Lexus RX300. Нет управления форсункой

10.06.2014

С чего начинать ремонт, если неисправность, определенная еще в предыдущем автосервисе, где успел побывать владелец машины, выглядит так: «Нет управления форсункой 6 цилиндра ». Дальше разверну эту неисправность, а пока остановимся на вопросе: «С чего начинать? Что надо, а что отбросить и не морочить себе голову?».

Для начала можно взглянуть на сервисные бюллетени, посмотреть что новенького по этой машинке, например:

«Some customers may complain of not being able to turn their ignition key inside the ignition cylinder. If this condition is found on one of the models listed below, built before the starting VIN list, it is important to not "re-key" the new ignition cylinder to the customer's original key. Use the NEW key accompanying the new ignition cylinder. For customer satisfaction, Lexus recommends the entire key set be replaced as a repair for this condition».

Ну, это понятно: уважаемые всем миром американцы всегда зацикливаются на подобном, то им коврик мешает управлять автомобилем, то ключ зажигания не вставляется – и огромнейшая японская Компания тут же бежит выпускать специальные сервисные бюллетени или даже начинает отзывать автомобили (хотя, наверное, аккуратисты японцы пожимают плечами и смеются: «Американцы как большие толстые дети …да Бог с ними, черкнем бюллетень, с нас не убудет…»).

Итак, нового в TSB не увидел, что дальше. Посмотрим мануал? А давайте:

«The ECM monitors the engine operation for misfires and counts the number of misfires that occur in a specified number of engine revolutions. Misfires generate unburned hydrocarbons and increase the load on the catalytic converter. If the misfire rate is excessive, the catalytic converter can overheat and be damaged…».

Это о том, что: «…контроллер ЭСУД контролирует работу двигателя…». Оно нам надо? Это давно должно крепко сидеть в голове. А если нет, «не сидит» - уйдите от автомобиля и возьмите метлу для подметания территории. Не лицеприятно выразился? Ну уж извините, как есть.

Так … что еще полезного для нашей неисправности есть в мануале? Ну например:

«… When the ignition switch is turned ON, battery positive voltage is applied to terminal IGSW of the ECM and the EFI main relay control circuit in the ECM sends a signal to terminal MREL of the ECM switching on the EFI main relay…»,-так, это из той же серии и давно сидит и есть в голове – в сторону и не отвлекаться.

Что у нас конкретно: «Нет управления форсункой ». А если точнее и не расплываться мыслью по древу?

Как без костыля хромому ходить трудно, так и без осциллографа диагносту жить тяжко. Это как постоянный спутник жизни. И чем он надежнее, тем жизнь будет ровнее, не упадешь – при помощи осцила было выяснено, что с блока управления нет выходного сигнала на форсунку. Предварительно посоветовавшись с клиентом, было решено блок управления снимать, разбирать, искать причину непосредственно в железе.

Предварительно посоветовавшись с клиентом, было решено блок управления снимать, разбирать, искать причину непосредственно в железе.
На скрине ниже показано место расположения блока управления – за бардачком (для особо придирательных товарищей отпишу по-другому – и больше не доставайте (!): «за перчаточным ящиком»). Правый верхний скрин, отмечено красным. Для подобной операбельной работы программа МоторДата как раз: открыл, посмотрел, усвоил, закрыл.

Раз: «Откуда начинать копать?»

Два: «Форсунка что?»

Форсунка
Три: «Схема на вкус и цвет»

Электросхема
Нужная информация вобрана в мозги, и пока она там переваривается, можно открыть интернеты и полюбопытствовать, а было ли подобное у кого-нибудь? Исходные позиции: «автомобиль Лексус, газ, вылетело управление на одну из форсунок».

Ни-че-го. Что-то далеко подобное на этой мировой интернет-свалке проскальзывало, но конкретного ноль. Пришлось покопать руководства по установленной газовой установке, что нарисовалось:
- система 4 поколения
- имеет размыкатель цепи бензиновых форсунок
- имеет эмулятор работы форсунок, чтобы блок управления не ругался при работе на газу
- все!

Исчерпывающе и лаконично – с той стороны. Что с моей стороны: проверены форсунки на сопротивление цепи – всё правильно, замыканий на «плюс» нет. Значит, придется копать глубже, вскрывать то, что имеет название «мозги автомобиля», то есть, блок управления. Никто еще не отменял слов из песни Высоцкого: «Слухи бродят по умам…». Так что слушайте знакомых, читайте вменяемые автофорумы и будет вам настоящее автомобильное счастье).

Блок управления находится за перчаточным ящиком, снимается и вскрывается в течении пяти минут. Что далее:

1. От блока управления отсоединяется штатная проводка
2. Блок разбирается, чтобы получить доступ к плате
3. Вывешиваем плату горизонтально в салоне
4. Подключаем обратно все ранее снятые разъемы
5. Запускаем двигатель
6. Цепляемся осциллографом и смотрим прохождение сигналов управления по участкам: для сравнения выбирается 5 цилиндр (соседний) и идем по цепочке
7. Смотрим, какая форма сигнала на выходе из блока управления на 5 канале
8. Находим драйвер управления
9. Смотрим на драйвере входной сигнал
10. Идем от силового драйвера … и по цепочке доходим до слаботочного транзистора управления драйвером
11. Сигнал приходит, тут все нормально
12. Переходим на нерабочий цилиндр
13. Смотрим выход на процессоре на слаботочный управляющий транзистор – сигнал есть
14. Смотрим на выходе данного слаботочного транзистора – сигнал больше амплитуды в перевернутой фазе имеется
15. Смотрим силовой ключ: на его входе сигнал имеется
16. Еще раз смотрим на выходе 6 цилиндра – сигнала нет
17. Глушим автомобиль, выпаиваем драйвер, смотрим уже на рабочем столе: четко отслеживается, что управляющий канал через пару Ком сидит на «массе» этого драйвера. Скорее всего, произошел внутренний пробой.
18. Замена этого драйвера и для спокойствия – замена всех остальных, которые еще работали.

При наличии небольших навыков по работе с осциллографом, с паяльной станцией, вся работа по устранению неисправности занимает по времени около 40 минут.

Ну и почему же сдох этот драйвер ?

Вариантов три:

1 - внутреннее замыкание обмотки форсунки, вследствие чего уменьшенное токовое и индукционное сопротивление, естественно увеличение тока через драйвер, он не выдержал и его пробило, но сопротивление форсунок было проверено, ток был сравнен после ремонта блока с другими форсунками, отличий не найдено, следовательно «мимо».

2 - замыкание управляющего провода форсунки на «+» питания, проводка была осмотрена, протрясена и каких либо нареканий не вызвала, значит опять «мимо».

3 - в цепи форсунок висит газовый коммутатор \ эмулятор, на который нагружаются драйвера форсунок, и с него же берет управляющие сигналы газовый ЭБУ, остается только он, но в недра этой нештатной «приблудины» я не полезу, я вообще противник всяческих «доппримочек» в цепях управления ветви привода.

Клиенту было высказано настоятельное пожелание посетить установщиков этого барахла, а до их посещения не в коем случае не переключаться на работу на газу.

Ниточкин А.В.
© Легион-Автодата

Ниточкин Алексей Викторович
г.Электросталь (Московская обл.), пр-т Мира, д.27-а, автотехцентр "Good Hands".
Тел.: +7 (916) 279-31-14. el-chip.ru.
Союз автомобильных диагностов



наверх