Немного о диагностике и не только. Часть 3

30.06.2020

И еще. Вот интересно, если перед вами две машины: - одна 2000г., а вторая 2015г. Какая из них, для вас более предпочтительна? Мне интересен ответ категории, для которой критерием является наличие разъема OBD II. Именно в этой категории, есть те, которые при наличии разъема, «обезжирить» смогут обоих клиентов. Но речь не о них, а о тех, кто хочет понять суть процессов. Ведь на подобных» старичках» все есть, просто на более новых, что-то усовершенствовано, многое добавлено. Но основы остались те же. От простого к сложному идти проще. К тому же «старичок» стерпит, и ошибку простит, поэкспериментировать позволит. Вот пример: микроавтобус Toyota, 2000г, мотор 7К-Е. Многие и не видели такого, но он есть и ездит. К тому же работает. Бригаду возит, инструмент. Не ржавый не битый, грузопассажирский. Устраивает владельца на все 100%.

Отказывается ехать. Скорость не набирает, хлопки в глушитель. Вот для такого мотора сканер не особо нужен. Там параметров одна страничка. А возможных ошибок, на пальцах рук можно пересчитать. Проблема элементарная - система зажигания. Провод ВВ в крышке трамблера, сгнил контакт. В соль превратился. Сопротивление между угольным контактом и вторым концом провода 96кОм. Провод заменен, контакт внутри крышки почищен, насколько возможно. Хлопки прекратились… и у хозяина если не радость, в глазах, то удовлетворение точно. Не понял. Двигатель работает неустойчиво. Чему обрадовался? Оказывается, они так и ездили. Летать им абсолютно не нужно было, с обгоном смирились, короче везет до места работы и обратно и хорошо. Расход топлива приняли, какой есть. В общем, адаптировались к машине. Неужели не напрягало? Говорит, что вначале да, потом перестали обращать внимание. Пробовали починить, но видимо не судьба. На работающем двигателе даже можно на каких-то цилиндрах наконечники свечей снимать, а в работе мотора ничего не меняется. На каких цилиндрах он не помнит. С «электроникой что-то». Понятно, диагноз знакомый. И давно? Оказывается около года. Вот какой терпеливый автомобильчик. Может посмотреть стоит? Говорит, что где его только не смотрели…. Но согласился. Тем более сказал, что времени займет немного. А еще, я почти уже точно знал, что смотреть. Действительно, на снятый наконечник ни на втором, ни на третьем цилиндрах двигатель не реагировал. Принес манометр. Проверил компрессию в 1,2,3 цилиндрах. Подобные замеры делаются для сравнения, и к точным значениям не относятся. Результат замера: 1-9,5; 2-4,5; 3-4,7.Вывод – прогорела прокладка между 2 и 3 цилиндрами. Прокладку под головку блока купили, заменили. «Дедушка» бегает как молодой.

Мне интересно, «продавец кодов ошибок» сможет найти, где дал подсказку клиент и почему после замеров компрессии был сделан такой вывод. И почему клиент, знал и забыл, а я не знал, но вспомнил. А в тексте курсивом ничего не выделено. Думаю, что никогда не найдет. Продавцы кодов ошибок очень опасны. Правда, сами они этого не знают. Работают в «своем сегменте». Коды ошибок могут упаковывать в легкий ремонт или ТО. Но самое вредное – это их советы. И мне кажется, что они придумали новый вид неисправности, которая более универсальна, чем «что-то с электроникой или мозг накрылся и т.п.».

И называется она «глюк в системе».

Ну, о «глюке» надо с картинками. Исключительно для наглядности и лучшего понимания ситуации. (из просторов интернета)


Обиделся…сканер у него профессиональный. Конечно, профессионал, блин, в полный рост.

Если ввести в поисковик вопрос по кодам Р1604, Р1605, там такого можно начитаться. И по существу практически ничего нет. Даже возможные причины...в подавляющих случаях просто бред. Не стал мучиться, открыл MotorData. Вот кусочек из нее. Выделены коды, о которых пойдет речь, а ниже возможные причины. На скрине их третья часть примерно, остальные чтобы посмотреть нужно движок двигать, там длинный список.


И не в качестве рекламы, с этой программой работаю давно. Среди возможных причин неисправностей, есть все. А ошибки, о которых пойдет речь, выделены. Коды не новые, впервые с ними столкнулись, может 5-7 лет назад. Дословный перевод и сейчас у некоторых вызывает улыбку. А зря. Первая машина с такими ошибками отняла дня три. Все делали по мануалу импортному. Очень злила длиннющая пошаговая тягомотина. А когда шаги закончились, то результат не обрадовал. А проверено было все, кроме подвески, системы пассивной безопасности и тормозов. Ругался на чем свет, японцам досталось… А потом – « а не дурак ли я?» Зачем под несколькими кодами собирать все возможные неисправности системы управления, тем более что они в большинстве пересекаются. Выделил эти два слова, потому что они ключевые. Пришло понимание, почему так сделано. И сейчас просто отсекаю не нужное, из обширного списка неисправностей, и дальше локализую неисправность в привычном режиме. Но это собственно другая тема, и длинная..Разговор сейчас об этих двух кодах.

Ситуация: - клиент, который уже очень-очень давно у нас обслуживается, позвонил из другого города, загорелся чек и 4WD. Спрашивает, как ему поступить. Как, на ближайшее СТО заехать, пусть посмотрят. Еще говорю, чтобы ошибки записал. И по возвращению приехал ко мне. Если вдруг, поставят «смертельный диагноз», перезвонишь. Не перезвонил. Позвонил на следующий день, сказал, что сейчас подъехать не сможет. В понедельник ему улетать на вахту и как всегда куча незавершенных дел, поэтому в пятницу с утра будет, как штык. Ну, ладно, паники в голосе нет, да и машину я его знаю.

Toyota Noah 2014г, мотор 3ZR –FAE, полный привод.
Приехал, правда, не один. Зять на веревке притащил. Я в этот день задержался минут на 20, поэтому застал только момент заталкивания машины в бокс. Интересуюсь, почему не своим ходом приехал. Оказывается стартер «сгорел»…. Улыбается. Чему радуешься? А оказывается, его предупредили, что стартеру скоро придет конец. Это почему? А оказывается, считали ошибку. И что ошибка прямо так и на стартер указала? Я ведь тебе говорил, чтобы ошибки записал….Достает гаджет, понятно, сфотографировал. Ё моё! Р1604,Р1605- классический «дуплет». А что делали с машиной? Свечи поменяли, дроссель промыли, проверили коробку и систему полного привода. И что? Ошибок не было. Вторая ошибка «была по оборотам». Почему не позвонил? Так сказали, что ни чего страшного…такой глюк в системе бывает, если слишком напрягает, можно клемму сбросить. (Как же, машина с внутреннего рынка, новая считай, по нашим меркам, с оборотами все нормально было, почему ошибка вылезла – объяснили, ну, а стартер? Должен же он когда-то….) Подключаю сканер. Ошибки на месте. Стартер сняли. Оказался живее всех живых. А если попробовать за коленвал провернуть… самое время. Попытка оказалась неудачной. Подозвал младшего сына. Предложил попробовать. Сорвал, со щелчком, дальше крутит, но очень тяжело. Даже если на место вернуть стартер, у него не хватит мощности прокрутить двигатель. Все, вкладыш(и) расплавил.

«Двигатель не стучал, какой вкладыш!!!» «Коренной, блин….. - стучит шатунный.» Вот так на ровном месте. А если бы сразу? Да, тогда вариант еще оставался. А теперь, на металле цвета побежалости и постель, просто в хлам. Для кодов Р1604,Р1605 в MotorData выдает три десятка возможных неисправностей, по каждому. Любой из них, один - это звонок для диагноста, а если «дуплетом» - мигалка с сиреной. Вот если одиночный Р1603, расшифровка его тоже смех у некоторых вызывает. С этим кодом можно порезвиться, заслонку помыть, свечи поменять там вреда не будет машине, но и толку тоже может не быть. По этому коду возможных причин около 20. Заслонка и свечи упомянуты. Но остальные 18 равновероятны, а значит, можете не угадать.

Что хочу сказать, если вы столкнулись с подобной ситуацией, первым делом смотрите параметр отражающий нагрузку на двигатель. Если брать конкретно, этот автомобиль, то нагрузка на не прогретом моторе будет 30%(небольшой + -). По мере прогрева, она опустится до 25-27%. При возникновении дополнительной нагрузки цифры изменятся на короткое время, но вернутся нормальному значению. Поэтому, если вы видите коды Р1604,Р1605 и даже если с ними еще будет Р1603(возможно и такое), работать надо начинать с Р1604. Ибо по возможным причинам, он перекрывает, оставшиеся два кода, на 90%. А последствия от него намного серьезнее. А теперь, как промежуточный итог, приведу пример с кодом Р1605. Тоже, Toyota, с таким кодом. Типовые процедуры прошла, результата нет. При остановке на светофоре, машину трясет, в движении дергает, динамика ухудшилась. Показатель нагрузки 42% на ХХ. Если нагрузить мотор на месте, включив передачу, свет, кондиционер увеличивается до 48%. Если стоять в таком режиме минуту и более, начинает, «толкаться», показатель нагрузки скачет до 53%, затем так же идет скачком вниз и даже фиксируется показатель на уровне 39%,но сразу же идет вверх. А при снятии нагрузки – возвращается на исходные 42%. Как в этом случае должно вести себя авто? Хорошо, что доехал. И никакая чистка, дросселя, форсунок, замена свечей и пр. элементов сервисного обслуживания не поможет. Машина была поднята на подъемнике, и трансмиссия отсоединена от двигателя. Процесс не сложный, не трудоемкий, по времени…. Сигарету выкурить не успеешь.(Это для тех кто подумал, что коробку сняли. Ключевое слово отсоединили.) Двигатель заводится, нагрузка 22%. Дальнейший алгоритм понятен. Ошибок, по коробке не было.

Так же и в первом случае. Какая может быть ошибка в системе управления, если просто забилось, причем частично, отверстие для смазки. А вот сила трения на шейке коленвала увеличилась, а это дополнительная нагрузка на двигатель. И система быстро поймет, что такая нагрузка не характерна, для того же ХХ. И естественно будет ошибка Р1605. Но там где трение, там и температура. Масло начинает гореть и коксоваться. И смазка перестает поступать на шейку коленвала. Думаю что уже здесь, может появиться код Р1604, а если нет, то появится на следующий день, после того как заведете машину, (ну если конечно заведете). Если в момент запуска двигателя снять осциллограмму оборотов, то в отрезок времени, который отпущен для стартера, он не развивает нужных оборотов. Может со второго или третьего раза двигатель и запустится, и человек поедет, помня, что это всего лишь «глюк». Но трение осталось, и до того момента когда расплавится от температуры вкладыш и двигатель просто заглохнет, время не угадаешь.

А когда машина заглохла, а попытка завести ее сводится к щелчкам втягивающего реле, виновного находят сразу – стартер. (Типа стартер сгорел. Нет, если ехал на стартере, тогда да).

Что еще хочу сказать, применительно к этим ошибкам.

1.Обратите внимание, чем отличаются DATA автомобилей разных годов выпуска.

2.Почему некоторые параметры перекочевали на другие места. У них, что рейтинг понизился? Если так, то почему. К слову сказать, параметр нагрузки на двигатель на вышеупомянутом автомобиле Toyota Noah стоит первым пунктом. И не только на нем.

3. Какие новые параметры появились, в системе управления двигателем. (На первый взгляд, не имеющие к системе управления отношения. Например вкл/выкл стоп сигналов. Он, что на работу системы влияет?)

4.Включите, сканер в режим поиска и пусть он вам найдет все блоки управления, которые установлены на авто. И подумайте, могут ли оказать влияние, на работу системы управления двигателем (двигатель), другие системы относящиеся к сервисным, вспомогательным, обеспечивающим.

Увы, ничто не стоит на месте. А для того чтобы легче было разобраться, надо общаться. Площадка для этого есть. А те кто залетает на форум для того чтобы получить сиюминутный результат, набросав сообщений в разных местах… такие вычисляются сразу.

А будут интересные вопросы, будут и интересные обсуждения. И те кто, сейчас просто заглядывают на форум и наблюдают…..думаю тоже поучаствуют.


Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов


наверх