Мотор VW САХА. Особенности

25.09.2017

Напоследок мой любимый мотор. Это двигатель объёмом 1,4 литра, турбонаддувом и непосредственным впрыском. Знакомьтесь, CAXA. Лично по мне, самый надёжный из предпоследних ВАГовских моторов. Да, есть кое-какие косяки, но всё лечится и мотор нормально себя чувствует. Мощности достаточно - 122 лошадки вполне хватает и Octavia, и Yeti, а для Rapid это вообще топовый мотор. Не говоря про хорошую возможность для чип-тюнинга. Из особенностей мотора помимо турбины и топливной системы высокого давления:

  • необслуживаемая цепь ГРМ
  • фазовращатель впускного вала
  • жидкостный интеркуллер, который установлен во впускном коллекторе, как на 1,2 CBZB
  • соответственно, двухконтурная система охлаждения
Врождённых болячек немного, поэтому начнём с самого печального (если на фото плохо читается текст, то там написано: "Закисает здесь!"):

Закисает здесь
  • Турбонагнетатель. Сама турбина надёжна и прекрасно себя чувствует и на больших пробегах при нормальном масле. Проблемы возникают с клапаном перепуска лишних газов. Wastegate его называют. То ли конструкторы не рассчитали верно диаметр отверстия под ось этого клапана в турбине… а может, неправильный материал подобрали. Суть одна - к ста тысячам пробега, а то и раньше ось клапана в корпусе турбины начинает заедать. Закусывать. Плохо передвигаться. Блок двигателя зажигает ошибку P0234 по регулированию давления наддува, мотор переходит в аварийный режим и машина не едет. Диагностируется довольно просто. Хорошо, что актюатор регулятора давления наддува здесь старого типа - вакуумный. Поэтому подаю на этот актюатор небольшое давление воздуха. Использую для этого вакуумный пистолет. При давлении 0,8 - 1 бар шток без заеданий должен выдвинуться до упора.

Шток на исправном насосе шток останется сухим, если течь есть - ТНВД меняется, ремонт пока не освоили.
Если постараться, его видно за турбиной. Сбрасываю давление - шток должен плавно вернуться назад. Если не возвращается или подкусывает на середине хода - всё, приехали. Замена турбины исправляет ситуацию.

Но замена хороша, когда она по гарантии…

На постгарантийном авто хозяин, понятное дело, не особо-то хочет расставаться со своими кровными. Турбина стоит ни разу не дёшево. Поэтому используют альтернативные методы. Стоит немного подразобрать навесное оборудование двигателя - и шток регулятора доступен для воздействий.

Воздействую обычно проволочным крючком. Но просто так его елозить туда-обратно смысла особого нет. Поэтому для начала сбрызгиваю его и ось в турбине растворителем ржавчины ROST OFF (или WDшка тоже подойдёт).

Когда шток хорошо расшевелился, закрепляю результат высокотемпературной медной смазкой - не скупясь, обрабатываю все подвижные детали. Проверяю - шток плавно ходит в обоих направлениях. Такой ремонт помогает на полгода. Всё дешевле, чем замена турбины.
  • На этом моторе топливо вливается прямо в цилиндры. Поэтому мы имеем дополнительно к обычному топливному насосу в баке ещё и дополнительный топливный насос Высокого Давления. Он установлен на головке блока цилиндров и приводится в действие кулачком распредвала. В своё время мучился с одной Octavia в течении нескольких месяцев. Хозяин жаловался на плохой утренний запуск и ошибку по богатой смеси. Проблема возникала всё чаще и чаще. Смог решить этот ребус только тогда, когда масла в двигателе стало значительно больше чем надо, и оно сильно отдавало бензином. Даже маслом это трудно было назвать - уж больно жидкое. Оказалось, бензин через дырявое уплотнение топливного насоса прямиком стекал в картер и сильно богатил смесь. Не прошло и двух лет, как Skoda всё же выпустили отзывную, что на моторах 1,4 TFSI CAXA и 1,2 TFSI CBZB топливные насосы высокого давления иногда дают течь. Чтоб проверить это помимо проверки уровня и качества масла предлагается также открутить насос от двигателя и, удерживая шток, включить зажигание. При это заработает насос низкого давления в баке. Шток на исправном насосе шток останется сухим, если течь есть - ТНВД меняется, ремонт пока не освоили.

Шток на исправном насосе шток останется сухим, если течь есть - ТНВД меняется, ремонт пока не освоили.
  • Инновационная система охлаждения наддувочного воздуха - интеркуллер, находится во впускном коллекторе. Через него проходит охлаждающая жидкость, которая с помощью электрической помпы прогоняется через дополнительный радиатор охлаждения. Итого на автомобиле три радиатора - один для кондиционера, один для двигателя и третий для интеркуллера и турбины.
Зачем было такой огород городить? Зато теперь системы впуска намного компактней. Так вот, помимо, того, что интеркуллер на впуске постоянно закидывается маслом, так он ещё имеет плохую привычку протекать антифризом. Это неприятное явление сопровождается обильным дымлением и падением уровня охлаждающей жидкости. Интрекуллер, при подозрении на него, следует извлечь, осушить и подать в трубки воздух. При этом стоит его держать под водой в тазике или другой подходящей по размеру ёмкости. Если пойдут воздушные пузыри - интеркуллер пробит. И тут, как говорится, "два путя - либо новый, либо ремонт старого".

Если честно, в последнем не силён, есть специалисты с аргоновой сваркой. Это к ним. Хотя и "снять - поставить" то ещё приключение!

Вылазить интеркуллер не особо намерен и упирается трубками в моторный щит.

Делаю поправку: В предыдущих статьях при описании мотора CBZB с такой же системой охлаждения: там он снимается прекрасно, а в случае с CAXA придётся попотеть.

Ну что ещё … говорить о внезапно умирающих катушках зажигания не буду - это мелочь и случается и на других моторах.


Иноземцев Тимофей Александрович
© Легион-Автодата

(ник на форуме - tirim)
г.Подольск (Московская обл.)
+7 (925) 451-06-83
avto-mexanic@mail.ru

Информацию по обслуживанию и ремонту автомобилей вы найдете в книге (книгах):
наверх