Мотор VW CBZB. Бедная смесь
20.03.2019
В случае немецкого мотора 1,2 л с обозначением CBZB это происходит за счёт надёжности.
Мотор CBZB
Это лично моё мнение. Всё, конечно, прекрасно - турбина, непосредственный впрыск. Едет моторчик просто изумительно, но вытащить более 100лс с такого малютки, при этом укладываясь в нормы Евро - это бег по краю. Небольшие отклонения от штатных условий работы и мотор начинает чихать, кашлять и всячески плохо себя чувствовать. Вроде только избавились от проблемы с окисленными проводами, как появляются всё новые проблемы. Про то, что у них регулярно "слизывает" по диагонали верхний электрод дорогущей свечи зажигания даже говорить неинтересно. Как будет фото, обязательно выложу. И только у этого двигателя я видел ошибку "Расход воздуха слишком мал", которая означает - замени воздушный фильтр и помой дроссельную заслонку.
Теперь новая беда. Бедная смесь. Прям так и пишет. P0171 - переобеднение смеси. Причём таких машин за последний месяц скопилось не один и не два, а на небольшой гаражик наберётся. И ошибка такая хорошая, многообещающая. Может означать как банальный подсос воздуха или неисправность МАФ сенсора, так и неисправность топливного насоса или лямбда - зонда. Признаться, не сразу понял всю серьёзность положения и поначалу не заострял внимание на этом вопросе. Но вскоре несколько машин кое-как приползли с троящим мотором и такой ошибкой, а все принятые меры не помогали. Пришлось подойти к выяснению причин со всей строгостью.
И вот, относительно свободный день, CBZB и ошибка P0171. Вспоминаю весь предыдущий опыт безуспешной борьбы с этой проблемой. А опыт такой - узнав, что клиент заправляется на не очень хорошей заправке с уверенностью вскрыл катализатор. Мимо, он чистый.
Поиск неплотностей на впуске, т.е. подсоса воздуха - нет такого. всё плотненько. К тому же здесь стоит не МАФ, а МАП - сенсор, что уменьшает возможность прохода неучтенного воздуха. Может, сам сенсор? Хотя по прибору показания нормальные всё равно подкидываю заведомо исправный. Нет, тоже не попал. Круг сужается. Надо проверить подачу топлива. Так как у нас непосредственный впрыск, давление топлива делится на ДО и ПОСЛЕ ТНВД. Низкое и высокое соответственно. Вывожу показания на экран, оба давления соответствуют заданному. Удивился, что есть показания по низкому давлению, ведь датчика ДО ТНВД нет. Уж больно интересно оно меняется! При запуске мотора низкое давление составляет 6 атм. это нормально, даже высоковато. Но при работе на холостом ходу давление снижается до 2,5 атм. что маловато. Но не стоит забывать, что здесь стоит управляемый топливный насос, который подаёт топливо не 100% своих возможностей, а лишь сколько нужно, по потребности. Но сомнения гложут и это повод опробовать новый спецприбор. Внимание - VAS 6550 (фото ниже).
Электронный топливный манометр, как выяснилось, очень удобная штука! Подсоединяю его в разрыв подающей топливной магистрали - да, давление соответствует заявленному. А давай-ка исключим из подозреваемых топливный насос! Отключаю блок его управления и подаю питание от независимого аккумулятора. Постоянные 12 вольт. Насос выдаёт на полную катушку - почти шесть очков!
Что интересно, низкое давление топлива по прибору не изменилось и осталось около 2,5 бар. Значит, оно расчётное, т.е. блок не видит, сколько реально выдаёт насос в баке, он рассчитывает эту величину по подаваемому на насос напряжению. Насос исключили, а ситуация не меняется - ошибка есть. Теперь всё же пора рассказать, как я оценивал ситуацию в количественных параметрах. Есть такой показатель, как коррекция подачи топлива. Различается кратковременная и долговременная коррекция. Более подробно об этом можно узнать на просторах интернета. Здесь же опишу как это понимаю я. Существует некая таблица значений, заложенная в память блока управления ДВС. В ней находятся значения количества поступающего воздуха и соответствующие им количество топлива.
Топливо регулируется временем открытия форсунки. Давление в рампе и положение ДЗ для простоты не принимаю во внимание. По замыслу инженеров эта таблица должна поддерживать идеальное соотношение воздух-топливо. И для проверки этого соотношения на выходе из двигателя в потоке отработанных газов стоит лямбда-зонд, который и задает эту самую коррекцию либо для обогащения, либо для обеднения смеси. То есть по его показаниям блок управления либо уменьшает, либо увеличивает время открытия форсунок по сравнению с табличными . Но значение коррекции не может превышать 25% в плюс или в минус. Если суммарная коррекция пытается выйти за эти пределы, мы получаем ошибку о чрезмерно богатой или бедной смеси. В нашем случае последнее. Ну что ж, я проверил почти все элементы, отвечающие за соотношение смеси. Кстати, при отсоединении лямбда-зонда и обнулении коррекций наш моторчик просто жутко "беднит" и пытается заглохнуть. Осталось последнее предположение и я звоню за советом к более опытным коллегам. Они подтверждают мои догадки. По всей России куча вопросов именно по этой проблеме - бедная смесь. Выясняется, что на многих заправках стали продавать просто ужасный бензин с порошковым повышателем октанового числа. Последствия кризиса, как я понимаю. И первыми на эту гадость откликнулись самые слабенькие - CBZB. Забиваются форсунки. Вариант один - замена всех форсунок и бензина. Позвольте - одна форсунка стоит около 9000р - нехило, правда?
Вроде бы всё выяснилось, но хочется помочь клиенту. Принимаю последнюю попытку - помою инжектор. Но в это раз с пристрастием, с щёткой по металлу форсуночки почищу. Шутка. просто в два раза дольше и в два раза больше смеси промывочной.
Коррекция выровнялась.
Но недостаточно. Идеально возле нуля. Надолго ли? Попросил клиента обязательно заехать через неделю. И денег не взял. Проверим, буду надеяться, что поможет.
Иноземцев Тимофей Александрович
© Легион-Автодата
(ник на форуме - tirim)
г.Подольск (Московская обл.)
+7 (925) 451-06-83
avto-mexanic@mail.ru