MMC Fuso. История одной заправки

20.02.2014

Автомобиль ММС FUSO Canter. Такие автомобили относятся к категории «комтранс», как пишут на многих форумах, что означает «коммерческий транспорт».

Ремонтировать такие большие машины можно, ремонтируют их тремя способами:

1 способ: «Метод тыка» (когда очень хочется отремонтировать, есть огромное желание, но нет нужного оборудования)

Автомобиль берут в ремонт, не обещают скорой победы над ним, но говорят, что «приложат максимум старания». В наличии есть прибор для измерения сопротивления («цэха» или что-то подобное), некоторые «приспособы» и минимум информации о ремонтируемом объекте. В большинстве случаев после такого ремонта грузовичок попадает на ремонт в другую автомастерскую …

2 способ: «Метод научного тыка» (когда очень надо отремонтировать, есть огромное желание и опыт ремонта подобного – когда-то получилось запустить подобный мотор, отсюда и уверенность)

· Автомобиль берут в ремонт, говорят, что обязательно его «победют» … в наличии из инструментов есть всё вышеперечисленное + коды неисправностей из Интернета, правда, от подобного автомобиля с другим мотором. Диагностика проводится методом подбора признаков неисправностей по аналогии с обычными дизельными двигателями.


Ну и последний способ ремонта, который лично я считаю самым правильным: «Использование программного обеспечения и оборудования для проведения диагностики от Производителя».


Первый и второй способы ремонта могут варьироваться по наличию оборудования и информации, по «упёртости» человека и прочим параметрам; когда-то и я подобным занимался, пока не понял: «Время гениев от диагностической сохи прошло, век уже двадцать первый, машины стали максимально наполнены программным обеспечением и ремонтировать их «методом тыка» убыточно».


Вернемся к нашему «комтранс». Автомобиль ММС FUSO Canter приехал для проведения диагностики с такими проблемами: «На панели приборов одновременно горят две лампочки, красная и желтая … машина не развивает обороты … больше двух тысяч стрелка не поднимается … не тянет – ездить невозможно».


Проведённая диагностика при помощи дилерского оборудования показала, что неисправность есть: «Магистральное давление, значение не достигнуто». Дальнейшие подсказки сканера привели вот к какому пониманию:

· На топливной рейке (Rail) располагается клапан ограничения максимального давления (Pressure limiter),- приведенная ниже схема не оригинальная, но для общего понимания сгодится:



Ограничитель давления механического типа, служит для ограничения максимального давления в топливной рейке, ниже схема его работы (не оригинальная, приведено для общего понимания вопроса):



А вот как он выглядит:

Если присмотреться, то можно увидеть, что его кто-то уже пытался разбирать и, возможно, ремонтировать. Это, конечно, дикость: в топливной рейке очень высокое давление и рисковать в таком случае опасно (не нашел видео в Сети – там было показано, как давление режет гаечный ключ). Тем более, что этот клапан стоит не слишком дорого. А располагается этот клапан вот здесь: за трубкой его посадочное место видно плохо, можно представить, насколько неудобно было до него добираться и откручивать …



Конечно, сам по себе этот клапан сброса давления сломаться может, но это редкость. Но если учесть попытку его разобрать … то почему нет? Но владельца распросили. Подробно. И выяснилось, что «клапан он не разбирал, зачем ему это надо…», а машина стала вести себя неустойчиво на оборотах после посещения автозаправочной станции «Роснефть». Никаких выводов делать не буду, но мысли о качестве топлива появились. Заправляясь топливом, мы всегда играем в рулетку, никто не может гарантировать, что топливо высококачественное, как написано в сертификате.


Так что эту неисправность можно так описать: «Вследствии возникновения неисправности клапана аварийного сброса давления, клапан стравливал давление (отправлял солярку обратно в топливный бак), и в топливной рейке не достигалось требуемого давления для штатной работы мотора».


***


Однако это были не все неисправности: выяснилось, что на этом моторе неисправна система рециркуляции отработанных газов (аббревиатура EGR). Что это за система и как она работает можно прочитать по адресу: autodata.ru/efisakh/egr.htm . С теми или иными изменениями эта система применяется практически на всех современных автомобилях.


Для чего нужна эта система? В основном, для экологии. Не буду обсуждать важность (или обратное) этого вопроса, могу только сказать, что в случае выхода из строя этой системы многие автовладельцы просто-напросто закрывают этот канал (глушат) и мотор продолжает работать стабильно. В нашем случае из строя вышел сам клапан. Он физически заклинил в одном положении – в открытом, что приводило к появлению ошибки и аварийной работе двигателя.



Стоимость этого клапана для данного мотора довольно высокая. Ситуация была обрисована клиенту и он принял решение: «заглушить».


Однако хочу сказать, что система самодиагностики на этой машине продвинутая. И так просто «заглушить» не получится. Нет, физически это сделать можно, не вопрос, но если не помочь блоку управления «не видеть» этого действия, то блок управления будет продолжать «сбрасывать мотор в аварийное состояние» и постоянно зажигать лампочку на панели приборов.


Что делать? А для этого надо провести небольшой чип-тюнинг блока управления и помочь блоку продолжать работать штатно и стабильно. Если проще: «программно было выключено отслеживание работы системы EGR блоком управления».


Еще пару слов: в интернетах часто пишут об этом процессе, много советуют, например, говорят, что «заглушить просто – пивных жестяных банок много валяется, вырезал, вставил и катайся дальше!».


Ну хорошо. Тогда ещё совет. Смотрим на фото:



Вот так выглядит заглушка для системы EGR. Нет, это не для FUSO Canter, который в ремонте, это заготовки для других систем (чертёж заглушки для FUSO отдан для изготовления).


Фото привел с единственной целью: показать, какой, на мой взгляд, должна быть настоящая и долго работающая заглушка для системы EGR. Видите, какой толщины металл? Приблизительно такая толщина обеспечит долгую жизнь заглушке, она не прогорит и владелец навсегда забудет о ней. А заглушка из пивной банки – смешно. Прогорит очень скоро.


Итак, какие ошибки и какие работы были выполнены на этом грузовике:

1. Найдена ошибка по аварийному клапану сброса давления из топливной рейки, решение: «Заменить на новое»

2. Найдена ошибка по системе EGR, решение: «Заглушить, предварительно программно выключив систему EGR из отслеживания блоком управления»

3. Установлена доброкачественная заглушка в систему EGR


Ну а у нас работа продолжается, на очереди много новых интересных неисправностей:




Ниточкин Алексей Викторович

© Легион-Автодата
автотехцентр "Good Hands"
г.Электросталь (Московская обл.), пр-т Мира, д.27а
+7 (916) 279-31-14
http://el-chip.ru
Союз автомобильных диагностов