О приборах. Стоит ли уповать на диагностику сканером на старых авто? Актуальна ли диагностика осциллографом

10.07.2022

….Сканер, осциллограф, использовал оба прибора. Какой из них рулит и где? Забегая вперед скажу:- рулит каждый прибор используемый диагностом в зоне его компетенции. А вот диагност может их применять как по отдельности, так и совместно. Иногда как дополнение к основному используемому…..

Предисловие: Mitsubishi Outlander 2002 г. DOHC не MIVEC 2,0л. Старичок, но крепкий. Достался в наследство от дедушки, около трех лет стоял в гараже. Трудно завелся, работал… передвигался как-то. Те, кто смотрел, сказали что, скорее всего, нужно будет мотор капиталить…. И прочая лапша. С машиной сын занимался. Фильтр топливный поменял, форсунки промыл, свечи, окислы – грязь короче. Мотор прогнали на промывочном масле, поменяли все масла и жидкости. В принципе хозяин от того как работает и как едет в восторге. Ходовка на машинке убитая – это да. По нынешним временам не мелочь, но все решаемо. Пробовал сына уговорить зафиксировать процесс…отказался, типа некогда мне всякой фигней заниматься. Во время работы надо работать. Да… А ведь так думают и многие мои коллеги, если к ним обращаются с подобной просьбой. Нет, я понимаю, многие уже достигли в профессии определенных вершин, состоялись как специалисты…. Не царское это дело, понимаю. А из кого вышли, забылось. Но это отступление от темы (запланированное). Кого касается те поймут… если прочтут конечно. Теперь по теме.

Зафиксирован итоговый результат.
Вот он заведенный, работает. Зафиксирован итоговый результат. А по теме добавляю :- при таком количестве текущих параметров, сканер больше рулит как считыватель кодов ошибок. А в тестах на это авто я могу поставить постоянно УОЗ 5 град и проверить работу вентиляторов охлаждения- вот и все. Вот здесь и рулит осциллограф (а если его нет, то манометр, и компресометр, и пневмотестер, и мультиметр и пр.). То, что сейчас далеко не в тренде у тех, кто делает «компьютерную диагностику». А был период (2009……2012г) когда эти машины только и шли на СТО. И это была практика. И золотое время осциллографа. Но это отдельная тема. Если не забуду, опишу ниже. Так, как вопросы есть.

Основная часть

Помните библейскую историю про Голиафа. Громадного роста, свирепого вида, в доспехах, от одного только его вида и размеров копья и меча враги в ужас приходили. И чем закончилось? Обычный пастушок, без доспехов, из оружия одна праща. А камень, вообще с дороги поднял. И залепил точно в лоб оппоненту. Приборы, которые диагност использует, это «оружие». Поэтому много чего накуплено, посмотрите внимательно, что у вас есть. И подумайте, все ли эффективно используете из своего арсенала. А что-то может, вообще не используете. Вдруг сходство с библейским персонажем обнаружится.

Осциллограф показал в работе, а почему не записал ни одного скрипта? Потому что не видел необходимости. Мне не нужно автоматически анализировать данные, я умею это делать сам. Тем более при таких возможностях приборов, которые использую. И в принципе делаю это по тому же алгоритму, что и скрипт. Рассматриваю и анализирую данные по отношению к оборотам. Только это данные работы систем зажигания, топливной, воздух,VVT, могу вносить коррекции в них и смотреть, как реагирует система. А локализация неисправности это другая песня и для этого есть другие приборы и методы. Что касается механической части, то была приведена осциллограмма с датчика разряжения. Если бы я хотел детализации включил бы еще канал с синхроимпульсом. А линию развертки свободного канала использовал бы как горизонтальную направляющую.. и начиная с самого «убогого» по точкам рассказал бы подробно.

А если бы потребовалось, вкрутил бы датчик ДД в цилиндр, и без воспламенения смеси снял бы осциллограмму. Так делали до того как появились скрипты А. Шульгина - Отличный инструмент (именно инструмент, а то нескорые считают, что это осциллограф). И он был очень востребован, в период, когда сканер больше выполнял роль считывателя кодов, и отображал параметры, как ММС приведенный выше. Вот Шульгин и понял запрос, и реализовал его, в виде достойного инструмента. А вообще, первым, Игнатенко Ю. Gnat) предложил методику проверки двигателя именно по датчику давления и разряжения, без автоматического анализа.

Вот записанные параметры на сканере и их графическое отображение.
Вот записанные параметры на сканере и их графическое отображение. Двигай график, выбирай точки маркером. Все значения в точке сравнения будут отображаться. Вот только совместить их, как на графике в скрипте не получится.

-Получается, что осциллограф отжил свое? Нет. Осциллограф как был, так и остался. И функции свои он выполняет четко. А вот если вешаются на него датчики, которые могут выдать электрический сигнал, какого-то неэлектрического процесса, то нужно понимать, что привязывать процесс к полученной осциллограмме, это не его задача, а того кто датчик подключил. А со своими прямыми обязанностями он справляется прекрасно. И находит то, что ни сканер, ни скрипт и пр. не найдут никогда. Эту машину я не сделал. Осталась на выходные.

Вот два импульса управления на катушку.
Вот два импульса управления на катушку. Что можно по ним сказать: нормальные импульсы управления (не прямоугольные, какие обычно показывают на осциллограммах, приведенные к «красивому виду»). Дело не в красоте, в информативности. Прямоугольный красивый импульс это не всегда исправно. А вот такие искажения в амплитуды это нормально. И они не обязательно должны быть вот такими ровненькими, под линеечку. Вот осциллограммы с одноканального самого простого осциллографа, но не отягощенного апгрейдом органов управления и обновлениями. Это MMC Lanser (не мое, просто человек прислал)

Слева неисправная, справа рабочая.
Слева неисправная, справа рабочая. Осциллограмму нужно рассматривать как женщину. Не тогда когда она собралась в театр или на светский раут….. а утром как только проснулась. Больше информации получите, если будете рассматривать сигнал, не прилизанный, а ближе к реальному. Но при этом нужно смотреть, что за катушка перед вами (хотя бы по количеству выводов). А то будете искать неисправность там где ее нет. Но теперь следующая часть осциллограммы:

А вот это продолжение. 2- это то, что между закрепленными маркерами А и В.
А вот это продолжение. 2- это то, что между закрепленными маркерами А и В. А вот это от маркера А в сторону маркера В

А вот это от маркера А в сторону маркера В.
То есть вначале все чинно и благородно, а потом что и откуда взялось? Теперь превращаем в страшное, масштабируем так, чтобы этот участок осциллограммы с закрепленными маркерами, уместился на экран.

Теперь превращаем в страшное, масштабируем так, чтобы этот участок осциллограммы с закрепленными маркерами, уместился на экран.
1 –до маркера А; 2 – между маркерами А и В ; 3 - после маркера В. И еще есть катушка с такими же «сигналами управления». Поэтому блок управления не исключается; катушки исключаются; Под подозрение попадает участок от блока до катушек. Жгут. Если бы можно было развернуть и усилить сигнал помехи, то можно бы было предположить что это. Снимать осциллограмму тока через силовой элемент(ключ) катушки не стал. И так понятно, что он срабатывает от помехи. Как это происходит? Так получается в реальности. Катушки исключил. Осциллограф помог взломать скорлупу, за которой кроется неисправность. Направление правильное… Могу предположить, что то, что между импульсами управления результат плохого контакта с массой в выходном в каскаде драйвера или сам переход в выходном транзисторе. Уж больно хаотичны, бессистемны эти помехи, напоминают искровую помеху. Проводку тоже нельзя исключать, в ней тоже может возникнуть контакт, где его не должно быть. И возникать и пропадать он может, подчиняясь «закону вибрации двигателя».

И возникать и пропадать он может, подчиняясь «закону вибрации двигателя».
А на машине с таким мотором, полный привод, блок управлении традиционно в салоне. Пропадает желание диагностику делать, а не то что скрипт записать или осциллограф подключить. Это HONDA. Вот поэтому презентации и всякие ролики засняты на моторах где доступ легкий для подключений. А в жизни это немного не так выглядит. Да и непонятного больше. Так что слова классика будут к месту:-« на свете много есть такого друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Если кто-то нашел в моих записках сделанных по ходу работы хоть небольшую пользу- значит не зря… Удачи всем, коллеги.

Маркин Александр Васильевич
© Легион-Автодата

(ник на форуме Легион-Автодата - A_V_M)
г. Белгород, Таврово мкр 2, пер.Парковый, д.29-б.
Союз автомобильных диагностов


наверх