Момент затяжки

В какой автосервис не стоит ехать ремонтироваться
20.04.2017

За эту статью меня в автосервисах проклянут столько раз, сколько раз клиенты зададут такой вопрос:
- А затягивать вы будете динамометрическим ключом?
Сервисмен сначала удивится, потом пробурчит под нос насчет "начитались, блин, интернетов", и ответит увесисто:
- Я уже десять лет (пятнадцать, двадцать, тридцать) работаю в автосервисе и ещё ни один клиент не жаловался!
Если клиент окажется настырным и продолжит спрашивать насчёт "момента затяжки", или "А у вас есть таблица затяжек КОНКРЕТНО на мой автомобиль?", клиенту ответят веско:
- Вы у меня уже чёрт знает какой тысячный клиент, так что можете не волноваться! И у меня ВСЕ таблицы есть!
Но сами знаете, что клиенты могут быть не только настырными, но и въедливыми, могут и дальше спросить:
- А я вот в статье читал …
Здесь клиента могут или выгнать, или снизойти до него и лениво спросить "в какой-такой статье". Выслушают ответ, и мягко, как психиатр больному ответить:
- Вы знаете, эти все пачкуны-журналисты такие …,- и рукой махнёт, мол, тут всё ясно, тема исчерпана, разговор окончен.



Двадцать с лишним лет назад, когда я открывал свой первый автосервис, то первым делом заказал, купил и с удовольствием развернул посылку вот с таким содержимым:


Не буду утверждать, что приобрёл именно такой, фото показал для понимания темы нашего разговора.

Теперь коротко об устройстве, смотрим на фото:


Обращаем внимание на важное для нас: "основная и вспомогательная шкала".
Перед началом работы сверяемся с мануалом (руководством), запоминаем или записываем рекомендуемые усилия, выставляем значение на первой и второй шкале и приступаем к работе: при достижении требуемого усилия в 90, например, Нм, услышим щелчок, который говорит о том, что требуемое усилие закручивания достигнуто. Просто и гениально.
Для справки: Ньютон-метр (русское обозначение Нм, международное Nm) — единица измерения момента силы в Международной системе единиц (СИ). Один ньютон-метр равен моменту силы, создаваемому силой, равной 1 Н, относительно точки, расположенной на расстоянии 1 м от линии действия силы. (wikipedia)

Для чего нужен динамометрический ключ?
Каждый болт и каждая гайка в вашем автомобиле закручена с определённым усилием, которое было определено на стадии проектирования автомобиля (узла), на основе компьютерного моделирования и последующих натурных испытаниях.

Можно ли обойтись без динамометрического ключа?
Можно. Для интереса встаньте около шиномонтажа (практически любого) и понаблюдайте: увидите много интересного – работник шиномонтажа использует свой пневмогайковёрт с одним и тем же усилием для Жигулей, для Лэнд Крузеров и для остальных автомобилей. Обойтись без динамометрического ключа можно, так и делается в нашей действительности, но так делать нельзя.
А если попробуете спросить или посоветовать работнику автосервиса "делать как положено – с правильным усилием", то будете или посланы далеко, или одарены молчаливым презрением: " -Я уже тысячу авто так закрутил и всё нормально!".
Логично. Но есть ли уверенность, что ваше авто, которое будет "тысяче-первым", не потеряет колесо где-то через пятьсот километров? Или, например, после капитального ремонта через те же пятьсот километров из-под капота не повалит пар, вследствии "пробитой" прокладки, которую или НЕдотянули, или ПЕРЕтянули?
Недокрученные гайка или болт могут открутиться, перекрученые могут как лопнуть, так и приобрести эффект "потянутой резьбы" - такие впоследствии использовать нельзя (но используют).

Почему написал эту короткую заметку: "Достало". Например, на ЛЮБОМ шиномонтаже, за исключением редких, ВСЕ колёса на ВСЕХ автомобилях затягиваются одним и тем же моментом. Но это же ужасающая техническая неграмотность? И все ходят мимо, смотрят и... не знают или не хотят знать.

В автосервисах работы по "капиталке" мотора зачастую проводят БЕЗ использования динамометрического ключа. Бред полнейший - но делают и будут так делать.

Моторное масло меняете? А знаете КАК правильно надо делать?Не знаете, потому что ДОВЕРЯЕТЕ, а вас в большинстве автосервисов ОБМАНЫВАЮТ. Нет, говорю не о том, что масло вам могут и не поменять, об этом рассказал автодиагност и чип-тюнер из подмосковной Электростали Алексей Ниточкин (его статьи по двум адресам на портале компании Легион-Автодата: статьи в общем разделе и статьи в разделе по чип-тюнингу ). Так вот, он красиво рассказал о ремонте американского авто, с которым ему пришлось бороться, а первопричиной неисправности явился тот факт, что в моторе этого авто ОЧЕНЬ долго моторное масло не меняли вообще.
А обманывают автовладельцев тем, что при замене масла пробку в картере закручивают, но как-то не особенно обращают внимание на то, чтобы на пробке было специальное уплотняющее колечко. закручивают без него. закручивают туго, надёжно и на века. А что может случиться – сами понимаете. Впрочем, на некоторых моделях этого уплотнения нет конструктивно, но владельцу авто это надо знать для того, чтобы КОНТРОЛИРОВАТЬ. А не будете контролировать – будете вечным авто-лузером.

Можно привести ещё много примеров, когда в автосервисах те работы, где требуется использование динамометрического ключа, проводят БЕЗ этого инструмента – обычными гаечными ключами. Причина такой ситуации в большинстве российских автосервисов застарелая: в десятках тысячах российских автосервисов работают люди, которые пришли туда работать исключительно "по зову сердца и денег". Второе встречается чаще. У них нет ни специального образования, ни какого-нибудь сертификата на проведение определённых работ – НЕТ НИЧЕГО, кроме желания заработать.

И только в редких автосервисах работают реальные профессионалы. И вам повезёт, если вы попадёте именно на такого. Не будут тут растекаться мыслями, мол, у нас в стране отсутствует грамотная система подготовки специалистов для автосервисов, вот у дилеров подобное есть, а за стенами дилерских центров всё остальное шевелится "по зову сердца и денег". Такое говорить смысла нет, нам, автовладельцам, только остаётся уповать на "авось, повезёт!", или, как постоянно говорю, "иметь своего личного и проверенного автомобильного доктора".

Технический уровень большинства автосервисов, как вы поняли из этой заметки, оставляет желать лучшего - автовладельцы НИКОМУ не нужны, а на государственном уровне такие проблемы не в приоритете, и долго ещё будут такими. Что остаётся: надо собраться, сесть, подумать и задать себе единственный вопрос: "КУДА ЕХАТЬ РЕМОНТИРОВАТЬ СВОЙ АВТОМОБИЛЬ?" Если у вас ещё нет своего личного автомобильного доктора, то откройте интернеты и посмотрите, почитайте отзывы... А эту заметку заканчиваю, и желаю коллегам-автовладельцам единственного: "Хорошего вам автосервиса!".

P.S. В тексте есть слово "контролировать". Вроде стыдное слово, как это так - контролировать того, кто должен работать без контроля. Но до тех пор, пока в нашей стране не будет создана работающая система регулирования автосервисов - до тех пор большинство автовладельцев будут естественными авто-лузерами, которых разводит каждый второй автосервис.


Кучер В.П.
© Легион-Автодата


Кучер Владимир Петрович
Союз автомобильных диагностов



Автокниги и Автолитература от Легион-Автодата

Книги по ремонту автомобилей от
интернет-магазина Легион-Автодата

• низкие цены от издателя
• оперативная доставка в любой регион
(почта, пункты выдачи, курьером)
• оплата при получении
• широкий ассортимент
дисконтная карта на скидку в Autodoc.ru, EMEX.RU и в других компаниях в подарок при покупке!



Новинки компании Легион-Автодата:

Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Давление в шинах и моменты затяжек колёс 2017 (настенный ламинированный плакат, 49 марок 765 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Автомобильные кондиционеры 2017 (рабочие жидкости и объемы) (настенный ламинированный плакат 49 марок производителей автомобилей, более 675 моделей)
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
Nissan Diesel двигатели FE6, FE6A, FE6B, FE6C, FE6E, FE6T, FE6TA, FE6TB. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Диагностика.ТО
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
FREIGHTLINER Columbia/Century Class S/T с 2000 года выпуска. Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Шасси. Кабина. Электрооборудование. Ремонт. ТО.Эксплуатация
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mercedes-Benz Viano (W639) 2004-14 диз OM651(2,2), OM646(2,2), OM642(3,0) и бенз M272(3,5), рестайлинг 2010 РемонтЭксплТО(ФОТО+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi Outlander III c 2012 рестайлинг 2015 c бенз. 4B11(2,0), 4B12(2,4), 6B31(3,0) серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО(+Каталог расходных з/ч)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Mitsubishi ASX с 2010 года серия ПРОФЕССИОНАЛ Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характер. неисправ)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth Mini размер S + MotorData OBD
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Экскаваторы-погрузчики JCB 3CX & 4CX и их модификации 1991-2010 (2,3,4 поколения) c диз. PERKINS(4,0), JCB(4,4). Серия ПРОФЕССИОНАЛ. Ремонт.Экспл.ТО
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Volvo S40, Volvo V50 2004-07 с бензиновыми и дизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (в фотографиях) + Каталог расходных запчастей
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Mercedes-Benz Vito (W639) 2003-14 рестайлинг 2010 c диз. OM651 (2,2) OM646 (2,2) Ремонт. Экспл.ТО (ФОТО+Каталог расход. з/ч. Характер. неисправности)
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Диагностический адаптер ELM327 Bluetooth размер M + MotorData OBD
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Toyota Land Cruiser Prado 150 c 2009 диз. 1KD-FTV(3,0) Серия Автолюбитель Ремонт. Эксплуатация. ТО (+Каталог расходных з/ч. Характерные неисправности)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 & Chevtolet VIva 2004-08 с бензиновыми двигателями. Ремонт.ТО.Эксплуатация (+ Каталог расходных запчастей) (в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Opel Astra, Zafira 1998-05 с диизельными двигателями. Ремонт. ТО. Эксплуатация (+ каталог расходных запчастей, в фотографиях)
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana L33 с 2014 с бензиновым двигателем QR25DE(2,5 л). Руководство по ремонту . Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan Teana с 2014 модели L33 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5 л). Руководство по ремонту. Эксплуатация. Техническое обслуживание
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan X-Trail T32 с 2014 с бензиновыми двигателями MR20DD(2,0), QR25DE(2,5). Серия Профессионал. Ремонт. Эксплуатация. ТО
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Pathfinder. Модели R52 с 2014 с бензиновым двигателем VQ35DE(3,5). Ремонт. Эксплуатация. ТО.
Nissan Almera G15 с 2013 с бензиновым двигателем K4M(1,6 л). Ремонт. Эксплуатация. Техобслуживание
Nissan Almera G15 с 2013 с бензиновым двигателем K4M(1,6 л). Ремонт. Эксплуатация. Техобслуживание
Ответить на комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Oleh
19 Мая 2017 16:52
На картинке у ВАС не динамометрический, а предельный ключ. А статья- годная. Особенно для новых автомобилей с крепежом без запаса прочности.
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь через социальные сети или укажите ваше имя и заполните код с картинки:
Имя/Ник с форума autodata.ru*
Введите код с картинки*
CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Автокниги - ремонтируйте автомобиль своими силами