Mitsubishi Fuso

20.09.2013

Mitsubishi Fuso

Когда клиентка покупала этот автомобиль, то её «развели по полной»: «Это мы сделали, тут подправили, а форсунки поставили новые. Все жидкости заменили, уровни все проверили, залили всё самое качественное - а как же! Не фуфлом торгуем, мы люди солидные!».



Пару сотен километров после покупки этот грузовичок проехал. Потом на панели приборов одновременно загорелось два тревожных значка красного и жёлтого цветов, и после этого машина стала набирать не больше  2.000 оборотов. «Красный и жёлтый тревожные значки» - это лампочки CHECK на панели приборов: «Внимание – неисправность! Надо остановиться, проверить двигатель и обратиться в автосервис для устранения неисправности». Так пишут в руководствах, и это правильно. Своими силами исправить какую-либо неисправность на коммерческом транспорте затруднительно или невозможно. Чаще всего второе, потому что системы управления моторами и дополнительные системы добавили много головной боли как владельцам, там и ремонтникам. Но если в автосервисах есть всё необходимое для определения неисправности и её устранения, то у владельцев нет ничего, а кто из них самостоятельно пытается «поремонтировать» - тот получает в обратку дорогостоящий ремонт уже в нормальном автосервисе.
Такими ремонтами наш автосервис занимается по мере необходимости. Имею в виду «Ремонтом коммерческого транспорта». Работы хватает и с легковыми автомобилями. А тут была интересная причина неисправности, с которой просто приятно побороться - после проведения первичной диагностики были обнаружены ошибки: «Недостаточное давление в топливной системе» и «возможная утечка в топливной системе – негерметичность топливной системы».
Проверили давление в топливной рейке; по «дате» на холостом ходу было около 20 MPa, на оборотах поднималось до 28, и на максимально возможных оборотах давление поднималось около 70. При ремонте некоторых моделей коммерческого транспорта есть приятность – кабина поднимается, никакого капота над головой, свободно. Впрочем, кому как.


Когда проверили топливные форсунки «на слив в обратку», оказалось, что две из четырех «переливают» раза в два больше. Сообщили об этом клиентке и она сильно удивилась: «А мне же сказали, что форсунки поставили новые?».
Были заказаны новые форсунки. Перед их демонтажем по совету Сидихина А. произвели демонтаж топливной рейки: «Посмотрите там насчет металической стружки …».
Стружки не обнаружили, зато увидели очередной сюрприз: датчик давления на топливной рейке был механически подломлен, его электрическая часть стояла наискосок относительно металической части: «кто-то надломил датчик». Конечно, такой датчик надо менять, он может умереть в любой момент – представьте, насколько это неприятно за 2.000 километров от какого-то города на трассе?
Клиентку пришлось ещё раз огорчить: «- Датчик давления тоже надо покупать». Сами понимаете, это её не обрадовало; она уже и так вложилась в покупку по полной, радовалась, что «машинка сказка!», а тут …
После устранения  описанных выше неисправностей автомобиль завели и проверили работу мотора на месте. Давление на оборотах поднимается до двухсот, запускается хорошо, приглашаем штатного водителя для проверки в движении. И тут выясняется, что после начала движения грузовичок сваливается в аварию, а на панели приборов при этом не зажигается никаких лампочек, ни жёлтого, ни красного «чека», обороты ограничиваются двумя тысячами и машина «не едет».
Значит, все вышеописанные неисправности это как бы прелюдия, а сама неисправность прячется где-то глубже? Работаем, диагностируем, залезаем всё глубже и глубже – вплоть до прошивки блока управления. Тут и выяснилось, что на автомобили когда-то была произведена прошивка блока управления на отключение сажевого фильтра и системы рециркуляции – EGR. То есть, до нас уже был удален сажевый фильтр и EGR отключен.
Это очень плохо. Изначальная картина смазана, ничего конкретного не понять – не от чего отталкиваться, непонятно какая прошивка была  залита, правильная  или нет, может быть, как уже говорилось в статьях из нашего автосервиса по чип-тюнингу autodata.ru/article/chip_tyuning/ , прошивка «левая» со всеми вытекающими последствиями.
Самое правильное в такой ситуации – «вернуть всё обратно». Для этого нашли заводскую прошивку, залили в блок и обнаружили две интересные вещи: блок управления «не видел» сигнала концевика сцепления и сигнала с EGR.
Давайте поразмышляем: мы знаем, что EGR был программно отключен, Бог с ним, а вот сигнал концевика блок управления определять должен?  Естественно. Значит, неисправность прячется ещё глубже, где-то внутри самого блока управления.
Прозваниваем жгуты, проводку, определяем: «концевик исправен», а вот дальше проблема: «блок управления «не видит» сигнала». Теперь всё внимание на блок управления. Достаём, смотрим, рассматриваем его – шевельнулось предчувствие: крышка блока управления «помятенькая» … а когда вскрыли сам блок, осталось только присвистнуть… похоже, с этим блоком работал не очень аккуратный человек, плата была «опохаблена». Другого слова не найду.
Блок управления на стол, включаем подсветку увеличительного стекла – смотрим.


С первого раза ничего  подозрительного найти не удаётся. Плата просматривается ещё и ещё раз, всё внимательно, придирчиво, ведь ошибка где-то есть, прячется и её найти надо. И наконец, при определённом повороте платы глаза замечают странности … ну да, это оно и есть: «Треснувшие дорожки».
Сейчас писать об этом легко, но сами понимаете, сколько нервов и внимания было потрачено – «неисправность интересная и её надо сделать». В конечном итоге всё было восстановлено и мотор стал выглядеть вот таким образом:


Чтобы разъем не болтался в воздухе, его аккуратно прикрепили к трубке. Можно было этого не делать? Засунуть за трубку и успокоиться, не тратить время.  Нет, это «надо было делать», это вроде как мелочь, но давайте представим: « при движении автомобиля этот разъем будет болтаться и что дальше?». Ну например, может перетереть какой-то жгут или трубку. И снова будет «неисправность», пусть не сразу, пусть после пробега тысяч в десять километров – клиентка даже не вспомнит и не подумает на наш автосервис...
Мелочей в  работе быть не должно, от мелочей возникают неисправности и неприятности. Что можно сказать в заключении:
•      Автомобиль пришёл на ремонт с двумя дефектами
•      Второй дефект был «спрятан» за первым – пока мотор «сидел в аварии по топливу», второй дефект никак не признавал себя дефектом
Говорить о качестве предыдущей «перепрошивки» ничего не буду – пусть наши клиенты сами голосуют ногами за тот или иной автосервис.

Ниточкин А.В
© Легион-Автодата

Ниточкин Алексей Викторович (8 916 279 3114), г. Электросталь, пр-т Мира д. 27-а, Здание автотехцентра, личный сайт: http://el-chip.ru/ , Союз автомобильных диагностов
наверх