании.
1980-1991. Базовая модель 3CX (series 200, project 5) стала развитием популярной серии экскаваторов-погрузчиков 3C. В 1981-м семейство пополнилось модификацией Sitemaster (p.6, с многофункциональным челюстным ковшом погрузчика и телескопической рукоятью обратной лопаты). В 1985-м, с выходом версии Hammermaster (p.3), немного изменилась кабина ("white cab" >> "grey cab"). Самые ранние образцы семейства оснащались двигателями Leyland 498, затем с 1982 г. - Perkins 4236, а с 1988 г. (p.7) и на протяжении более полутора десятков лет машины комплектовались двигателями серии Perkins 1000. Со временем, помимо базовой версии с задним приводом (2WD) появились полноприводные (4WD) модификации с принудительным механическим подключением переднего моста (причем с отбором мощности от редуктора заднего моста). В общей сложности было выпущено 74 тыс. машин первого поколения.

Со временем, помимо базовой версии с задним приводом (2WD) появились полноприводные (4WD) модификации с принудительным механическим подключением переднего моста (причем с отбором мощности от редуктора заднего моста).
1991-1997. Второе поколение (project 8) получило модифицированную кабину ("black cab"), новое расположение топливных и гидравлических баков, существенно доработанное шасси (в т.ч.- более традиционную схему подключения полного привода с гидромеханической муфтой в трансмиссии, новые муфты переднего и заднего хода вместо муфты реверса с планетарным редуктором, колесные редукторы заднего моста вместо совмещенных с картером главной передачи бортовых, версии с LSD дифференциалами). Семейство пополнилось "усиленной" модификацией Contractor, отличающейся гидросистемой повышенной производительности и более мощным двигателем. Тогда же начался выпуск моделей нового семейства 4CX, на котором была впервые реализована концепция 4x4x4 (полный привод и трехрежимное управление всеми колесами). С 1992-го в дополнение к стандартным КПП SyncroShuttle машины начали агрегатировать с полуавтоматическими трансмиссиями Powershift. В 1995-м появилась версия 3CX Super, отличающаяся всеми управляемыми (4WS) колесами одинакового размера (и часто оснащаемая обратной лопатой с увеличенным радиусом копания). В общей сложности было выпущено 35 тыс. 3CX второго поколения и 45 тыс. 4CX.

- SyncroShuttle - 4-ступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором, электрогидравлическими муфтами переднего и заднего хода и механической коробкой с синхронизаторами и ручным переключением передач.
- Powershift - 4-ступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором; включение передач, муфт переднего и заднего хода, муфты полного привода - с помощью фрикционов; переключение передач контроллером на рулевой колонке.
- 3CXE - "облегченная" версия с упрощенной гидросистемой и односекционным гидронасосом постоянной производительности.
- 4CN - модификация с поворотной (на 30°) рукоятью обратной лопаты - Knuckle Boom.

4CN - модификация с поворотной (на 30°) рукоятью обратной лопаты - Knuckle Boom.
JCB 4CX (p.8, 1994)

JCB 4CX (p.8, 1994)
1997-2002. Третье поколение (project 12) при относительно небольших внешних изменениях получило модифицированные гидросистему и оборудование кабины. Заметным отличием на моделях Sideshift стал новый механизм поворота стрелы вместо прежней схемы с редуктором. Со временем появилось опциональное сервоуправление рабочим оборудованием и гидропривод перемещения каретки стрелы. С переходом в 1999 году на стандарт Euro 1 двигатели были в очередной раз модернизированы, появился атмосферный двигатель большего рабочего объема. В общей сложности было выпущено 45 тыс. 3CX третьего поколения.

3CX третьего поколения.
Поворотная колонка обратной лопаты с Sideshift моделей до и после 1997 г.

Поворотная колонка обратной лопаты с Sideshift моделей до и после 1997 г.
2002-2010. Четвертое поколение (project 21) получило новую кабину с увеличенной площадью остекления, 6-ступенчатую трансмиссию Powershift, расширилось сервоуправление Precision Control (с 2008 носит фирменное обозначение EasyControl). Гидронасосы переместились на заднюю часть корпуса трансмиссии и получили шестеренный привод от двигателя. С 2005-го в трансмиссии появилась функция Torquelock. В 2006-м появилось сервоуправление Advanced Precision Control. С 2009-го устанавливается новая комбинация приборов с цифровым дисплеем и контролем сервисного обслуживания.
В 2004-м с внедрением экологических стандартов Stage 2 появилась новая линейка двигателей Perkins серии 1100 (рабочий объем 4.4, "open deck"). А уже в следующем году компания JCB начала установку нового основного двигателя собственной разработки (JCB444), изначально в варианте с традиционным распределительным ТНВД (соответствовали стандартам Tier 2, с 2008-го - Tier 3).

JCB Ecomax engine (видео)

- Auto Powershift - 6-ступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором; включение передач, муфт переднего и заднего хода, муфты полного привода - с помощью фрикционов; переключение передач контроллером / автоматическое (на 4-6 передачах).
- TorqueLock - система блокировки гидротрансформатора, позволяющая при движении по дорогам сократить потери в трансмиссии и увеличить максимальную скорость свыше 40 км/ч.

Управление рабочим оборудованием:
- ManualControl - управление с помощью напольных рычагов.
- EasyControl - управление экскаватором с помощью сервоприводов посредством джойстиков, установленных на подлокотниках сиденья оператора (управление погрузчиком напольным рычагом).
- Advanced EasyControl - управление и экскаватором, и погрузчиком сервоприводами посредством джойстиков.

Advanced EasyControl - управление и экскаватором, и погрузчиком сервоприводами посредством джойстиков.
2010-... Пятое поколение за сохранившейся от предшественника внешностью скрывает несколько эволюционных изменений: завершился переход на собственные двигатели JCB (массовое внедрение Common Rail обеспечило соответствие стандартам Tier 4), была модернизирована система Powerslide, усовершенствования гидросистемы и управления привели к выделению функций EcoRoad / Ecodig / EcoLoad.

- EcoRoad - функция экономии топлива за счет использования TorqueLock и отключения первичного насоса гидросистемы при движении на высших передачах (Hydraulic Speed Control).
- EcoLoad - комбинация функций "возврата к копанию", отключения трансмиссии при подъеме ковша погрузчика, Hydraulic Speed Control (HSC) и Smooth Ride System (SRS).
- Ecodig - в гидросистему с насосами постоянной производительности добавлен третий насос для увеличения подачи и давления рабочей жидкости при работе двигателя на низких оборотах.
- Smooth Ride System - установленный в гидравлической магистрали погрузчика цилиндр, заполненный маслом и сжатым азотом, позволяет рычагам слега перемещаться при движении по неровностям, снижая передаваемые на машину нагрузки.

Исторически на экскаваторах-погрузчиках JCB имеются два варианта размещения обратной лопаты:
- Centremount - неподвижное крепление стрелы по центру машины
- Sideshift - стрела на каретке сдвигается по направляющим, позволяя смещать ось копания. Каретка фиксируется при помощи гидропривода Hydraclamp и перемещается или механически (отталкиванием ковшом от грунта), или с помощью гидропривода Powerslide (с цепной передачей или, на новых моделях, с передачей стальными тросами).
How to use sideshift / Функция смещения оси копания (видео)
Каждому из вариантов расположения стрелы соответствует собственная конструкция выдвижных опор (стабилизаторов).

Каждому из вариантов расположения стрелы соответствует собственная конструкция выдвижных опор (стабилизаторов).

Тематические видео:
How to understand your JCB cab layout / Кабина и органы управления (видео)
How to operate a hydraulic quickhitch / Использование системы быстрой смены рабочего оборудования (видео)
How to use a JCB 6 in 1 bucket / Многофункциональный челюстной ковш погрузчика (видео)
How to prepare for roading / Движение по дорогам (видео)
How to dig a trench / Работа экскватором (видео)
How to perform daily checks / Ежедневные проверки (видео)
Automate - putting you in total control / Автоматические функции (видео)


Технические характеристики двигателей, устанавливавшихся на 3CX/4CX.

Двигатель Рабочий объем, см3 Диаметр цилиндра x Ход поршня, мм Степень сжатия Мощность, л.с. Крутящий момент, Нм ХХ Макс. Макс. без нагрузки Прим.
Leyland 4/98 3771 98.0 x 125.0 16.7 75 - 700-750 2000 2100-2150 NA
16.7 82 - TC
Perkins 4.236 3866 98.5 x 127.0 16.0 81 - 700-750 2000-2200 2200-2420 4.236
15.5 - - C4.236
15.5 83 - T4.236
Perkins 1000 3990 100.0 x 127.0 16.5 75 - 750 2200 2320-2420 AA (NA)
16.0 91/96 - AB (TC)
17.3 90/92/96/100 361/393 880-930 2200 2400-2440 AK (TC)
17.3 115 - AM (TCI)
4233 103.0 x 127.0 18.5 75 287 AR (NA)
Perkins 1100 4399 105.0 x 127.0 19.3 75/83 299 885-935 2200 2330-2380 RE (NA)
18.2 92/100 381/405 RG (TC)
JCB 444 4399 103.0 x 132.0 18.6 84 320 910 2200 2350 SA (NA) Tier 2
18.3 92 390 910 2200 2350 SB (TC) Tier 2
17.5 100 425 910 2200 2350 SC (TCI) Tier 2
17.2 84 360 910 2200 2350 SD (TC) Tier 3
17.1 91 400 910 2200 2350 SD (TC) Tier 3
17.2 100 440 910 2200 2350 SF (TCI) Tier 3
17.1 100 530 - 2200 - SE (TCI) Tier 3 CR


Евгений
© Легион-Автодата

Москва
arco@autodata.ru

наверх