Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX/4CX
25.01.2016
Выпуск модели с индексом 3CX продолжается уже 35 лет, за это время сменилось несколько ее поколений, демонстрирующих постепенную эволюцию машины, отразившуюся как на внешнем облике, так и на системах управления, силовых агрегатах, рабочем оборудовании...
1980-1991. Базовая модель 3CX (series 200, project 5) стала развитием популярной серии экскаваторов-погрузчиков 3C. В 1981-м семейство пополнилось модификацией Sitemaster (p.6, с многофункциональным челюстным ковшом погрузчика и телескопической рукоятью обратной лопаты). В 1985-м, с выходом версии Hammermaster (p.3), немного изменилась кабина ("white cab" >> "grey cab"). Самые ранние образцы семейства оснащались двигателями Leyland 498, затем с 1982 г. - Perkins 4236, а с 1988 г. (p.7) и на протяжении более полутора десятков лет машины комплектовались двигателями серии Perkins 1000. Со временем, помимо базовой версии с задним приводом (2WD) появились полноприводные (4WD) модификации с принудительным механическим подключением переднего моста (причем с отбором мощности от редуктора заднего моста). В общей сложности было выпущено 74 тыс. машин первого поколения.
1991-1997. Второе поколение (project 8) получило модифицированную кабину ("black cab"), новое расположение топливных и гидравлических баков, существенно доработанное шасси (в т.ч.- более традиционную схему подключения полного привода с гидромеханической муфтой в трансмиссии, новые муфты переднего и заднего хода вместо муфты реверса с планетарным редуктором, колесные редукторы заднего моста вместо совмещенных с картером главной передачи бортовых, версии с LSD дифференциалами). Семейство пополнилось "усиленной" модификацией Contractor, отличающейся гидросистемой повышенной производительности и более мощным двигателем. Тогда же начался выпуск моделей нового семейства 4CX, на котором была впервые реализована концепция 4x4x4 (полный привод и трехрежимное управление всеми колесами). С 1992-го в дополнение к стандартным КПП SyncroShuttle машины начали агрегатировать с полуавтоматическими трансмиссиями Powershift. В 1995-м появилась версия 3CX Super, отличающаяся всеми управляемыми (4WS) колесами одинакового размера (и часто оснащаемая обратной лопатой с увеличенным радиусом копания). В общей сложности было выпущено 35 тыс. 3CX второго поколения и 45 тыс. 4CX.
- SyncroShuttle - 4-ступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором, электрогидравлическими муфтами переднего и заднего хода и механической коробкой с синхронизаторами и ручным переключением передач.
- Powershift - 4-ступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором; включение передач, муфт переднего и заднего хода, муфты полного привода - с помощью фрикционов; переключение передач контроллером на рулевой колонке.
- 3CXE - "облегченная" версия с упрощенной гидросистемой и односекционным гидронасосом постоянной производительности.
- 4CN - модификация с поворотной (на 30°) рукоятью обратной лопаты - Knuckle Boom.
JCB 4CX (p.8, 1994)
1997-2002. Третье поколение (project 12) при относительно небольших внешних изменениях получило модифицированные гидросистему и оборудование кабины. Заметным отличием на моделях Sideshift стал новый механизм поворота стрелы вместо прежней схемы с редуктором. Со временем появилось опциональное сервоуправление рабочим оборудованием и гидропривод перемещения каретки стрелы. С переходом в 1999 году на стандарт Euro 1 двигатели были в очередной раз модернизированы, появился атмосферный двигатель большего рабочего объема. В общей сложности было выпущено 45 тыс. 3CX третьего поколения.
Поворотная колонка обратной лопаты с Sideshift моделей до и после 1997 г.
2002-2010. Четвертое поколение (project 21) получило новую кабину с увеличенной площадью остекления, 6-ступенчатую трансмиссию Powershift, расширилось сервоуправление Precision Control (с 2008 носит фирменное обозначение EasyControl). Гидронасосы переместились на заднюю часть корпуса трансмиссии и получили шестеренный привод от двигателя. С 2005-го в трансмиссии появилась функция Torquelock. В 2006-м появилось сервоуправление Advanced Precision Control. С 2009-го устанавливается новая комбинация приборов с цифровым дисплеем и контролем сервисного обслуживания.
В 2004-м с внедрением экологических стандартов Stage 2 появилась новая линейка двигателей Perkins серии 1100 (рабочий объем 4.4, "open deck"). А уже в следующем году компания JCB начала установку нового основного двигателя собственной разработки (JCB444), изначально в варианте с традиционным распределительным ТНВД (соответствовали стандартам Tier 2, с 2008-го - Tier 3).
JCB Ecomax engine (видео)
- Auto Powershift - 6-ступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором; включение передач, муфт переднего и заднего хода, муфты полного привода - с помощью фрикционов; переключение передач контроллером / автоматическое (на 4-6 передачах).
- TorqueLock - система блокировки гидротрансформатора, позволяющая при движении по дорогам сократить потери в трансмиссии и увеличить максимальную скорость свыше 40 км/ч.
Управление рабочим оборудованием:
- ManualControl - управление с помощью напольных рычагов.
- EasyControl - управление экскаватором с помощью сервоприводов посредством джойстиков, установленных на подлокотниках сиденья оператора (управление погрузчиком напольным рычагом).
- Advanced EasyControl - управление и экскаватором, и погрузчиком сервоприводами посредством джойстиков.
2010-... Пятое поколение за сохранившейся от предшественника внешностью скрывает несколько эволюционных изменений: завершился переход на собственные двигатели JCB (массовое внедрение Common Rail обеспечило соответствие стандартам Tier 4), была модернизирована система Powerslide, усовершенствования гидросистемы и управления привели к выделению функций EcoRoad / Ecodig / EcoLoad.
- EcoRoad - функция экономии топлива за счет использования TorqueLock и отключения первичного насоса гидросистемы при движении на высших передачах (Hydraulic Speed Control).
- EcoLoad - комбинация функций "возврата к копанию", отключения трансмиссии при подъеме ковша погрузчика, Hydraulic Speed Control (HSC) и Smooth Ride System (SRS).
- Ecodig - в гидросистему с насосами постоянной производительности добавлен третий насос для увеличения подачи и давления рабочей жидкости при работе двигателя на низких оборотах.
- Smooth Ride System - установленный в гидравлической магистрали погрузчика цилиндр, заполненный маслом и сжатым азотом, позволяет рычагам слега перемещаться при движении по неровностям, снижая передаваемые на машину нагрузки.
Исторически на экскаваторах-погрузчиках JCB имеются два варианта размещения обратной лопаты:
- Centremount - неподвижное крепление стрелы по центру машины
- Sideshift - стрела на каретке сдвигается по направляющим, позволяя смещать ось копания. Каретка фиксируется при помощи гидропривода Hydraclamp и перемещается или механически (отталкиванием ковшом от грунта), или с помощью гидропривода Powerslide (с цепной передачей или, на новых моделях, с передачей стальными тросами).
How to use sideshift / Функция смещения оси копания (видео)
Каждому из вариантов расположения стрелы соответствует собственная конструкция выдвижных опор (стабилизаторов).
Тематические видео:
How to understand your JCB cab layout / Кабина и органы управления (видео)
How to operate a hydraulic quickhitch / Использование системы быстрой смены рабочего оборудования (видео)
How to use a JCB 6 in 1 bucket / Многофункциональный челюстной ковш погрузчика (видео)
How to prepare for roading / Движение по дорогам (видео)
How to dig a trench / Работа экскватором (видео)
How to perform daily checks / Ежедневные проверки (видео)
Automate - putting you in total control / Автоматические функции (видео)
Технические характеристики двигателей, устанавливавшихся на 3CX/4CX.
Двигатель | Рабочий объем, см3 | Диаметр цилиндра x Ход поршня, мм | Степень сжатия | Мощность, л.с. | Крутящий момент, Нм | ХХ | Макс. | Макс. без нагрузки | Прим. |
Leyland 4/98 | 3771 | 98.0 x 125.0 | 16.7 | 75 | - | 700-750 | 2000 | 2100-2150 | NA |
16.7 | 82 | - | TC | ||||||
Perkins 4.236 | 3866 | 98.5 x 127.0 | 16.0 | 81 | - | 700-750 | 2000-2200 | 2200-2420 | 4.236 |
15.5 | - | - | C4.236 | ||||||
15.5 | 83 | - | T4.236 | ||||||
Perkins 1000 | 3990 | 100.0 x 127.0 | 16.5 | 75 | - | 750 | 2200 | 2320-2420 | AA (NA) |
16.0 | 91/96 | - | AB (TC) | ||||||
17.3 | 90/92/96/100 | 361/393 | 880-930 | 2200 | 2400-2440 | AK (TC) | |||
17.3 | 115 | - | AM (TCI) | ||||||
4233 | 103.0 x 127.0 | 18.5 | 75 | 287 | AR (NA) | ||||
Perkins 1100 | 4399 | 105.0 x 127.0 | 19.3 | 75/83 | 299 | 885-935 | 2200 | 2330-2380 | RE (NA) |
18.2 | 92/100 | 381/405 | RG (TC) | ||||||
JCB 444 | 4399 | 103.0 x 132.0 | 18.6 | 84 | 320 | 910 | 2200 | 2350 | SA (NA) Tier 2 |
18.3 | 92 | 390 | 910 | 2200 | 2350 | SB (TC) Tier 2 | |||
17.5 | 100 | 425 | 910 | 2200 | 2350 | SC (TCI) Tier 2 | |||
17.2 | 84 | 360 | 910 | 2200 | 2350 | SD (TC) Tier 3 | |||
17.1 | 91 | 400 | 910 | 2200 | 2350 | SD (TC) Tier 3 | |||
17.2 | 100 | 440 | 910 | 2200 | 2350 | SF (TCI) Tier 3 | |||
17.1 | 100 | 530 | - | 2200 | - | SE (TCI) Tier 3 CR |
Евгений
© Легион-Автодата
Москва
arco@autodata.ru